ФНС России указала, что наличие в корпоративных документах компании, получающей доходы от источников в РФ, упоминания о холдинговом характере ее деятельности не свидетельствует об отсутствии у такой компании самостоятельной предпринимательской деятельности.

Упоминание "холдинговой деятельности" и "инвестирования" среди заявленных видов деятельности иностранного получателя дохода не может являться самостоятельным и достаточным критерием, свидетельствующим о наличии или отсутствии фактического права на доход.

При проведении контрольных проверок по вопросам правомерности применения налоговых льгот по международным соглашениям об избежании двойного налогообложения налоговым органам рекомендовано проводить мероприятия по выявлению признаков искусственности в деятельности холдинговой компании, в том числе признаков отсутствия самостоятельности в части принимаемых решений по отношению к принадлежащему компании активу и в отношении дохода от источника в РФ.

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 8 августа 2019 г. N ЕД-4-13/15696@

О ФАКТИЧЕСКОМ ПРАВЕ

ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ НА ДОХОД ОТ ИСТОЧНИКОВ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральная налоговая служба, продолжая выработку единообразных подходов при формировании доказательственной базы в рамках мероприятий налогового контроля о неправомерном применении налогоплательщиками и налоговыми агентами преференций по международным соглашениям об избежании двойного налогообложения, сообщает следующее.

В ходе рассмотрения материалов контрольных мероприятий был выявлен формальный подход налоговых органов к раскрытию концепции фактического права на доход (бенефициарного собственника), базирующийся на наличии в корпоративных документах компании, получающей доходы от источников в Российской Федерации, упоминания о холдинговом характере ее деятельности, на основании чего налоговые органы делают выводы об отсутствии у такой компании самостоятельной предпринимательской деятельности.

Федеральная налоговая служба разъясняет, что деятельность, осуществляемая преимущественно в виде инвестиций и финансирования компаний группы (холдинга) или взаимозависимых, аффилированных компаний, сама по себе не свидетельствует об отсутствии самостоятельной предпринимательской деятельности.

Упоминание "холдинговой деятельности" и "инвестирования" среди заявленных видов деятельности иностранного получателя дохода не может являться самостоятельным и достаточным критерием в пользу наличия или отсутствия фактического права на доход. Холдинговые компании представляют собой компании, специализирующиеся на владении и управлении принадлежащими им пакетами акций. При этом это могут быть как внутригрупповые промежуточные холдинговые компании, которым, как правило, принадлежит 100% дочерних операционных предприятий международной группы компаний, так и инвестиционные холдинговые компании (портфельные холдинговые компании), которые держат диверсифицированные пакеты ценных бумаг для одного или нескольких инвесторов.

В каждом случае в рамках контрольных мероприятий, при формировании позиции относительно наличия у получателя дохода фактического права на него, необходимо проводить анализ на наличие признаков искусственности в деятельности холдинговой компании, в том числе признаков отсутствия самостоятельности в части принимаемых решений по отношению к принадлежащему компании активу и в отношении рассматриваемого дохода от источника в Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного Федеральная налоговая служба поручает налоговым органам при проверке правильности применения налогоплательщиками и налоговыми агентами льгот (пониженных ставок, освобождений от налогообложения) по международным соглашениям Российской Федерации об избежании двойного налогообложения руководствоваться положениями настоящего письма.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Д.В.ЕГОРОВ