Об уплате индивидуальными предпринимателями страховых взносов авансом

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

от 27 сентября 2018 г. N 03-15-05/69124

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и в части своей компетенции по вопросу об уплате индивидуальными предпринимателями (не работодателями) авансом страховых взносов сообщает следующее.

Согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц и являются источником финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования.

Исходя из положений части 1 статьи 430 Налогового кодекса вышеуказанные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода, который заключается в следующем:

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного вышеуказанным подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса страховые взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются индивидуальными предпринимателями в установленном на соответствующий год фиксированном размере (в частности, за расчетный период 2018 года этот размер составляет 5 840 рублей).

При этом в соответствии с положениями пункта 3 статьи 430 Налогового кодекса, если индивидуальный предприниматель начинает осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате им за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Исходя из положений пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса суммы страховых взносов за расчетный период в фиксированном размере уплачиваются плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Таким образом, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено авансирование при уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам.

Также сообщаем, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов и др.

Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т. п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.

Заместитель директора
департамента налоговой и таможенной политики Минфина

Р.А. Саакян



Источник : Гарант

Комментарии читателей: