В связи с вопросами, поступающими в ФНС России, сообщается, в частности:
- при осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем выплаты денежных средств физлицу за оказанные им услуги в рамках обязательств по договору гражданско-правового характера обязанность применения ККТ не возникает, т.к. в данном случае услуги оказывает физлицо, а обязанность применения ККТ возложена только на организации и ИП;
- в случае приема металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней применение ККТ необходимо, поскольку услугу оказывает организация (индивидуальный предприниматель);
- ККТ должна применяться при расчетах между организациями и (или) ИП. Идентификация покупателя (клиента) как организации происходит на основании предъявляемой им доверенности на совершение расчетов от имени организации;
- выдача сотруднику организации заработной платы, материальной помощи и других выплат, а также денежных средств под отчет и возврат сотрудником неизрасходованных денежных средств, ранее выданных под отчет, не требует применения ККТ.
О том, что это письмо (якобы) выпущено стало известно прямо 10.08.2018; в интернете стал распространяться текст этого письма. В Консультант письмо попало вчера, 20.08. Что настораживает? Только одно: на сайте ФНС это письмо отсутствует (поиск выдает отсутствие документа с таким номером).
Теперь к сути. Фактически, налоговики "отыгрывают назад": еще в июле специально обученные люди из ФНС на многочисленных семинарах (естественно платных) говорили о том, что по договорам ГПХ нужно проводить расходные операции через ККТ, а по подотчетным лицам - при приходовании ТМЦ также применять ККТ. В обсуждаемом письме ситуация развернута с точностью "до наоборот".
Замечу, что буквальное прочтение закона - обязывает покупателя применять ККТ для расходных операций в упомянутых выше случаях.
Что же произошло? Позволю себе высказать предположение: юр.лица и ИП, которые не осуществляют прием наличных и/или не имеющих выручки от физиков, расплачивающихся ЭСП, не смотря ни на что, не стали покупать он-лайн кассы. И таких набралось (по некоторым данным) около миллиона. Перед налоговиками стала непосильная задача: как администрировать? Ведь для того, чтобы привлечь к ответственности тех, кто так и не завел он-лайн кассу для регистрации расходных операций - придется делать выездные проверки по каждому случаю (в отличие от "контрольной закупки" - неправомерное неприменение ККТ при расходных операциях можно выявить только по данным бух.учета); для этих проверок, чтобы охватить весь массив "уклонистов" за год - потребуется не менее 30 тыс. проверяльщиков. Причем заведомо известно, что результативность таких проверок окажется низкой (игра не стоит свеч).
Если бы этот миллион субъектов испугался бы (исходя из текста закона и комментариев, которые раздавали налоговики в июне-июле) и на всякий случай прикупил бы и зарегистрировал он-лайн кассы, то дальше администрирование проходило бы исключительно путем удаленного анализа/сопоставления "биг дата" и банковских операций, с выдачей запросов/требований. А по факту - замаячила перспектива обойти ножками миллион субъектов за короткий срок. Вот и появилось обсуждаемое письмо, свидетельствующее вовсе о не мягкосердечии фискалов (или внезапном просветлении разума), а лишь о том, что они решили о себе любимых позаботиться...