О порядке учета обеспечительного платежа (задатка) при УСН

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.06.2015 № 03-11-06/2/36071
УСН: порядок учета обеспечительного платежа (задатка)

Вопрос: На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ просим разъяснить порядок применения налогового законодательства в следующей ситуации.

Наша организация (УСН - доходы минус расходы, основной вид деятельности -оказание услуг салонами красоты) строит здание. Стройка на сегодняшний день на стадии внутренней подводки коммуникаций, введение в эксплуатацию планируется в 1 кв-ле 2016 года. Половину помещения планируем занимать сами, а другую половину желает арендовать медицинский центр, который хочет вперед, пока идет строительство, перечислить денежные средства (как задаток) в обеспечение заключения договора аренды. Можем ли мы воспользоваться п.2 ст.251 НК РФ (доходы, не учитываемые при определении налоговой базы ... в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств), а уже позже (при введении объекта в эксплуатацию), в день заключения договора аренды помещения, включить всю сумму задатка, который будет уже считаться авансом, в доход?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу, связанному с порядком применения упрощенной системы налогообложения и сообщает, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 15 июня 2012 года № 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.

При этом в соответствии с Положением и Регламентом в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

В то же время, отмечаем, что согласно статье 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), при определении объекта налогообложения в составе доходов учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения в составе доходов не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

При этом задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения (пункт 1 статьи 380 ГК РФ).

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств.

Таким образом, при получении арендодателем от арендатора платежа (задатка) для обеспечения исполнения обязательств (в обеспечение заключения договора аренды) при условии возврата указанных сумм после истечения срока договора аренды у налогоплательщика-арендодателя не возникает доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

В том случае, если сумма обеспечительного платежа (задатка) не будет возвращена налогоплательщиком-арендодателем арендатору, данные суммы признаются доходами, связанными с оплатой за реализованные услуги по предоставлению имущества в аренду, которые включаются в состав доходов в целях налогообложения в рамках УСН.

Одновременно обращаем внимание, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель
директора Департамента
Р.А.Саакян



Источник : Правовая система "Главбух"

Комментарии читателей: