Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Является ли список клиентов нематериальным активом

21.08.2021, 00:55
Материнская компания хочет продать дочернему ООО в РФ список клиентов, который фактически создала сама, то есть как я понимаю у них на балансе это нигде не учитывается. Насколько это возможно с точки зрения нашего законодательства?  
avatar
Escapist  
21.08.2021, 06:30
Общий ответ - да, с нюансами. Для примера - продажа контактных данных вполне себе бизнес для некоторых компаний. Конечно, надо соблюдать законодательство например о персональных данных
21.08.2021, 14:48
а как же требование стандарта о контроле над активом? Каким образом компания может иметь контроль над своими клиентами? Завтра один из них передумает, другой обанкротится и вот считай заплатили ни за что.  Получается такой очень дискуссионный вопрос, не только как это учитывать на балансе, но и в то же время как амортизировать, а с учетом того, что сделка между взаимозависимыми лицами, то это вообще может вызвать ненужный интерес со стороны налоговых органов. Мне кажется все-таки есть разница между компаниями,  у которых это отдельный вид бизнеса и отношениями мама-дочка, или нет?
Кроме того, по российскому ПБУ список клиентов все-таки не является НМА или нет?   
21.08.2021, 15:08
Когда-то это было популярной схемой у компаний, которые торговали товарами по почте. И быстро закрывали такие компании и друг другу передавали список активных клиентов. А базы на рынке физиков можно купить. И продавали типа по 1 доллару за адрес....
21.08.2021, 15:13
Людмила
Когда-то это было популярной схемой у компаний, которые торговали товарами по почте. И быстро закрывали такие компании и друг другу передавали список активных клиентов. А базы на рынке физиков можно купить. И продавали типа по 1 доллару за адрес....
ну у меня все-таки другой вариант) все-таки насколько реально учитывать такой список на балансе или постараться убедить материнскую компанию, чтобы они не умничали и не создавали дочке лишних забот?
насколько данный вид нма вообще распространен?
avatar
Escapist  
21.08.2021, 15:30
Контроль на списком клиентов с контактными данными, и контроль над клиентами - мягко говоря не одно и тоже. Контроль над списком выражается например в том, что контактные данные клиентов и история операций с ними является коммерческой тайной. Для признания актива нужно также показать наличие экономических выгод. Потенциал доступа к новым клиентам должен быть релевантен для бизнеса покупателя и выражаться в прогнозном росте продаж. Например, список посетителей солярия не поможет сталеварам. Срок полезного использования НМА определяется экспертно с возможностью пересмотра, амортизация линейная, модель учёта - по первоначальной стоимости без переоценки. По ПБУ подход такой же как мсфо. Сделка с акционером может включать элемент вывода капитала или дофинансирования. Это касается абсолютно любой сделки с собственником - хоть по продаже карандашей. Точно так же интерес может быть у контролирующих органов к любой сделке с собственником. Однако в том случае если сделка на рыночных условиях, порядок учета ровно такой же как для сделки с 3м лицом. Порядок НУ навскидку такой же, как БУ (если сделка на рыночных условиях). Впрочем, при желании и опасениях для определения НУ и уровня рисков анализируется судебная практика итд.
21.08.2021, 15:41
Escapist
Контроль на списком клиентов с контактными данными, и контроль над клиентами - мягко говоря не одно и тоже. Контроль над списком выражается например в том, что контактные данные клиентов и история операций с ними является коммерческой тайной. Для признания актива нужно также показать наличие экономических выгод. Потенциал доступа к новым клиентам должен быть релевантен для бизнеса покупателя и выражаться в прогнозном росте продаж. Например, список посетителей солярия не поможет сталеварам. Срок полезного использования НМА определяется экспертно с возможностью пересмотра, амортизация линейная, модель учёта - по первоначальной стоимости без переоценки. По ПБУ подход такой же как мсфо. Сделка с акционером может включать элемент вывода капитала или дофинансирования. Это касается абсолютно любой сделки с собственником - хоть по продаже карандашей. Точно так же интерес может быть у контролирующих органов к любой сделке с собственником. Однако в том случае если сделка на рыночных условиях, порядок учета ровно такой же как для сделки с 3м лицом. Порядок НУ навскидку такой же, как БУ (если сделка на рыночных условиях). Впрочем, при желании и опасениях для определения НУ и уровня рисков анализируется судебная практика итд.
Спасибо за такой подробный ответ!
avatar 22.08.2021, 23:22
Silver, у нас много клиентов из онлайн-гэмблинга, в их индустрии список клиентов - вполне обычный актив, постоянно происходят купли-продажи, даже более-менее активный рынок можно доказать.

Основной актив там, конечно, не сами ФИО и почта, а привычка клиента не менять своего игрового провайдера и полученное от клиента разрешение на рассылку ему рекламы. Амортизируют за 3-5 лет, проверяют на обесценение (выручка от клиентов известна, как только от купленных падает существенно ниже средней - обесценивают).
23.08.2021, 00:16
Spiridonov, спасибо, просто у нас мама - производственная компания, которая на данный момент торгует в РФ через дистрибьютеров, а сейчас хочет создать свою дочку и часть рынка передать ей, вот и возник вопрос в передаче некоторых клиентов. До этого ни у одной "мамы" таких вопросов не возникало, просто делили внутри, кто будет продавать кому, а эти решили заморочиться.  
avatar 23.08.2021, 14:38
Silver, если вопрос в возможности такой транзакции - да, вполне возможна. Если в оценке - тут сложнее. Навскидку, можно уточнить у продажников стоимость привлечения одного клиента и перемножить смайлик или рассчитать по известной выручке от этих клиентов, марже и ожидаемой ставке на возврат капитала. В общем, это уже не ваша забота, но критерии оценки надо понимать чтобы потом проверять на обесценение.
23.08.2021, 14:48
Spiridonov, спасибо!
3e4r5t (b77ab)
23.08.2021, 18:42
Silver Lynx
Spiridonov, спасибо, просто у нас мама - производственная компания, которая на данный момент торгует в РФ через дистрибьютеров, а сейчас хочет создать свою дочку и часть рынка передать ей, вот и возник вопрос в передаче некоторых клиентов. До этого ни у одной "мамы" таких вопросов не возникало, просто делили внутри, кто будет продавать кому, а эти решили заморочиться.  

С производственными компания намного проще проверять критерии признания - есть долгосрочные договора с покупателями, в которых обычно прописывается объем закупок за период (график закупок) и другие важные условия. Фактически это гарантия объема продаж.
У многих компаний есть постоянные клиенты (покупатели, заказчики), которые создают объем продаж, то есть имеется внутрисозданный НМА "договорная база"

НМА "Договорная база" все время меняется - одни клиенты уходят, другие приходят. По ретроспективным периодам можно посчитать коэффициент "чистого" (разница между уходом и приходом клиентов) выбытия клиентов. Исходя из это коэффициента и рассчитывают СПИ НМа "договорная база".
Общепринято, традиция так сказать, что выбытие от 2/3 до 4/5 (точная цифирь - проф.суждение бухгалтера) от первоначального количества при признании прекращает признание НМА.
Ну а дальше чистая арифметика - например если выбывает каждый год по 1/4, а прекращение признаний когда осталось только 20%, то СПИ 67 мес.


По стоимости для тестирования на обесценения или для сделки - обычно считают методом избытка прибылей, то есть превышение выручки, прибыли, рентабельности над среднеотраслевыми показателями

=============
а так - такая транзакция видится способом обхода запрета на признание внутрисозданных НМА. Продали дочке и в консолидированной отчетности появилось НМА "договорная база" которая не была бы признана без этой сделки.
avatar
Escapist  
23.08.2021, 18:59

а так - такая транзакция видится способом обхода запрета на признание внутрисозданных НМА. Продали дочке и в консолидированной отчетности появилось НМА "договорная база" которая не была бы признана без этой сделки.

В консолидированной отчетности, этого НМА (если он был создан внутри) не будет.
3e4r5t (b77ab)
24.08.2021, 00:39
Escapist
В консолидированной отчетности, этого НМА (если он был создан внутри) не будет.
ну, тот кто делает консолидацию может не узнать откуда взялась база - купили и купили, или не захотеть узнавать. Вон E&Y порядка трех лет проводили аудит WildCard и за это время не узнали, что не только нет 5 млрд.евро на расчетном счету в банке, но и банка такого нет в природе. И ничего, бывает - промашка мол вышла.


Но подумав на досуге, склоняюсь к версии, что если материнская компания иностранная, то это необходимо, чтоб не было претензий о хранении персональных данных российских лиц заграницей.
Так материнская компания (за границей) передав российской дочке клиентскую базу перестает хранить персональные данные и выполняет требования российского законодательства.
24.08.2021, 10:12
3e4r5t
Но подумав на досуге, склоняюсь к версии, что если материнская компания иностранная, то это необходимо, чтоб не было претензий о хранении персональных данных российских лиц заграницей.
Так материнская компания (за границей) передав российской дочке клиентскую базу перестает хранить персональные данные и выполняет требования российского законодательства.
нет) они передают только часть клиентов) просто там шибко умный налоговый/финансовый консультант, который видно хочет показать, что не зря хлеб свой ест, вот и фантазирует.
Автор:
Ваш Email:

Защита от спама:
Введите код, который вы видете ниже (защита от роботов-спамеров).
 **         *******    *******   **     **   ******   
 **        **     **  **     **   **   **   **    **  
 **        **         **     **    ** **    **        
 **        ********    ********     ***     **   **** 
 **        **     **         **    ** **    **    **  
 **        **     **  **     **   **   **   **    **  
 ********   *******    *******   **     **   ******   
Сообщение: