При приобретении с 1 января 2019 года у иностранных организаций услуг в электронной форме обязанности налогового агента не возникает.
В настоящее время при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, исчисление и уплата НДС производятся российскими организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов (пункт 9 статьи 174.2 НК РФ).
Указанная норма утрачивает силу с 1 января 2019 года.
Сообщается, что в случае если иностранная организация не встала на учет в налоговом органе, ответственность за неуплату НДС несет данная иностранная организация.
Кроме того, обращено внимание на то, что в случае добровольной уплаты НДС российской организацией или индивидуальным предпринимателем в качестве налогового агента вычеты уплаченных сумм налога положениями главы 21 НК РФ не предусмотрены.
Вопрос: Организация предоставляет российским и зарубежным транспортным организациям услуги по обеспечению топливом, товарами и услугами с использованием топливных карт. Для обеспечения деятельности она закупает у иностранных поставщиков услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ. При этом часть этих поставщиков оказывает уникальные и незаменимые для бизнеса услуги.
Вправе ли организация продолжать закупку этих услуг после 01.01.2019, если иностранные поставщики выразят отказ в постановке на учет в российских налоговых органах и самостоятельной уплате НДС в бюджет РФ?
Какая ответственность для организации предусмотрена налоговым законодательством РФ в случае, если НДС не будет уплачен в бюджет иностранным поставщиком услуг, получившим после 01.01.2019 от организации оплату за эти услуги?
Вправе ли организация выступить в качестве налогового агента и удержать НДС из доходов иностранного поставщика с последующей уплатой НДС в бюджет, если иностранный поставщик после 01.01.2019 не встал на учет в качестве налогоплательщика в налоговых органах РФ и не будет самостоятельно уплачивать НДС в бюджет РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 октября 2018 г. N 03-07-08/76139
В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при оказании иностранными организациями с 1 января 2019 года услуг в электронной форме российской организации Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В настоящее время применение НДС российскими организациями и индивидуальными предпринимателями, приобретающими у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах, услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (далее - услуги в электронной форме), осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 174.2 Кодекса, согласно которому при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, исчисление и уплата НДС производятся российскими организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса.
В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанный пункт 9 статьи 174.2 Кодекса утрачивает силу с 1 января 2019 года.
В связи с этим начиная с 1 января 2019 года при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную организацию независимо от того, кто является покупателем услуг - физическое лицо или организация (индивидуальный предприниматель). В связи с этим и на основании пункта 4.6 статьи 83 Кодекса иностранная организация, оказывающая с 1 января 2019 года услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, подлежит постановке на учет в налоговом органе.
В случае если указанная иностранная организация не встала на учет в налоговом органе, ответственность за неуплату НДС несет данная иностранная организация.
Таким образом, при приобретении с 1 января 2019 года юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями у иностранных организаций услуг в электронной форме обязанности налогового агента у этих российских лиц не возникает.
В случае добровольной уплаты налога на добавленную стоимость российской организацией или индивидуальным предпринимателем в качестве налогового агента вычеты уплаченных сумм налога положениями главы 21 Кодекса не предусмотрены.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
О.Ф.ЦИБИЗОВА