Об уменьшении суммы налога по УСН на сумму взносов, уплаченных не за счет собственных средств

Вопрос: Имеет ли право автономное учреждение, применяющее упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшить единый налог на сумму обязательных страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности, уплаченных за счет субсидий на выполнение государственного задания, которые являются средствами целевого финансирования?

На этот счет существует две точки зрения.

1.Пунктом 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ установлено, что сумму единого налога можно уменьшить на суммы обязательных страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности за счет средств налогоплательщика, уплаченных им в отчетном периоде. При этом в данном пункте не уточняется источник данных выплат. Но учитывая, что целевое финансирование в виде субсидий не включается в базу единого налога на УСН, можно сделать вывод о том, что нет оснований уменьшать этот налог на сумму взносов и пособий, оплаченных за счет субсидии.

Дополнительно, как аргумент: в отношении ЕНВД в Налоговом кодексе есть норма, которая не позволяет принять к вычету всю сумму взносов и пособий. Так, страховые взносы и пособия уменьшают сумму единого налога только в том случае, если они уплачены в пользу сотрудников, занятых в сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог (п. 2, 2.1 ст. 346.32 НК РФ). То есть учреждения, применяющие ЕНВД, не вправе принять к вычету сумму взносов и пособий, уплаченных в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, финансируемого за счет субсидий.

2. Другая точка зрения также основана на положениях пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ. В частности, отсутствие указаний на конкретные источники финансирования позволяет уменьшить сумму единого налога (авансового платежа по налогу) на сумму обязательных страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности, уплаченных в целом по учреждению, в том числе за счет средств целевого финансирования. Такие разъяснения приведены в письмах Минфина России от 9 августа 2012 г. № 03-11-06/2/105, от 25 ноября 2008 г. № 03-11-04/2/176, , от 12 октября 2007 г. № 03-11-04/2/256.

Учитывая, что основная деятельность учреждений заключается в выполнении государственных и муниципальных заданий, финансируемых за счет субсидий, страховые взносы и пособия по временной нетрудоспособности в большей своей части финансируются также за счет средств субсидий. Поэтому в подавляющем большинстве случаев суммы единого налога учреждений, применяющих УСН, будут уменьшены на максимально возможный размер – 50 процентов от начисленной суммы налога.

Просим дать разъяснение о том, какой позиции придерживаться в данном вопросе.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 июля 2015 года № 03-11-06/2/41618

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 19 мая 2015 года № 38 о порядке применения упрощенной системы налогообложения и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных в пункте 3.1 статьи 346.21 Кодекса расходов более чем на 50 процентов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

При этом с выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам, страховые взносы уплачиваются организациями по тарифам, установленным статьей 12 Федерального закона № 212-ФЗ.

Таким образом, организации, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, имеет право уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (авансовых платежей по налогу), на сумму взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, указанных в пункте 3.1 статьи 346.21 Кодекса, но не более чем на 50 процентов.

При этом источник выплаты страховых взносов не имеет значения.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
Р.А. Саакян



Источник : Правовая система "Главбух"

Комментарии читателей: