ЕГРЮЛ и ЕГРИП ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи госреестра на электронных носителях, и данными, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют данные в указанных документах.
Разъяснено также, что ответственность налогового агента за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов установлена НК РФ.
Штрафные санкции к налогоплательщику применяются только с учетом полного и всестороннего выяснения как всех фактических обстоятельств совершенного им налогового правонарушения, так и обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности и смягчающих ее.
Письмо Федеральной налоговой службы от 21 декабря 2015 г. № ГД-4-14/22394 “О предоставлении разъяснений”
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу подтверждения сведений в отношении индивидуальных предпринимателей, указанных в приложении к обращению, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 5.5.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 Федеральная налоговая служба ведет в установленном порядке Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2014 года № 462 «О размере платы за предоставление содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и документов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» за предоставление предусмотренной пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон) справки о соответствии или несоответствии изложенных в запросе сведений сведениям, содержащимся в государственных реестрах, взимается плата.
Сведения о реквизитах платежных документов и территориальных налоговых органах Российской Федерации, в которые следует обращаться с запросом о предоставлении информации, размещены в сети Интернет на сайтах соответствующих управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации. Переход на указанные сайты осуществляется через главную страницу сайта ФНС России (www.nalog.ru).
В целях оперативного получения пользователями информации, содержащейся в информационных ресурсах ФНС России в соответствии с пунктом 8 статьи 6 Закона и приказом Минфина России от 05.12.2013 № 115н «Об утверждении состава сведений о государственной регистрации юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, подлежащих размещению на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет, и порядка их размещения» (зарегистрирован в Минюсте России 28.01.2014 № 31152) сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях, внесенные в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, размещаются на сайте ФНС России www.nalog.ru и доступны через электронный сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Указанная информация о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств размещается на официальном сайте ФНС России в сети Интернет ежедневно.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона ЕГРЮЛ и ЕГРИП ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственного реестра на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах.
Согласно сведениям, содержащимся в федеральной базе данных Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, дата внесения в ЕГРИП записи о государственной регистрации при прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя 11.04.2013.
В настоящее время проводится работа по устранению некорректных сведений, размещенных на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в отношении индивидуального предпринимателя, вызванных техническим сбоем в программном обеспечении.
По вопросу предоставления разъяснений о случаях наступления ответственности налогового агента за невыполнение обязанности по удержанию налогов сообщается следующее.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 226 главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) российские организации, индивидуальные предприниматели, именуемые налоговыми агентами, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо) получил доходы, указанные в пункте 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.
Согласно положениям статьи 226 Кодекса исчисление сумм и уплата налога в соответствии с данной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 Кодекса), с зачетом ранее удержанных сумм налога, а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 Кодекса, а также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.
Согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 5 статьи 227 Кодекса, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности, и обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 Кодекса.
Ответственность налогового агента за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечисление налогов установлена статьей 123 Кодекса, согласно которой неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Вместе с тем необходимо отметить, что налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность (статья 106, пункт 1 статьи 114 Кодекса).
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотрены статьей 109 Кодекса.
Так, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанный перечень оснований является исчерпывающим.
Обстоятельства, признаваемые смягчающими ответственность лица за совершение налогового правонарушения, которые устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций, предусмотрены статьей 112 Кодекса. При этом перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим.
Таким образом, штрафные санкции к налогоплательщику применяются только с учетом полного и всестороннего выяснения как всех фактических обстоятельств совершенного им налогового правонарушения, так и обстоятельств, установленных статьями 109 и 112 Кодекса.
Вышеуказанное подтверждается и позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, согласно которой санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требование справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса Д.Ю. Григоренко