О новых критериях признания сделок контролируемыми; о контролируемой задолженности

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 июня 2019 г. N 03-12-11/1/40113

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 27.03.2019 по вопросу применения отдельных положений Налогового кодексаРоссийской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии с положениями статей 105.15и 105.16Кодекса налогоплательщики обязаны осуществлять подготовку и представление документации в целях налогового контроля, а также уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.

В целях Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренныхстатьей 105.14Кодекса.

При этом необходимо отметить, что пунктом 11 статьи 1и пунктами 2и 6 статьи 4Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 302-ФЗ) в статью 105.14Кодекса внесены изменения, уточняющие условия признания сделок между взаимозависимыми лицами контролируемыми в целях Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 105.14Кодекса (в редакцииФедерального законаN 302-ФЗ) сделки, предусмотренные пунктом 1указанной статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

Также отмечаем, что положения статьи 105.14Кодекса (в редакции Федерального законаN 302-ФЗ) применяются в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25Кодекса с 1 января 2019 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

В соответствии с пунктом 9 статьи 105.14Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25Кодекса.

При определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для целей статьи 105.14Кодекса вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений главы 14.2и главы 14.3Кодекса.

Позиция Минфина России по вопросу налогообложения в случае предоставления (получения) беспроцентного займа изложена в письмеМинфина России от 23.03.2017 N 03-03-РЗ/16846, размещенном на официальном сайте Министерства в сети Интернет (https:// www.minfin.ru/ru/document/).

Дополнительно сообщается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 269Кодекса по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено данной статьей.

По долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с Кодексом контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V. 1Кодексом, если иное не установленостатьей 269Кодекса.

В пункте 1.1 статьи 269Кодекса речь идет о признании доходов (расходов) по долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с Кодексом контролируемой сделкой.

В соответствии с пунктом 2 статьи 269Кодекса контролируемой задолженностью признается непогашенная задолженность налогоплательщика - российской организации по долговым обязательствам этого налогоплательщика, указанным в пункте 2 статьи 269 Кодекса (если иное не предусмотрено данной статьей).

Таким образом, контролируемая задолженность может возникать по долговым обязательствам любого вида при их соответствии условиям, указанным в пункте 2 статьи 269Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательстваРоссийской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель
директора Департамента

Н.А. Кузьмина



Источник : Гарант

Комментарии читателей: