Отмена предельных величин баз для исчисления страховых взносов может повлечь рост "серых схем" оплаты труда.

Минфин России выразил свою позицию по вопросу отмены предельных величин баз для исчисления страховых взносов.

Предельные величины баз для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусмотрены пунктом 3 статьи 421 НК РФ.

С сумм выплат и иных вознаграждений, превышающих установленную предельную величину, страховые взносы не взимаются (в отношении взносов на ОПС применяется пониженный тариф).

Согласно позиции Минфина России отмена предельных величин приведет к увеличению расходных обязательств государства на социальное обеспечение (на пенсии, пособия и др.) и фискальной нагрузки на плательщиков страховых взносов, что может повлечь рост "серых схем" оплаты труда и уклонение от уплаты налогов.

Вопрос: О предельных величинах баз для исчисления страховых взносов на ОПС и ОМС.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 декабря 2018 г. N 03-15-05/93529

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросу об отмене предельной величины базы для исчисления страховых взносов и регрессивной шкалы тарифов страховых взносов сообщает следующее.

Согласно пункту 3 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для плательщиков страховых взносов - организаций устанавливаются предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствии с положениями статьи 426 Кодекса страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исчисляются по тарифу в размере 22,0% в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 10,0% свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9% в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования.

Установление предельных величин базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основано на страховых принципах системы обязательного социального страхования и связано с необходимостью достижения эквивалентности и равнозначности объема прав на соответствующие страховые выплаты (пенсии, пособия) уплаченным страховым взносам исходя из установленной предельной величины базы для обложения страховыми взносами.

Таким образом, отмена предельных величин баз для исчисления страховых взносов приведет к увеличению расходных обязательств государства на социальное обеспечение в системе обязательного социального страхования (на пенсии, пособия и др.) и фискальной нагрузки на плательщиков страховых взносов, что, в свою очередь, может привести к обратному эффекту, когда вместо увеличения доходов государственных внебюджетных фондов произойдет их снижение за счет роста "серых схем" оплаты труда, уклонения от уплаты налогов и существенного уменьшения стимулов для предпринимателей к росту в связи с ухудшением условий их налогообложения.

В связи с изложенным отмена предельных величин базы для исчисления страховых взносов и регрессивной шкалы тарифов страховых взносов не поддерживается.

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ