При определении прямых расходов налогоплательщик вправе использовать применяемый в бухгалтерском учете перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Вопрос: Организация осуществляет проектные работы на коммерческой основе. Одновременно на исполнении могут находиться до 30 договоров подряда на осуществление проектно-изыскательских работ с различными сроками выполнения как с поэтапной сдачей работ заказчику, так и без нее. Это договоры - как краткосрочные (срок исполнения - 1 - 8 месяцев), так и долгосрочные (срок исполнения - более года). Организационно-штатная структура организации не позволяет в прямом порядке относить затраты (например, по зарплате, расходу бумаги, канцелярии) на каждый отдельный договор.

Организация с целью введения единообразия в бухгалтерском, налоговом и управленческом учете намерена:

1) руководствуясь п. 13 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, ст. ст. 271, 272 НК РФ, в учетной политике для целей налогового и бухгалтерского учета указать срок работ длительного цикла;

2) выручку от выполнения работ по конкретному договору признавать в бухгалтерском и налоговом учете способом "по мере готовности". Степень готовности (в процентах) и сумма готовности (в рублях) по конкретному договору подтверждаются "экспертным методом";

3) выручку за отчетный период определять как сумму выручки "по готовности" и выручки по подписанным актам выполненных работ. Для целей исчисления НДС выручка принимается только по подписанным актам выполненных работ;

4) после подписания актов приемки выполненных работ и передачи проектной документации заказчику выручку "по готовности" переводить в дебиторскую задолженность с одновременным начислением НДС;

5) для целей бухгалтерского учета к прямым расходам, связанным с производством, относить понесенные в отчетном периоде расходы, непосредственно связанные с производством и отражаемые на счете 20 "Основное производство".

Для целей налогового учета, руководствуясь Письмом Минфина России от 14.05.2012 N 03-03-06/1/247, при формировании состава прямых расходов учитывать перечень прямых расходов, связанных с производством, применяемый для целей бухгалтерского учета;

6) затраты организации, понесенные в отчетном периоде при выполнении работ по договорам, относить на себестоимость в этом же отчетном периоде;

7) для распределения прямых затрат на соответствующие договоры использовать процент доли выручки за отчетный период по договору к выручке за отчетный период по всем договорам;

8) понесенные в отчетном периоде расходы, не связанные непосредственно с производством, отражать на счете 26 "Общехозяйственные расходы" и учитывать как косвенные расходы для целей бухгалтерского и налогового учета.

Правомерен ли такой порядок признания выручки и расходов для целей исчисления налога на прибыль?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/637

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Порядок признания доходов при методе начисления установлен в ст. 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 271 НК РФ при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Пунктом 2 ст. 271 НК РФ определено, что по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).

Порядок налогового учета доходов от реализации установлен ст. 316 НК РФ, согласно которой по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Под производством с длительным технологическим циклом в целях исчисления налога на прибыль следует понимать производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды, независимо от количества дней осуществления производства. Указанное распространяется только на случаи заключения договора, не предусматривающего поэтапную сдачу работ, услуг (вне зависимости от продолжительности этапов).

Таким образом, при выполнении работ (услуг) с длительным производственным циклом, не предусматривающим их поэтапной сдачи, цена договора на их реализацию распределяется налогоплательщиком между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов.

При этом отнесение возникших расходов к расходам текущего отчетного (налогового) периода осуществляется налогоплательщиком в общеустановленном порядке, то есть при методе начисления - в соответствии со ст. ст. 272, 318 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 318 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Пунктом 2 ст. 318 НК РФ предусмотрено, что прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 319 НК РФ в случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Однако из норм ст. ст. 252, 318, 319 НК РФ следует, что выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть экономически обоснованным.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

Следовательно, по мнению Департамента, при формировании состава прямых расходов в налоговом учете налогоплательщик может учитывать перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), применяемый для целей бухгалтерского учета.

Одновременно сообщаем, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России от 23.03.2005 N 45н обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН