Вопрос: Прошу вас дать разъяснения по вопросу исчисления и уплаты НДФЛ физическим лицом по сделке переуступки прав требования (цессии).

Мною, физическим лицом, был предоставлен займ юридическому лицу. Не дождавшись погашения, право требования долга по договору займа с юридическим лицом было переуступлено мною другому юридическому лицу.

Прошу дать разъяснения в правомерности следующего подхода при определении налоговой базы по НДФЛ при получении дохода в рамках договора цессии: согласно статье 382 Гражданского кодекса РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

Уступка права требования представляет собой перемену лица (стороны) в обязательстве, но не меняет предмет обязательства.

В соответствии со ст.210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право распоряжения которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

В статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для целей исчисления НДФЛ в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

В связи с вышеизложенным полагаю, что налоговой базой при исчислении налога на доходы физических лиц является сумма дохода, полученная физическим лицом по договору уступки права требования долга, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов по платежам, осуществленным в рамках предоставления займа по договору.

Прошу разъяснить, является ли в данном случае верным подход к формированию налоговой базы по налогу на доходы физического лица, полученного по договору уступки права требовании долга.

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 10 июня 2014 года N 03-04-05/27970
[Об исчислении налога на доходы физических лиц при уступке права требования по договору займа третьему лицу]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу исчисления налога на доходы физических лиц при уступке права требования по договору займа третьему лицу и в соответствии со статьей 34_2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса, с применением в установленных случаях налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Кодекса.

При этом согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для целей уплаты налога на доходы физических лиц в соответствии с главой "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса учет произведенных налогоплательщиком расходов при уступке прав требования предусмотрен только в отношении договоров участия в долевом строительстве (договоров инвестирования долевого строительства или по другим договорам, связанным с долевым строительством).

Учет каких-либо расходов при совершении сделки уступки права требования по договору займа в целях определения налоговой базы физическим лицом - кредитором при получении им доходов в виде денежных средств. поступивших от нового кредитора, статьями 218-221 Кодекса не предусмотрен.

Сумма полученных налогоплательщиком - кредитором денежных средств по сделке уступки требования от нового кредитора подлежит налогообложению в установленном порядке в полном объеме.

Директор Департамента
И.В.Трунин