Представление в налоговый орган подложного документа является фактом, который может свидетельствовать о наличии в действиях лиц признаков составов преступлений, предусмотренных:

  • статьей 327 УК РФ - при представлении удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от исполнения обязанностей;
  • статьей 170.1 УК РФ - при представлении документов, содержащих заведомо ложные данные в целях их внесения в единый государственный реестр;
  • статьей 202 и (или) 327 УК РФ - в случае причастности нотариуса к подделке нотариально удостоверенных документов.

При обнаружении соответствующих обстоятельств, налоговый орган обязан направить в орган внутренних дел заявление о преступлении (с приложением подтверждающих документов и материалов).

Разъяснены процедурные вопросы, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представленных документов, а также принятия по ним решений (о возбуждении уголовного дела, отказе в его возбуждении, передаче сообщения по подследственности).

Незаконные действия (бездействие) участников уголовного судопроизводства должны быть обжалованы налоговым органом в установленном УПК РФ порядке.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 23 апреля 2014 г. N СА-4-14/7872

Настоящим письмом Федеральная налоговая служба доводит до территориальных налоговых органов рекомендации по взаимодействию с правоохранительными органами при выявлении в рамках исполнения функций по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей признаков состава преступления, предусмотренного статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 327 Уголовного кодекса Российской Федерации подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков - наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (часть 1).

Те же деяния, совершенные с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, - наказываются принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок (часть 2).

Использование заведомо подложного документа - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев (часть 3).

Одним из предметов преступления, предусмотренного статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, является официальный документ, предоставляющий права или освобождающий от обязанностей.

С учетом того, что в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акт государственного органа, являющийся основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, подделка документов, представляемых для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежит квалификации по статье 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Подложный документ - документ, содержащий преднамеренно искаженную информацию об определенных фактах. Искажение информации может быть осуществлено путем подделки подписи заявителя и иных лиц, удостоверительной надписи (подписи и печати) нотариуса, внесения исправлений в текст документа посредством подчисток, дописок, допечаток и т.п., в том числе с использованием различного рода технических средств.

Подделка документа может быть как частичной (внесение изменений посредством подчисток, дописок, допечаток и т.п. в подлинный документ), так и полной (создание полностью подложного документа).

В случаях представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные данные, в содеянном могут усматриваться признаки состава преступления, предусмотренного статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества, об обременении доли, о лице, осуществляющем управление долей, переходящих в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество, должно квалифицироваться по статье 170.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что к подделке нотариально удостоверенных документов или документов с нотариально засвидетельствованной подписью причастен нотариус, в частности при свидетельствовании нотариусом подписи лица, которому она в действительности не принадлежит, заявления направляются по признакам преступлений, предусмотренных статьями 202 и 327 Уголовного кодекса Российской Федерации. При наличии документов, дающих основания полагать подделку удостоверительной надписи (подписи и печати) нотариуса, заявления направляются только по признакам преступления, предусмотренного статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации заявление о преступлении является одним из поводов для возбуждения уголовного.

Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет собой адресованное дознавателю, следователю или прокурору сообщение о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли преступным деянием вред заявителю.

В срок, не превышающий пять рабочих дней с момента обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, предусмотренного статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, регистрирующий (налоговый) орган должен направить заявление о преступлении в соответствующий орган внутренних дел.

Указанные заявления (материалы) направляются также в случае, если обстоятельства, указывающие на подделку, использование заведомо подложных документов, выявлены при осуществлении иных полномочий налоговых органов в установленной сфере деятельности, в том числе в рамках проведения налогового контроля.

Заявление о преступлении должно содержать изложение обстоятельств, указывающих на наличие признаков преступления, предусмотренного статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе полное и (при наличии) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); наименование документа, обладающего признаками подделки, признаки и доказательства (при наличии) подделки документа; примененный порядок представления документов (непосредственно, посредством почтовой или электронной пересылки); ФИО лица (при наличии), представившего документ на регистрацию, описание (при наличии) всех имеющихся документов, материалов (материалы фото- и (или) видеосъемки и т.п.), позволяющих идентифицировать лиц, причастных к представлению подложных документов, наличие возражений заинтересованных лиц относительно осуществления государственной регистрации.

К заявлению о преступлении должны прилагаться:

  • копии документов, представленных в налоговый орган для государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • копия решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, принятого по результатам рассмотрения вышеуказанных документов;
  • иные имеющиеся у налогового органа материалы, содержащие информацию, указывающую на признаки преступления, предусмотренного статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Указанные заявления (материалы) подлежат согласованию со структурными подразделениями, выполняющими функции по правовому обеспечению деятельности налогового органа.

При оформлении и передаче заявлений (материалов) необходимо руководствоваться положениями пунктов 8, 9, 11 приложения N 1 к письму ФНС России от 28.01.2014 N СА-4-14/1215@.

Согласно части 1 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной данным Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Частью 3 названной статьи предусмотрено, что руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить срок принятия решения до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

В силу части 1 статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь принимает одно из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 названного Кодекса; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 названного Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 названного Кодекса.

Регистрирующим (налоговым) органам необходимо обеспечивать оперативное получение информации о результатах рассмотрения направленных заявлений (материалов).

Исходя из положений части 1 статьи 123 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, налоговым (регистрирующим) органом могут быть обжалованы действия (бездействие) и решения должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование.

В абзаце 2 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу части 3 статьи 5 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации могут быть также обжалованы решения и действия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке поступивших заявлений и иных сообщений о совершенном или готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания.

В связи с этим, при выявлении фактов незаконных действий (бездействия) либо решений участников уголовного судопроизводства, указанных в части 1 статьи 123 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, и должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, регистрирующим (налоговым) органом должно быть реализовано право на обжалование соответствующих действий (бездействия) и решений в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке.

Одновременно обращаем внимание на то, что при взаимодействии со следственными органами следует учитывать необходимость организации работы на основе межведомственной координации усилий правоохранительных и налоговых органов по противодействию преступлениям в сфере государственной регистрации юридических лиц, неправомерным действиям при миграции налогоплательщиков, предусмотренной приказом Федеральной налоговой службы, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 3 сентября 2013 года N ММВ-7-4/306/61/663@ "О создании межведомственных рабочих групп".

Вопросы оперативного информационного обмена сведениями, разработки и утверждения совместных планов, предложений и программ по повышению эффективности межведомственного взаимодействия, направленного на уголовное преследование по статье 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, подлежат решению на заседаниях межведомственных рабочих групп. Территориальным налоговым органам необходимо оказывать все необходимые меры содействия правоохранительным органам как на стадии доследственной проверки, так и на последующих стадиях уголовного судопроизводства для сбора необходимой доказательной базы в целях обеспечения неотвратимости наказания за подделку документов, представляемых для государственной регистрации юридических лиц.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.А.АРАКЕЛОВ