О предоставлении имущественного вычета при обращении к работодателю не с первого месяца налогового периода

Ведомство по-прежнему не согласно с Президиумом ВС РФ в вопросе о том, должен ли работодатель возвратить удержанный с начала года НДФЛ, если сотрудник подал заявление о предоставлении вычета не в первый месяц налогового периода.

Суд считает: когда физлицо обращается за вычетом по месту работы, налоговый агент должен вернуть НДФЛ, перечисленный в бюджет с начала года, поскольку удержанный до подачи заявления налог признается излишне уплаченным. Однако Минфин, как и ранее, указывает, что работодатель не вправе возвращать такой налог.

Обращаем внимание, что в спорных ситуациях Минфин рекомендует налоговым органам руководствоваться позицией ВС РФ. ФНС уже направилаинспекциям обзор судебной практики, касающийся возврата удержанного НДФЛ при предоставлении сотруднику вычета. Несмотря на это, министерство остается при своем мнении.

Вопрос: О предоставлении имущественного вычета по НДФЛ в случае обращения к работодателю (налоговому агенту) не с первого месяца налогового периода.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 марта 2016 г. N 03-04-06/15541

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса установлено, что при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение, в частности, имущественного налогового вычета.

Пунктом 8 статьи 220 Кодекса установлено, что имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 данной статьи, могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю (налоговому агенту) при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты налоговым органом.

В соответствии со статьями 210 и 220 Кодекса имущественный налоговый вычет предоставляется путем уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 226 Кодекса исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Таким образом, в случае обращения налогоплательщика к работодателю за представлением имущественного налогового вычета не с первого месяца налогового периода данный вычет предоставляется начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился за его предоставлением применительно ко всей сумме дохода, начисленной налогоплательщику нарастающим итогом с начала налогового периода.

Порядок возврата налогоплательщику излишне удержанных налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумм налога на доходы физических лиц установлен статьей 231 Кодекса.

Возврат удержанных налоговым агентом сумм налога до получения от налогоплательщика письменного заявления о предоставлении имущественных налоговых вычетов и подтверждения налоговым органом права налогоплательщика на получение указанных вычетов на основании статьи 231 Кодекса невозможен, поскольку правомерно удержанные налоговым агентом суммы налога не могут быть квалифицированы как излишне удержанные.

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце, возможно, имеется в виду Письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, а не N 03-01-12/01/47571.

Вместе с этим сообщаем, что в письме Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-12/01/47571, доведенном до сведения территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097, было указано, что письма Минфина России, в которых разъясняются вопросы применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами. Эти письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В случае когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.

При этом, руководствуясь вышеуказанными решениями судов, следует иметь в виду, что поскольку в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах регулярно вносятся различные изменения и дополнения, то следует принимать во внимание тот налоговый период, к которому такие решения относятся.

И.о. директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН



Источник : КонсультантПлюс

Комментарии читателей: