О выявлении сомнительных операций и оценке рисков нарушения валютного законодательства

ФНС России подготовлены рекомендации по выявлению сомнительных операций и оценке рисков нарушения требований валютного законодательства по репатриации денежных средств в случаях замены денежных обязательств нерезидентов обязательствами, выраженными в ценных бумагах.

В Рекомендациях разъясняются, в частности:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 24 декабря 2015 г. N ЕД-4-2/22729

О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе представленные письмом Федеральной таможенной службы от 20.10.2015 N 01-28/51614 рекомендации по выявлению сомнительных операций и оценке рисков нарушения требований валютного законодательства Российской Федерации по репатриации денежных средств от внешнеторговой деятельности в случаях замены денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам долговыми обязательствами, выраженными в ценных бумагах.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

 

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Д.В.ЕГОРОВ

 

Приложение

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СОМНИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ОЦЕНКЕ РИСКОВ

НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕПАТРИАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОТ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЛУЧАЯХ ЗАМЕНЫ ДЕНЕЖНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

НЕРЕЗИДЕНТОВ ПО ВНЕШНЕТОРГОВЫМ СДЕЛКАМ ДОЛГОВЫМИ

ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ, ВЫРАЖЕННЫМИ В ЦЕННЫХ БУМАГАХ

I. Общие положения

Рекомендации по выявлению сомнительных операций и оценке рисков нарушения требований валютного законодательства Российской Федерации по репатриации денежных средств от внешнеторговой деятельности в случаях замены денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам долговыми обязательствами, выраженными в ценных бумагах (далее - рекомендации), подготовлены в целях обеспечения единого подхода Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и их территориальных органов, а также уполномоченных банков, не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", при выявлении сомнительных операций и оценке рисков нарушения требований валютного законодательства Российской Федерации по репатриации денежных средств от внешнеторговой деятельности в случаях замены денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам обязательствами, выраженными в ценных бумагах.

При подготовке рекомендаций использовались следующие нормативные правовые акты:

1) Таможенный кодекс Таможенного союза, утвержденный Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 50, ст. 6615) (далее - Таможенный кодекс);

2) Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая), (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1996, N 5, ст. 410) (далее - ГК РФ);

3) Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954) (далее - УК РФ);

4) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1) (далее - КоАП РФ);

5) Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859) (далее - Федеральный закон);

6) Федеральный закон от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 11, ст. 1238);

7) Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (зарегистрирована Минюстом России 03.08.2012, рег. N 25103) ("Вестник Банка России", 17.08.2012, N 48, N 49) (далее - Инструкция).

II. Термины и определения

Согласно ГК РФ ценными бумагами являются акция, вексель, закладная, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигация, чек и иные ценные бумаги, названные в таком качестве в законе или признанные таковыми в установленном законом порядке <1> (далее - ценные бумаги).

--------------------------------

<1> Пункт 2 статьи 142 ГК РФ.

К внутренним ценным бумагам относятся эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Подпункты "а" и "б" пункта 3 части 1 статьи 1 Федерального закона.

Внешними ценными бумагами являются ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Федеральным законом к внутренним ценным бумагам <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 4 части 1 статьи 1 Федерального закона.

Документарными ценными бумагами являются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 1 статьи 142 ГК РФ.

К валютным операциям относятся следующие операции с ценными бумагами <1>:

--------------------------------

<1> Пункт 9 части 1 статьи 1 Федерального закона.

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента внешних ценных бумаг на законных основаниях <1>, а также использование внешних ценных бумаг в качестве средства платежа;

--------------------------------

<1> Статья 9 Федерального закона.

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента внешних и внутренних ценных бумаг на законных основаниях <1>, а также использование внешних и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

--------------------------------

<1> Статья 6 Федерального закона.

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента внешних и внутренних ценных бумаг на законных основаниях <1>, а также использование внешних и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

--------------------------------

<1> Статья 10 Федерального закона.

г) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации внешних и внутренних ценных бумаг;

д) перевод внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

III. Перемещение ценных бумаг

Передача документарной ценной бумаги может быть сопряжена с ее фактическим перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле <1>.

--------------------------------

<1> Статья 15 Федерального закона.

Документарные ценные бумаги, являясь движимым имуществом, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС, подпадают под понятие "товары" (подпункт 35 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса) и подлежат таможенному декларированию при их перемещении через таможенную границу ЕАЭС <1>.

--------------------------------

<1> Статья 179 Таможенного кодекса.

В соответствии с Таможенным кодексом <1> таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации, форма и порядок заполнения которой утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации".

--------------------------------

<1> Статья 355 Таможенного кодекса.

В случае перемещения через таможенную границу ЕАЭС документарной ценной бумаги физическим лицом от имени юридического лица для российского юридического лица (т.е. не для личного пользования) ее таможенное декларирование осуществляется путем подачи декларации на товары в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций".

IV. Квалификация нарушений при обороте ценных бумаг

Перемещение документарных ценных бумаг без их таможенного декларирования таможенному органу может квалифицироваться как нарушение права ЕАЭС:

В случае недекларирования лицами документарных ценных бумаг, удостоверяющих обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, в чей адрес осуществляется такая выплата, в крупном либо особо крупном размере в их деянии могут усматриваться признаки преступления, предусмотренного статьей 200.1 УК РФ.

Непредставление резидентом декларации на товары, подтверждающей ввоз ценной бумаги на таможенную территорию ЕАЭС, может свидетельствовать:

--------------------------------

<1> Пункт 2 части 2 статьи 24 Федерального закона.

Для принятия решения в соответствии с законодательством об административных правонарушениях и (или) уголовным законодательством Российской Федерации по фактам непредставления резидентом декларации на товары, подтверждающей ввоз ценной бумаги на таможенную территорию ЕАЭС, требуется проведение дополнительных проверочных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

V. Расчеты с использованием векселей

Вексельные сделки регулируются в первую очередь нормами специального вексельного законодательства, к которому относятся Федеральный закон от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" и постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 7 августа 1937 г. N 104/1341 "О введении в действие Положения о переводном и простом векселе", а в случае отсутствия специальных норм в вексельном законодательстве регулирование осуществляется общими нормами о сделках и обязательствах.

Согласно позиции, изложенной в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 33, N 14 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей" обязательство уплатить по векселю является денежным обязательством и прекращается исполнением, то есть уплатой обязанным лицом (нерезидентом) суммы вексельного долга (часть 1 статьи 408 ГК РФ).

Изменение порядка расчетов за переданные нерезидентам товары либо возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные на территории Российской Федерации) товары, путем замены безналичной формы расчетов на долговое обязательство, выраженное в передаче нерезидентом резиденту ценной бумаги (векселя), удостоверяющей денежное требование, должно рассматриваться лишь как изменение сроков расчетов по внешнеторговой сделке.

При этом указанные изменения сами по себе не порождают у резидента обязательство вносить изменения в паспорт сделки (переоформить паспорт сделки).

В соответствии с пунктом 12.14 Инструкции резиденты не вправе закрывать паспорт сделки до момента получения денежных средств от нерезидентов в оплату ценных бумаг (векселей) либо переуступки их по индоссаменту и (или) в связи с уступкой требования (цессии) путем совершения именных передаточных надписей (далее - передача по индоссаменту).

Информация об указанных ценных бумагах (векселях), а также об их оплате или передаче отражается уполномоченным банком в ведомости банковского контроля по контракту в порядке, установленном приложением 6 к Инструкции, с учетом следующего.

В случае передачи нерезидентом резиденту ценных бумаг (векселей) в оплату товаров резидент в соответствии с подпунктом 9.1.4 пункта 9.1 и приложением 5 к Инструкции должен представлять справку о подтверждающих документах и соответствующие ценные бумаги (векселя) в качестве подтверждающих документов, указав в справке о подтверждающих документах код вида подтверждающего документа 10_3. Информация о ценной бумаге (векселе), переданной в оплату товаров, отражается в соответствующей строке подраздела III.I раздела III ведомости банковского контроля (графа 13):

В случае оплаты такой ценной бумаги (векселя) либо передачи по индоссаменту в графе 13 подраздела III.I раздела III ведомости банковского контроля по контракту в соответствующей строке при закрытии паспорта сделки дополнительно указывается следующая информация:

Вследствие фактического наступления событий, с которыми норма по репатриации денежных средств из-за рубежа <1> связывает наступление гражданско-правовых последствий, у резидента возникает публично-правовая обязанность по обеспечению получения денежных средств на свои банковские счета.

--------------------------------

<1> Пункты 1 и 2 части 1 статьи 19 Федерального закона.

Поскольку ценная бумага (вексель) характеризуется абстрактностью закрепленного в ней обязательства, сама по себе передача ценной бумаги (векселя), удостоверяющей обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в том числе для расчета за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, либо для возврата денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, не может отождествляться с репатриацией резидентом иностранной валюты и валюты Российской Федерации.

Получение ценной бумаги (векселя), удостоверяющей обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, эмитентом которых могут являться как иные резиденты, так и нерезиденты, порождает вексельные правоотношения, которые не обязывают резидента предъявлять ценную бумагу (вексель) к оплате векселедателю (плательщику), а денежные средства, причитающиеся по ценным бумагам (векселям), могут быть не зачислены на счета резидентом в уполномоченном банке или зачислены не в полном объеме (с дисконтом).

Кроме того, передача ценной бумаги (векселя), удостоверяющей обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, эмитентом которой выступает иной резидент, не может признаваться исполнением резидентом - стороной по внешнеторговой сделке требований части 1 статьи 19 Федерального закона в связи с тем, что:

--------------------------------

<1> Статья 6 Федерального закона.

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Вне зависимости от наличия (отсутствия) фактов декларирования ценных бумаг в случае, если они использовались в качестве средства платежа по внешнеторговой сделке и были представлены в уполномоченный банк в качестве подтверждающих документов, необходимо провести проверку соблюдения участником внешнеторговой деятельности валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, руководствуясь при этом следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов (возврат в Российскую Федерацию) иностранной валюты или валюты Российской Федерации, являющихся встречным обязательством нерезидентов - контрагентов по внешнеторговым сделкам.

В целях выявления объекта проверок предлагаем осуществлять мониторинг баз данных валютного контроля на наличие информации, свидетельствующей о прекращении обязательств или об изменении (снижении суммы) обязательств по сделке посредством передачи векселей (наличие кодов "10_3" или "10_4" в графе 4 подразделов III.I и (или) III.II раздела III ведомости банковского контроля) <1>, а также иных источников информации (внешнеторговых договоров (контрактов), указывающих на перемещение через таможенную границу ЕАЭС векселей.

--------------------------------

<1> Наличие кодов "10_3" или "10_4" в графе 4 подразделов III.I и (или) III.II раздела III ведомости банковского контроля в соответствии с пунктом 5 Порядка заполнения справки о подтверждающих документах приложения 5 к Инструкции.

При выявлении сомнительных операций, связанных с заменой денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам долговыми обязательствами, выраженными в ценных бумагах (векселя), для принятия решения в соответствии с административным и (или) уголовным законодательством Российской Федерации, руководствуясь статьей 23 Федерального закона, для установления наличия события нарушения требований валютного законодательства Российской Федерации предлагаем запрашивать:

Информация из ведомости банковского контроля (графа 13 подраздела III.I раздела III) используется для отслеживания соблюдения резидентами требований о репатриации денежных средств по внешнеторговым договорам (контрактам), по которым произошла замена денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам долговыми обязательствами, выраженными в ценных бумагах, с учетом следующего:

VI. Риски использования ценных бумаг как способа

В соответствии с согласованной с Росфинмониторингом позицией Банка России, изложенной в письме от 4 июля 2008 г. N 80-Т "Об усилении контроля за отдельными операциями физических и юридических лиц с векселями", валютные операции, проводимые в пользу нерезидентов в порядке исполнения российскими кредитными организациями обязательств по предъявляемым к платежу векселям, первыми векселедержателями которых были российские юридические лица, позволяют предполагать, что действительными целями такого рода валютных операций могут являться уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод денежных средств из Российской Федерации, отмывание доходов, полученных преступным путем.

К группе повышенного риска можно отнести организации, перемещающие ценные бумаги через таможенную границу ЕАЭС, в случаях:



Источник : КонсультантПлюс

Комментарии читателей: