Отчетность в ПФ по "электронной трудовой книжке" не будет ежемесячной
© anekdotov.net

Такую хорошую новость включает версия поправок в закон о персучете, принятая во втором (ключевом) чтении.

Как мы уже сообщали, законопроекты об "электронных трудовых книжках" прошли в Госдуме второе чтение. Это касается поправок в ТК, предполагающих всеобщее волеизъявление работников о выборе бумажного или электронного вариантов (№ 748684-7) и в закон о персучете (№ 748744-7). О первом подробно мы уже рассказали, так что остановимся на втором.

Сведений не бывает слишком много

Работодатели будут "рады" узнать, что состав сведений о трудовой деятельности, которые придется сдавать в ПФ, ко второму чтению законопроекта подкорректирован и местами расширен. Как изначально и предполагалось, укрупненно это будут данные о наименовании работодателя и о его переименованиях, а также о работе застрахованного. Второе будет включать:

  • сведения о приеме на работу с указанием (при наличии) структурного подразделения страхователя;
  • трудовую функцию (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы) – так этот пункт сформулирован ко второму чтению. По начальной версии законопроекта этот пункт включал лишь должность, специальность, профессию, квалификацию;
  • сведения о переводах на другую работу. Ко второму чтению уточнено, что речь идет о другой постоянной работе;
  • сведения об увольнении и основаниях прекращения трудового договора. Думские работники решили, что этого не достаточно, поэтому ко второму чтению добавлено, что здесь надо будет указывать еще и причины увольнения;
  • реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, по которым оформлялись трудовые отношения.

Кроме того, сведения о трудовой деятельности будут включать информацию о том, какой вариант "трудовой книжки" выбран работником – бумажный или электронный.

По какому графику "сдаваться"

Все перечисленные данные (включая – о выборе варианта) вместе с ФИО работника и СНИЛС надо будет подавать в случаях:

  • приема на работу,
  • переводов на другую постоянную работу и увольнения,
  • подачи зарегистрированными лицами заявлений о выборе бумажной или электронной "трудовой".

В следующем году это надо будет делать до 15 числа месяца, перед которым имели место такие случаи. Таким образом, отчет не будет ежемесячным, как это планировалось первоначально, и сдавать его надо будет не по всем работникам каждый раз (как это тоже ранее предусматривалось), а только по тем, с кем происходили перечисленные события.

При первой подаче такого отчета по какому-то конкретному работнику надо будет также указать сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя. Если ничего перечисленного с начала 2020 года с работником не происходило (ни найма, ни увольнения, ни переводов, ни выбора "книжки"), то тогда надо будет сведения по состоянию на 1 января 2020 года подать до 15 февраля 2021 года.

С 2021 года до 15 числа надо будет отчитываться лишь в двух случаях: после перевода на другую работу или подачи заявления о выборе. Если же работника наняли или уволили, то отчитаться об этом (присовокупив все сведения о его трудовой деятельности) надо будет на следующий же день после издания приказа (другого соответствующего документа).

Если работников менее 25, то сдавать сведения из "электронной трудовой" можно будет на бумаге.

Кара за неповиновение

При выявлении ПФ нарушений в сфере представления упомянутых сведений он будет сообщать об этом в трудинспекцию. При этом поправками в закон о персучете предусмотрена отсылка на административную ответственность как страхователей, так и их должностных лиц.

В этом свете довольно печально, что "завис" законопроект с поправками в КоАП, входящий в тот же пакет – 748758-7. Планировалось дополнить статью 5.27 КоАП, посвященную нарушениям трудового законодательства. Согласно новой норме неоднократное нарушение сроков "слива" новых сведений в ПФ или представление недостоверных могло бы грозить должностным лицам всего лишь предупреждением.

Если этот проект так и не примут, то будет действовать "общий" пункт 1 статьи 5.27 КоАП, наказание по которому такое: предупреждение или штраф для должностных лиц и ИП в размере 1-5 тысяч рублей; для юрлиц – 30-50 тысяч рублей.