Конституционный Суд РФ в очередной раз подтвердил свою позицию, изложенную в Определении от 13 июня 2006 г. N 272-О, согласно которой суды вправе освобождать от уплаты госпошлины тех граждан, льготы для которых не предусмотрены в законодательных актах. На этот раз поводом для вынесения решения послужило обращение граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы, которые просили признать неконституционным п.п. 10 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, на основании которого им было отказано в выдаче копий судебных актов, так как к соответствующему заявлению не были приложены документы об уплате государственной пошлины в размере, установленном оспариваемым положением, и заявители не относятся к категориям граждан, освобожденным в силу ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины. Подчеркивается, что отсутствие у заинтересованного лица возможности - в силу его имущественного положения - исполнить обязанность по уплате государственной пошлины не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту, поскольку иное вступало бы в противоречие с положениями Конституции РФ, гарантирующими такое право. С учетом этого НК РФ определяет те категории граждан, которые освобождаются от уплаты государственной пошлины, а также предусматривает, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату. Вместе с тем и этих мер может оказаться недостаточно для обеспечения доступа граждан к правосудию, особенно если речь идет о находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных к наказанию в виде лишения свободы, которые не трудоустроены и не имеют денежных средств на лицевом счете. Поэтому было признано, что п.п. 10 п. 1 ст. 333.19 НК РФ во взаимосвязи с п. 2 ст. 333.20 НК РФ, как не позволяющий суду принимать по ходатайству физических лиц решения о снижении (вплоть до нулевого размера) государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявления о повторной выдаче копий судебных актов, если иное уменьшение размера государственной пошлины или предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию, утрачивает силу и не может применяться правоприменительными органами.