В письме рассмотрены, в частности, следующие вопросы:
- о порядке признания иностранного лица иностранной организацией или иностранной структурой без образования юридического лица;
- о признании иностранного лица в качестве юридического лица, для которого не предусмотрено участие в капитале;
- об участии в контролируемой иностранной компании через товарищество;
- об участии в иностранной организации через российскую публичную компанию;
- об участии в иностранной структуре без образования юридического лица через иностранную организацию;
- о применении норм статьи 25.13-1 НК РФ о контролируемых иностранных компаниях к структурам без образования юридического лица;
- о применении пункта 4 статьи 25.15 НК РФ об участии в контролируемой иностранной компании через других контролирующих лиц;
- об особенностях применения освобождения прибыли контролируемой иностранной компании по критерию эффективной ставки налогообложения;
- об особенностях применения освобождения прибыли контролируемых иностранных компаний для участников проектов по добыче полезных ископаемых;
- об особенностях признания доходов в виде доходов от активной деятельности в целях подтверждения статуса иностранных лиц в качестве активных иностранных компаний;
- об использовании в целях налогообложения терминов, установленных статьей 309.1 НК РФ;
- об учете прибыли контролируемой иностранной компании в налоговой базе российского контролирующего лица в случае, если финансовый год контролируемой иностранной компании не совпадает с календарным годом, и др.
Вопрос: О признании публично-правового образования налогоплательщиком земельного налога при передаче участков, учитываемых в казне, в пользование коммерческим структурам.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 февраля 2017 г. N 03-05-04-02/5068
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В рассматриваемом обращении предлагается внести изменения в статью 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в части признания налогоплательщиками земельного налога публично-правовые образования в случае, если земельные участки, учитываемые в казне, передаются в пользование коммерческим структурам.
В этой связи отмечаем, что в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 8 Налогового кодекса под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
На основании статьи 9 Налогового кодекса участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются, в частности, организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками.
Статьей 388 Налогового кодекса определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Налогового кодекса. Не признаются налогоплательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как правильно указывается в рассматриваемом обращении, по смыслу гражданского и налогового законодательства публично-правовые образования не подпадают под понятие "организации" и, следовательно, не могут быть признаны налогоплательщиком земельного налога.
Одновременно обращаем внимание, что согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность, в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду и в безвозмездное пользование.
При этом отмечаем, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий (статья 39.9 Земельного кодекса).
Таким образом, земельные участки могут предоставляться коммерческим структурам либо в собственность, либо в аренду.
Также следует иметь в виду, что на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V. 1 Земельного кодекса.
Учитывая изложенное, предлагаемые в обращении изменения в статью 388 Налогового кодекса не могут быть поддержаны.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ