Вопрос:

В связи с возникшей необходимостью, мной 12 октября 2015 года в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД) направлено заявление № б/н о выдаче справки, подтверждающей статус налогового резидента Российской Федерации за 2014 год, для предоставления в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 25 по Санкт-Петербургу по месту работы для возврата излишне уплаченного НДФЛ (излишне удержанного и не возвращенного мне налоговым агентом-работодателем).

Своим письмом от 29 октября 2015 года № 07-12/27834 МИ ФНС России по ЦОД сообщила, что выдача справки, подтверждающей статус налогового резидента Российской Федерации, для предоставления в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 25 по Санкт-Петербургу не представляется возможной, и рекомендовала получить более подробную информацию о порядке подтверждения постоянного местопребывания (резидентства) в Российской Федерации на сайте ФНС в Интернете.

В связи с отказом МИ ФНС по ЦОД в выдаче мне справки для предъявления в МИ ФНС № 25 по Санкт-Петербургу сообщаю следующее:

1. Порядок возврата суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации установлен пунктом 1.1 ст.231 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с установленным порядком, возврат суммы налога налогоплательщику производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса (п.1.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ).

2. Пунктом 2 ст.207 Налогового кодекса установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

3. Согласно письмам Министерства финансов Российской Федерации (Минфин РФ) от 14 апреля 2011 года № 03-04-05/6-259, от 21 февраля 2011 года № 03-04-05/6-112 подтверждение нахождения в Российской Федерации граждан Республики Беларусь осуществляется в общем порядке с учетом положений Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95, подписанного 24.01.2006 (далее - Протокол).

4. В соответствии с Информационным сообщением Федеральной налоговой службы (ФНС) "О процедуре подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации" с 18.02.2008 выдачу подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации (далее - Подтверждение) осуществляет Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (далее - МИ ФНС России по ЦОД).

5. В соответствии с тем же Информационным сообщением ФНС выдача Подтверждения осуществляется путем выдачи справки установленного образца.

6. В соответствии с тем же Информационным сообщением ФНС Подтверждение выдается в одном экземпляре, за исключением следующих случаев:

  • если налогоплательщику необходимы два и более экземпляров Подтверждения за один календарный год для направления нескольким контрагентам, при наличии соответствующего пакета документов по каждому из контрагентов, выдается по одному экземпляру Подтверждения на каждого контрагента.


7. Норма, устанавливающая, что справка о подтверждении статуса налогового резидента Российской Федерации выдается МИ ФНС по ЦОД только для предъявления в налоговые органы иностранных государств, в приведенных выше нормативных документах и законодательных актах отсутствует. Напротив, нормативными документами и актами законодательства установлена возможность выдачи двух и более экземпляров справки для направления нескольким контрагентам, круг которых не оговорен и не ограничен.

8. Приведенные мной выше цитаты и ссылки полностью подтверждаются информацией о порядке подтверждения постоянного местопребывания (резидентства) в Российской Федерации, размещенной на сайте ФНС в Интернете.

На основании изложенного считаю отказ МИ ФНС по ЦОД от выдачи мне справки о подтверждении статуса налогового резидента Российской Федерации, данный письмом от 29 октября 2015 года № 07-12/27834, неправомерным и нарушающим законодательство Российской Федерации.

Прошу Федеральную налоговую службу оказать мне содействие в получении от МИ ФНС по ЦОД справки о подтверждении статуса налогового резидента Российской Федерации в 2014 году для предоставления в Межрайонную инспекцию ФНС № 25 по Санкт-Петербургу в целях осуществления возврата излишне уплаченного НДФЛ за 2014 год. Пакет обосновывающих документов предоставлен мной в МИ ФНС по ЦОД совместно с заявлением от 12 октября 2015 года № б/н.

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА


ПИСЬМО

от 30 декабря 2015 года № ЗН-3-17/5083

[О порядке возврата НДФЛ налогоплательщику в связи с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации]

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и в отношении выдачи справки, подтверждающий статус физического лица в качестве налогового резидента Российской Федерации, сообщает следующее.

Справка, подтверждающая статус физического лица в качестве налогового резидента Российской Федерации, выдается налогоплательщику исключительно в целях ее предоставления в компетентный орган иностранного государства для полного или частичного освобождения от уплаты налога в иностранном государстве, в котором данным лицом был получен доход.

В то же время возврат суммы налога налогоплательщику в связи с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации с учетом пункта 1.1 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) осуществляется при подаче налоговой декларации, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации.

При этом перечень таких документов Кодексом не установлен. На этом основании для указанных целей могут использоваться любые документы, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и позволяющие установить количество календарных дней пребывания лица на территории Российской Федерации (например, справка с места работы, выданная на основании сведений из табелей учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля пересечении границы).

Одновременно сообщаем, что с 1 января 2015 года доходы, полученные в связи с работой по найму гражданами Республики Беларусь, на основании статьи 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года облагаются по налоговой ставке 13 процентов, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Н.С.Завилова