Приведена информация об организации в ФНС России досудебного (внесудебного) разрешения споров, возникающих в ходе и по итогам проведения мероприятий по контролю.
Повышение защищенности подконтрольных субъектов от ошибок и нарушений в ходе осуществления налоговыми органами своих полномочий в процессе досудебного обжалования возможно за счет совершенствования существующих механизмов, обеспечивающих повышение качества исполнения госфункций по контролю (надзору).
К таким механизмам относятся оперативный пересмотр необоснованных и не имеющих судебную перспективу актов налоговых органов ненормативного характера, действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов; проведение взаимосогласительных процедур в рамках налогового мониторинга; выработка единой правоприменительной позиции и доведение ее до налогоплательщиков и налоговых органов через сайт Службы; доведение результатов досудебного и судебного урегулирования налоговых споров, сформированных на основе данных информационного ресурса "Налоговые споры", до налоговых органов.
С 02.06.2016 у налогоплательщиков появилась возможность приостановить исполнение обжалуемых вступивших в силу решений по налоговым проверкам до вынесения решения по жалобе при предоставлении банковской гарантии. Это позволяет им до урегулирования налогового спора в досудебном порядке на всех стадиях инициировать приостановление действий налогового органа по взысканию доначисленных сумм налогов, пени, штрафных санкций.
Также в случае установления вышестоящим налоговым органом противоречий и расхождений между сведениями, содержащимися в материалах жалобы, и представленных налогоплательщиком, предусмотрена возможность последнего участвовать в рассмотрении жалобы по решениям, вынесенным по результатам налоговых проверок.
Предусмотрена возможность направления жалобы (апелляционной жалобы) и получения ответа по ней в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Кроме того, благодаря сервисам ФНС России "Узнать о жалобе" и "Личный кабинет налогоплательщика"налогоплательщик бесплатно в режиме онлайн может узнать о ходе и сроках рассмотрения своей жалобы (обращения).
Письмо Федеральной налоговой службы
от 28 октября 2016 г. № СА-16-9/216@
Об организации в Федеральной налоговой службе досудебного (внесудебного) разрешения споров, возникающих в ходе и по итогам проведения мероприятий по контролю, а также предложениях по совершенствованию процедуры досудебного (внесудебного) разрешения таких споров
Федеральная налоговая служба во исполнение пункта 12 Плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 году № 559-Р, направляет в соответствии- с перечнем вопросов, подготовленных Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, информацию об организации в Федеральной налоговой службе досудебного (внесудебного) разрешения споров, возникающих в ходе и по итогам проведения мероприятий по контролю, а также предложения по совершенствованию процедуры досудебного (внесудебного) разрешения таких споров.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса С.А. Аракелов
Информация об организации в Федеральной налоговой службе досудебного (внесудебного) разрешения споров, возникающих в ходе и по итогам проведения мероприятий по контролю, а также предложения по совершенствованию процедуры досудебного (внесудебного) разрешения таких споров
1. Нормативно-правовая основа досудебного (внесудебного) разрешения споров, возникающих в ходе и по итогам проведения мероприятий по контролю:
1.1. Налоговый кодекс Российской Федерации (закреплена обязанность для налогоплательщиков на досудебное обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действие и бездействие их должностных лиц, а также определен порядок и сроки обжалования и рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), установлены требования к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы) и др.);
1.2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (предусмотрена возможность обжалования постановления по делу об административном правонарушении; порядок подачи жалобы; срок обжалования, а также сроки рассмотрения жалобы и др.);
1.3 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (предусмотрена возможность досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего; определен предмет такого обжалования; сформулированы общие требования к порядку подачи и рассмотрения этой категории жалоб и др.);
1.4. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (определен порядок рассмотрения обращений граждан (и их объединений), в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства (а также порядок рассмотрения отдельных обращений); закреплены права граждан при рассмотрении обращения; установлены требования к письменному обращению и форме обращения; сроки рассмотрения письменных обращений и др.);
1.5. Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по проверке технического состояния игрового оборудования, утвержденный приказом Минфина России от 11.10.2011 № 128н;
1.6. Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах и саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах, утвержденный приказом Минфина России от 30.03.2015 № 50н;
1.7. Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за проведением лотерей, утвержденный приказом Минфина России от 23.12.2015 № 206н;
1.8. Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденный приказом Минфина России от 17.10.2011 № 132н;
1.9. Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минфина России от 17.10.2011 № 133н.
2. В Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, а также в ЦА ФНС России, как в вышестоящие налоговые органы, за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 поступили 45 272 жалобы (обращения) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, как по налоговым спорам, так и по иным спорам, связанным с осуществлением Федеральной налоговой службой полномочий, вне полномочий, установленных Налоговым кодексом РФ (споры по государственной регистрации, споры, связанные с предоставлением государственных услуг и осуществлением государственных функций, и т.п.). При этом поступило и рассмотрено по налоговым спорам 37 653 жалобы, из которых удовлетворено 12 753 жалобы (или 33,9 %).
3. Досудебное обжалование решений контрольно-надзорных органов отличает достаточно высокая эффективность, что подтверждается показателями статистической налоговой отчетности по форме № 3-НС «Сведения о результатах работы по урегулированию споров в досудебном порядке». Так, наблюдается ежегодная тенденция к снижению судебных споров с налогоплательщиками за счет эффективного разрешения налоговых споров с ними в досудебном порядке.
4. Повышение защищенности подконтрольных субъектов от ошибок и нарушений в ходе осуществления налоговыми органами своих полномочий в процессе досудебного обжалования возможно за счет совершенствования существующих механизмов, обеспечивающих повышение качества исполнения государственных функций по контролю (надзору). К таким механизмам относятся:
- оперативное осуществление пересмотра необоснованных и не имеющих судебную перспективу актов налоговых органов ненормативного характера, действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов;
- проведение взаимосогласительных процедур в рамках налогового контроля в форме налогового мониторинга;
- выработка единой правоприменительной позиции и доведение ее до налогоплательщиков и налоговых органов через размещенные на сайте ФНС России on-line сервисы («Решения по жалобам», «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов»);
- доведение результатов досудебного и судебного урегулирования налоговых споров, сформированных на основе данных информационного ресурса «Налоговые споры», до налоговых органов для использования в работе, в том числе при осуществлении функций по контролю (надзору).
Кроме того, в целях совершенствования процедуры досудебного урегулирования налоговых споров Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, положения которого вступили в силу с 02.06.2016.
Так, у налогоплательщика появилась возможность приостановить исполнение обжалуемых вступивших в силу решений по налоговым проверкам до вынесения решения по жалобе при предоставлении банковской гарантии, позволяющая налогоплательщикам до урегулирования налогового спора в досудебном порядке на всех стадиях инициировать приостановление действий налогового органа по взысканию доначисленных сумм налогов, пени, штрафных санкций.
Также в случае установления вышестоящим налоговым органом противоречий и расхождений между сведениями, содержащимися в материалах жалобы, и представленных налогоплательщиком, предусмотрена возможность последнего участвовать в рассмотрении жалобы по решениям, вынесенным по результатам налоговых проверок.
Данным законом регламентирована обязанность налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, при получении жалобы принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу.
Предусмотрена возможность направления жалобы (апелляционной жалобы) и получения ответа по ней в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Кроме того, благодаря сервисам ФНС России «Узнать о жалобе» и «Личный кабинет налогоплательщика» налогоплательщик бесплатно в режиме онлайн может узнать о ходе и сроках рассмотрения своей жалобы (обращения).
5. К процедуре досудебного обжалования в Федеральной налоговой службе представители института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам предпринимателей, общественных объединений предпринимателей, иных общественных организаций, не привлекались.