О применении ККТ при встречном предоставлении за товары, работы, услуги в случае расчетов с другими фирмами и ИП

Письмо УФНС России по г. Москве от 1 августа 2019 г. N 17-15/138092@
"О разъяснении законодательства"

Вопрос: Обязана ли организация применять ККТ при предоставлении или получении встречного предоставления за товары, работы, услуги в случае расчетов с другими организациями или индивидуальными предпринимателями? Если да, то в каком порядке оформляется такой чек, нужно ли его печатать на бумажном носителе, следует ли указывать наименование и ИНН контрагента, а также указывать вид встречного предоставления (зачет встречного требования, новация, уступка требования, прощение долга и пр.)?

Ответ: Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее - Управление), рассмотрев Ваше обращение от 04.07.2019 исх. N 13/ФА/1713, поступившее из Федеральной налоговой службы письмом 25.07.2019 исх. N 20-3-04/1314@ (вх. N 249430 от 26.07.2019), сообщает следующее.

В соответствии пунктом 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники осуществляет Министерство финансов Российской Федерации и на Управление не распространяется.

Вместе с тем, на основании пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно статье 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ определены следующие понятия:

Таким образом, контрольно-кассовая техника применяется пользователями при предоставлении или получении встречного предоставления за товары, работы, услуги, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев.

Дополнительно сообщается, что встречное предоставление возникает при договоре купли-продажи, где одна из сторон обязуется передать в собственность другой стороны предмет расчета в обмен на другой. При этом каждая из сторон признается продавцом предмета расчета, который она обязуется передать, и покупателем предмета расчета, который она обязуется принять в обмен.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Пользователи обязаны выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности, соответствующие установленным требованиям, в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 54-ФЗ (пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона 54-ФЗ определены обязательные реквизиты, содержащиеся в кассовом чеке и включающие в себя, в том числе:

Одновременно следует отметить, что Федеральный закон N 54-ФЗ не содержит положений, конкретизирующих требования к реквизиту "наименование товара (работ, услуг)", содержащемуся на кассовом чеке, бланке строгой отчетности.

Кроме того, следует учитывать, что при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа кассовый чек или бланк строгой отчетности наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ, должен содержать, в том числе идентификационный номер налогоплательщика покупателя (клиента).

В соответствии с абзацем двенадцатым пункта 4, абзацем шестым пункта 5 статьи 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ Федеральной налоговой службой утвержден Приказ от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию", которым предусмотрены форматы фискальных документов, обязательных к использованию, и соответствующие признаки расчета.

Таким образом, при расчете в форме встречного представления при получении товара (работы, услуги) от другой стороны пользователю необходимо сформировать кассовый чек с обязательными реквизитами, предусмотренными Федеральным законом N 54-ФЗ и Приказом, в том числе с признаком расчета (тег 1054) "расход", признаком способа расчета (тег 1214) "полный расчет" и указанием суммы по чеку встречным представлением (тег 1217), равной стоимости приобретаемого товара (работы, услуги).

Кроме того, при передаче собственного товара (работы, услуги) происходит реализация указанного товара (работы, услуги), в связи с чем, формируется кассовый чек с признаком расчета (тег 1054) "приход", признаком способа расчета (тег 1214) "полный расчет" и указанием суммы по чеку встречным представлением (тег 1217), равной стоимости передаваемого товара (работы, услуги), а также другими обязательными реквизитами.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.

Советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации 1 класса

С.В. Карпачев





Комментарии читателей: