Вопрос:
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2005 года № 990/05 указано, что в соответствии с Гаагской конвенцией от 05.10.61 на документах, подтверждающих местонахождение иностранных юридических лиц, должен быть проставлен апостиль компетентным органом государства, в котором этот документ - сертификат постоянного местопребывания (резидентства) - был совершен. Исключение составляют Государства, с которыми достигнуты договоренности о принятии документов, подтверждающих резидентство, без апостиля или консульской легализации.
Как известно, штамп "Апостиль" ставится только на оригиналы документов и их нотариально заверенные копии.
Однако в письме ФНС России от 01.04.2015 № ОА-4-17/5392@ сказано, что "...если законодательство иностранного государства предусматривает подтверждение резидентства налогоплательщика в электронном виде, то российские налоговые агенты могут рассматривать такие электронные документы в качестве подтверждения статуса налогоплательщика в качестве резидента этой страны".
Учитывая вышеизложенное, просим дать ответ, будет ли принят налоговым органом РФ электронный сертификат налогового резидентства, в качестве подтверждения местонахождения иностранного юридического лица без штампа "Апостиль".
Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО от 24 сентября 2015 года № ОА-4-17/16778
[О необходимости апостилирования электронного сертификата о подтверждении налогового статуса (резидентства) иностранного налогоплательщика в целях применения международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения]
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о необходимости апостилирования электронного сертификата о подтверждении налогового статуса (резидентства) иностранного налогоплательщика в целях применения международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и сообщает следующее.Регулирование процедуры и способа выдачи таких сертификатов (на бумажном носителе или в электронном виде) относится к исключительной компетенции соответствующего иностранного государства.
Если законодательство иностранного государства предусматривает подтверждение резидентства налогоплательщика в электронном виде, то российские налоговые агенты могут рассматривать такие электронные документы в качестве подтверждения статуса налогоплательщика в качестве резидента этой страны.
Поскольку в данной ситуации документ на бумажном носителе за пределы соответствующего иностранного государства не представляется, в Российской Федерации легализация или апостилирование такого электронного документа не требуется.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
А.Л.Оверчук