О рекомендациях по отдельным вопросам налогообложения земельных участков 

ФНС России разъяснены отдельные вопросы взимания земельного налога.

В ряде ситуаций сведения о правах на земельные участки не содержатся у органов Росреестра и могут подтверждаться документами о праве, полученными из органов местного самоуправления.

Сообщается, что органы местного самоуправления могут подавать от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и иные документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства).

В дальнейшем сведения о зарегистрированных в ЕГРН правах на ранее учтенные участки передаются в налоговые органы в соответствии с общим порядком.

Также разъяснено, что налоговые органы вправе применять повышенную налоговую ставку в отношении земельного участка из состава земель сельхозназначения, не используемого для сельхозпроизводства, при отсутствии устранения выявленного нарушения земельного законодательства, даже в случае смены собственника земельного участка.

В отношении земельных участков, приобретенных на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства и с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего этот срок.

Отмечено, что в настоящее время прорабатывается вопрос о внесении изменений в налоговую декларацию по земельному налогу, предусматривающих возможность применять два разных коэффициента в течение одного налогового периода.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 20 марта 2018 г. N БС-4-21/5157@

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ

ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

И АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

ФНС России в связи с обращениями налогоплательщиков и налоговых органов направляет прилагаемые рекомендации по отдельным вопросам налогообложения земельных участков и администрирования земельного налога (далее - налог).

Доведите настоящее письмо до сотрудников нижестоящих налоговых органов, осуществляющих администрирование налога, включая проведение налоговых проверок и работу с налогоплательщиками.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Л.БОНДАРЧУК

 

 

Приложение

к письму ФНС России

от "__" ______ 2018 г. N __

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

И АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА (ДАЛЕЕ - НАЛОГ)

1. О применении п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)

Вопрос:

В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) информации о правах на земельные участки налогоплательщики по налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРН, либо на основании актов о предоставлении земельных участков, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания.

В ряде ситуаций сведения о таких ранее возникших правах на земельные участки не содержатся у органов Росреестра и могут представляться в налоговые органы в виде заверенных копий документов о ранее возникшем праве.

В каком порядке в таком случае осуществляется определение налогоплательщика по налогу, допустимо ли налоговым органам использовать такие документы для целей налогового администрирования, в т.ч. полученные из органов местного самоуправления?

Разъяснения (рекомендации):

Исходя из ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) права на земельные участки, возникшие до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не зарегистрированные в ЕГРН (далее - ранее учтенные участки), признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

НК РФ не предусматривает использование для администрирования налога в отношении ранее учтенных участков сведений, полученных из органов местного самоуправления (положения п. 9.2 ст. 85 НК РФ об обмене налоговых органов с органами местного самоуправления сведениями о ранее учтенных участках признаны утратившими силу Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ).

Для исчисления налога регламентирован информационный обмен налоговых органов с органами Росреестра, обеспечивающими ведение ЕГРН (ст. 85 (пп. 4, 11), ст. 391 НК РФ).

Для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном участке может использоваться порядок государственной регистрации ранее возникших прав, согласно ч. 1 ст. 69 Закона N 218-ФЗ.

Для регистрации ранее возникших прав без личного обращения в регистрирующий орган физического лица - правообладателя ранее учтенного участка ст. 12 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления могут подавать от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и иные документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства).

В дальнейшем сведения о зарегистрированных в ЕГРН правах на ранее учтенные участки передаются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.

2. О применении п. 5 ст. 391 НК РФ

Вопрос:

В связи с применением в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ за налоговый период 2017 г. по налогу "федерального" налогового вычета на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, в т.ч. для налогоплательщиков-пенсионеров, возникла необходимость в разъяснении п. 3 постановления городской Думы муниципального образования "город Калуга" от 26.10.2005 N 202, которым предусмотрена следующая льгота по налогу: "Налоговая база, уменьшенная для определенных категорий налогоплательщиков, в соответствии с п. 5 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации на территории муниципального образования "город Калуга" дополнительно уменьшается на сумму 290 000 рублей, за исключением ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны".

Предусматривает ли данная формулировка для пенсионеров дополнительное (после применения "федерального" налогового вычета) уменьшение налоговой базы на 290 000 рублей по вышеуказанному муниципальному нормативному правовому акту, на момент издания которого п. 5 ст. 391 НК РФ не включал указание на категорию налогоплательщиков-пенсионеров?

Разъяснения (рекомендации):

Согласно ст. 34.2 НК РФ, официальные письменные разъяснения по вопросам применения нормативно-правовых актов муниципальных образований о местных налогах дают финансовые органы муниципальных образований.

Исходя из общих положений ст. 5 НК РФ муниципальные нормативно-правовые акты о местных налогах, содержащие отсылочные нормы на положения НК РФ, применяются с учетом редакции соответствующих положений НК РФ, действующих на момент принятия (издания) муниципального нормативно-правового акта, поскольку иное не предусмотрено законодательством о налогах.

3. О применении абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ

Вопрос:

Правомерно ли применять повышенную налоговую ставку в отношении земельного участка из состава земель сельхозназначения, указанного в постановлении органа госземнадзора о назначении административного наказания, подтверждающего неиспользование земельного участка для сельхозпроизводства, в случае смены собственника земельного участка при отсутствии устранения выявленного нарушения земельного законодательства?

Разъяснения (рекомендации):

Согласно абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Как следует из данной нормы НК РФ, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3 процента. В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении "прочих земель" и не превышающей 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (независимо от перехода прав на такой земельный участок от одного налогоплательщика к другому).

4. О применении абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ

Вопрос:

По какой налоговой ставке следует облагать земельные участки, принадлежащие налогоплательщику на праве собственности, занятые зданиями трансформаторных подстанций и распределительных пунктов? Относятся ли данные участки к участкам, занятым объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса?

Разъяснения (рекомендации):

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. При этом в силу положения ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Так, согласно п. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. Данная правовая позиция находит отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2017 N 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 N 306-КГ16-15969 и Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2010 N ВАС-10062/10.

5. О применении абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ

Вопрос:

Организация по договору-купли продажи приобрела в собственность земельный участок у физического лица. Какую налоговую ставку надо применять в отношении земельного участка, находящегося в собственности юридического лица, с разрешенным использованием "Для индивидуальной жилой застройки"?

Разъяснения (рекомендации):

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного строительства. При этом в силу положения ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Так, согласно ч. 3 ст. 48 ГрК РФ, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

Таким образом, используемое в ГрК РФ понятие "объект индивидуального жилищного строительства" не связано с предоставлением (приобретением) исключительно физическим лицом земельного участка, на котором осуществляется указанное строительство.

Следовательно, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, применение налоговых ставок не зависит от их принадлежности налогоплательщикам - физическим или юридическим лицам, поскольку иное не предусмотрено законодательством о налогах.

6. О применении п. 15 ст. 396 НК РФ

Вопрос: в соответствии с п. 15 ст. 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическим лицам на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится:

Однако Порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденный приказом ФНС России от 10.05.2017 N ММВ-7-21/347@, не предусматривает возможности применять два разных коэффициента в течение одного налогового периода.

Разъяснения:

Переданным на государственную регистрацию в Минюст России приказом ФНС России от 02.03.2018 N ММВ-7-21/118@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 10.05.2017 N ММВ-7-21/347@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронной форме и порядка ее заполнения, а также признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@" предусмотрены соответствующие дополнения к порядку заполнения налоговой декларации.



Источник : КонсультантПлюс

Комментарии читателей: