Унифицированные формы первички по учету торговых операций с применением ККТ не обязательны. Разъяснение Минфина касается унифицированных форм, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

Вывод ведомства обоснован следующим. Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 (далее - постановление N 132) не относится к законодательству РФ о применении ККТ, поскольку Законом о ККТ не предусмотрено принятие данного постановления.

Напомним, что постановлением N 132 утверждены, в частности, унифицированные формы первички по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин. В их числе журнал кассира-операциониста.

Минфин в 2016 году давал аналогичное разъяснение. ФНС направляла его нижестоящим налоговым органам.

Отметим, что в новом письме Минфин упомянул об Информации N ПЗ-10/2012. В ней ведомство сообщало, что обязательными к применению остаются формы первичных учетных документов, которые установлены уполномоченными органами на основании федеральных законов (например, кассовые документы). Унифицированные формы первички по учету кассовых операций утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

Таким образом, организации, использующие ККТ, могут не применять, например, унифицированную форму журнала кассира-операциониста. Однако формы кассовых документов по-прежнему обязательны.

Вопрос: О применении унифицированных форм первичной документации по учету торговых операций; об уплате страховых взносов и представлении расчетов по ним организацией, имеющей обособленные подразделения.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 января 2017 г. N 03-01-15/3482

 

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение ООО и по поставленным вопросам сообщает следующее.

1. По вопросу применения постановления Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" (далее - постановление)

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники состоит из Федерального закона N 54-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Учитывая, что принятие постановления Федеральным законом N 54-ФЗ не предусмотрено, оно не относится к законодательству Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, и, следовательно, постановление не подлежит обязательному применению.

Дополнительно отмечаем, что в соответствии с информацией Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" с 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

2. По вопросу о порядке уплаты страховых взносов, представления отчетности по страховым взносам с 01.01.2017 организацией, имеющей обособленные подразделения, но осуществляющей централизованное начисление выплат всем работникам организации

Из запроса следует, что организация, имеющая обособленные подразделения, до 01.01.2017 в централизованном порядке начисляла выплаты всем своим работникам, а также уплачивала страховые взносы и сдавала отчетность в государственные внебюджетные фонды по месту своего нахождения.

Исходя из положений подпункта 11 статьи 431 главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), вступившей в силу с 01.01.2017, уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Вместе с тем в соответствии с положениями подпункта 7 пункта 3.4 статьи 23 Кодекса плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий).

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" положения подпункта 7 пункта 3.4 статьи 23 Кодекса применяются в отношении обособленных подразделений, созданных на территории Российской Федерации, которые наделяются российской организацией полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. после 01.01.2017.

Таким образом, в случае если в организации до 01.01.2017 начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, уплата страховых взносов, представление расчетов по страховым взносам осуществлялись централизованно и после 01.01.2017 данный порядок не изменился, то уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам осуществляются самой организацией, как головной, по месту своего нахождения и обязанности, установленной вышеупомянутым подпунктом 7 пункта 3.4 статьи 23 Кодекса, у такой организации не возникает.

Одновременно сообщаем, что вопрос о необходимости наделения обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу работников относится к организационным вопросам ведения организацией своей финансово-хозяйственной деятельности и, соответственно, решения по ним принимаются организацией самостоятельно.

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ