МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 апреля 2016 г. N 03-11-12/21180

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам применения патентной системы налогообложения и упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что информацию о налогах, порядке их исчисления и уплаты, правах и обязанностях налогоплательщиков предоставляют налоговые органы.

В связи с этим для получения необходимой информации по применению патентной системы налогообложения в ситуации, изложенной в обращении, следует обратиться в налоговый орган по месту жительства (учета).

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 6 статьи 346.45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае:

1) если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, превысили 60 млн руб.;

2) если в течение налогового периода налогоплательщиком было допущено несоответствие требованию, установленному пунктом 5 статьи 346.43 Кодекса;

3) если налогоплательщиком не был уплачен налог в сроки, установленные пунктом 2 статьи 346.51 Кодекса.

Пунктом 7 статьи 346.45 Кодекса предусмотрено, что суммы налогов, подлежащие уплате в соответствии с общим режимом налогообложения за период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение патентной системы налогообложения по основаниям, указанным в пункте 6 статьи 346.45 Кодекса, исчисляются и уплачиваются индивидуальным предпринимателем в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. При этом указанные индивидуальные предприниматели не уплачивают пени в случае несвоевременной уплаты авансовых платежей по налогам, подлежащим уплате в соответствии с общим режимом налогообложения в течение того периода, на который был выдан патент.

В случае если индивидуальный предприниматель совмещает применение патентной системы налогообложения с упрощенной системой налогообложения и утратил право на применение патентной системы налогообложения, то он обязан за период ее применения уплатить налоги в рамках общего режима налогообложения, от которых был освобожден в соответствии с пунктами 10 и 11 статьи 346.43 Кодекса.

В то же время с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика патентной системы налогообложения, произведенного в порядке, установленном пунктом 8 статьи 346.45 и пунктом 3 статьи 346.46 Кодекса, указанный индивидуальный предприниматель вправе по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применялась ранее патентная система налогообложения, применять упрощенную систему налогообложения при соблюдении ограничений, установленных главой 26.2 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 346.46 Кодекса установлено, что снятие с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, утратившего право на применение патентной системы налогообложения и перешедшего на общий режим налогообложения в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 6 статьи 346.45 Кодекса, осуществляется в течение пяти дней со дня истечения срока уплаты налога.

Учитывая изложенное, налогоплательщик, утративший право на применение патентной системы налогообложения, вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика патентной системы налогообложения.

Кроме того, сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А. СААКЯН