Использование бланков строгой отчетности, утвержденных до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.05.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов...", допускалось до 1 декабря 2008 года. После этой даты их использование является неправомерным.

При этом, со ссылкой на Постановление ФАС Поволжского округа от 10.11.2010 N А65-8979/2010, сообщается, что применение устаревших форм бланков строгой отчетности не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ (применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, либо ее использование с нарушением установленного порядка, а также отказ в выдаче покупателю документа, подтверждающего прием наличных денежных средств).

Вопрос: Об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности за использование организациями и индивидуальными предпринимателями после 01.12.2008 бланков строгой отчетности, утвержденных до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО
от 16 октября 2012 г. N АС-4-2/17492

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Абзацем 1 п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 определено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее - Постановление N 171), могут применяться до 1 декабря 2008 г., если иное не предусмотрено абз. 3 данного пункта.

Таким образом, после 01.12.2008 использование бланков строгой отчетности, утвержденных до вступления в силу Постановления N 171, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению не допускается.

Частью 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленных законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Таким образом, использование организациями и индивидуальными предпринимателями бланков строгой отчетности, не соответствующих установленным требованиям, в частности, использование после 01.12.2008 бланков строгой отчетности, утвержденных до вступления в силу Постановления N 171, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Данная позиция подтверждена, в частности, Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.11.2010 по делу N А65-8979/2010.

Действительный государственный советник
Российской Федерации
3 класса
С.Н.АНДРЮЩЕНКО