Минфин продолжает настаивать на том, что работодатель обязан начислить взносы со стоимости туристических путевок, которые он оплатил для сотрудников. Данных выплат нет в перечне необлагаемых сумм.
Ведомство уже высказывало аналогичное мнение. ФНС придерживается похожей точки зрения.
Суды относят оплату путевок к социальным выплатам и разрешают не начислять с нее взносы. Хотя судебная практика сложилась до переноса взносов в НК РФ, суть правил не изменилась. Полагаем, ей можно пользоваться и сейчас. Но будьте готовы к спорам с контролерами.
Вопрос: Об НДФЛ и страховых взносах с суммы компенсации (оплаты) работникам стоимости туристических путевок.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 апреля 2019 г. N 03-04-05/32077
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 28.03.2019 по вопросам обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами стоимости туристических путевок, приобретаемых организацией для своих работников, и в соответствии со статьей 34.2Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
1. Налог на доходы физических лиц
Согласно пункту 9 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, в частности, суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ) туризмом являются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства, в частности, в лечебно-оздоровительных и рекреационных целях.
При этом туристским продуктом является комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
С учетом изложенного на стоимость путевок, признаваемых туристскими с учетом положений Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ, положения пункта 9 статьи 217 Кодекса не распространяются и суммы компенсации (оплаты) таких путевок подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами сумм выплат физическим лицам, приведенный в статье 422 Кодекса, является исчерпывающим.
Таким образом, учитывая, что расходы организации по оплате стоимости туристических путевок работников не включены в перечень не подлежащих обложению сумм, поименованных в статье 422Кодекса, такие суммы расходов подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН