О предоставлении имущественного вычета военнослужащему, вернувшему в бюджет жилищный заем

Имущественный налоговый вычет по расходам на строительство либо приобретение жилья не предоставляется в части расходов, покрываемых, в частности, за счет бюджетных средств.

Предоставленные участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих средства, перечисленные в погашение обязательств по ипотечному кредиту, были им возвращены по причине досрочного увольнения с военной службы. Кроме того, им были уплачены проценты, начисленные на сумму задолженности.

При рассмотрении вопроса о предоставлении налоговых вычетов данному налогоплательщику разъяснено следующее:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 4 марта 2020 г. N БС-4-11/3731@

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ МИНФИНА РОССИИ

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации от 06.02.2020 N 03-04-07/7653 о порядке предоставления имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц налогоплательщикам, которые являлись участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и были досрочно уволены с военной службы.

Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Л.БОНДАРЧУК

 

Приложение

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 февраля 2020 г. N 03-04-07/7653

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц налогоплательщикам, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и которым был предоставлен целевой жилищный заем в целях погашения обязательств по ипотечному кредиту банка, и сообщает.

Правовые, организационные, экономические и социальные основы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих установлены Федеральным законом от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 117-ФЗ), в соответствии с которым финансирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих производится за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 117-ФЗ каждый участник накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях:

1) приобретения жилого помещения или жилых помещений, приобретения земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений, указанного земельного участка, а также приобретения жилого помещения или жилых помещений по договору участия в долевом строительстве;

2) уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).

Из письма Федеральной налоговой службы следует, что налогоплательщик, являясь военнослужащим, в качестве участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих на основании кредитного договора с банком приобрел квартиру по договору купли-продажи. Согласно условиям кредитного договора, погашение кредита и процентов по нему производится за счет средств целевого жилищного займа, предоставленного налогоплательщику ФГКУ "Росвоенипотека".

По причине досрочного увольнения гражданина с военной службы (на основании подпункта "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") и, соответственно, исключения его из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, ФГКУ "Росвоенипотека" обязало указанного налогоплательщика:

Таким образом, в письме Федеральной налоговой службы рассматривается вопрос о предоставлении имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц налогоплательщикам, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и которым был предоставлен целевой жилищный заем в целях погашения обязательств по ипотечному кредиту банка.

Согласно пункту 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если иное не предусмотрено указанным пунктом, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных, в частности, статьей 220 Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 Кодекса.

Подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса предусмотрены имущественные налоговые вычеты, на которые при соблюдении установленных условий вправе претендовать налогоплательщик при приобретении, в частности, квартиры с привлечением заемных средств.

Пунктом 5 статьи 220 Кодекса установлено, что имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 105.1 Кодекса.

Таким образом, имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса, налогоплательщик - участник накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих вправе получить в части расходов, произведенных за счет собственных средств, в том числе произведенных после его исключения из накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

В случае возврата уполномоченному органу в установленном порядке бюджетных средств, по мнению Департамента, налогоплательщик вправе при соблюдении установленных условий претендовать на получение имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса, в том случае, если такие вычеты ранее не предоставлялись налогоплательщику. При этом возможность корректировки размера полученного имущественного налогового вычета, в том числе в связи с предусмотренным статьей 15 Федерального закона N 177-ФЗ возвратом бюджетных средств в случае досрочного увольнения участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с военной службы, Кодексом не предусмотрена.

В отношении предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса, в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на уплату процентов на сумму задолженности при возврате бюджетных средств, если целевой жилищный заем ранее был предоставлен в целях погашения обязательств по ипотечному кредиту банка, сообщаем следующее.

В случае, если целевой жилищный заем ранее был предоставлен участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в целях погашения обязательств по ипотечному кредиту банка, то в таком случае имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 220Кодекса, в части расходов налогоплательщика на уплату процентов на сумму задолженности при возврате бюджетных средств не предоставляется ввиду отсутствия соответствующего основания в подпункте 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса.

Врио директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ



Источник : КонсультантПлюс

Комментарии читателей: