Вопрос: О получении социального вычета на детей по НДФЛ в случае отказа супруга от его получения в пользу супруги, если один из супругов уплачивает алименты на ребенка от первого брака, а ребенок супруги от предыдущего брака и ребенок от совместного брака находятся на обеспечении обоих супругов, проживая с ними вместе.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 мая 2015 г. N 03-04-05/30910
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу предоставления стандартного налогового вычета на детей по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок.
Таким образом, право на получение стандартного налогового вычета возникает у налогоплательщика при условии, что налогоплательщик является родителем (супругом родителя) и ребенок находится на его обеспечении.
При этом налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.
Из письма следует, что у обоих супругов имеются дети как от предыдущих, так и от совместного брака. При этом один из супругов уплачивает алименты на своего ребенка от первого брака. Ребенок супруги от предыдущего брака находится на обеспечении обоих супругов, проживая с ними вместе.
Учитывая, что налоговый вычет производится, в частности, на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, при определении применяемого размера стандартного налогового вычета учитывается общее количество детей у обоих супругов, включая ребенка супруга, обеспечение которого подтверждается уплатой им алиментов. Очередность детей определяется по датам их рождения, то есть первый ребенок это наиболее старший по возрасту ребенок. Поскольку трое детей находятся на обеспечении супругов, то общий ребенок для целей предоставления стандартного налогового вычета супругу будет считаться третьим.
Согласно абзацу шестнадцатому подпункта 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.
При этом отказаться от получения данного налогового вычета налогоплательщик может, только если он имеет на него право и оно подтверждено соответствующими документами.
Право на получение данного налогового вычета ограничено рядом условий, например, нахождением ребенка на обеспечении налогоплательщика, наличием у налогоплательщика дохода, облагаемого налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов, и непревышением размера такого дохода установленной величины в сумме 280 000 рублей.
В случае несоблюдения таких условий налогоплательщик утрачивает право на получение удвоенного налогового вычета.
Таким образом, супруг имеет право на получение данного стандартного налогового вычета на троих детей и вправе также отказаться от его получения в пользу супруги. При этом учитывая, что налоговый вычет предоставляется за каждый месяц налогового периода при условии непревышения размера дохода в сумме 280 000 рублей, то справка с места работы супруга должна предоставляться по месту работы супруги ежемесячно.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН