Обязательства надо признавать с расходом. Расхода нет. Куда дебет? 08 - нет, 76/76? Только ПЗ. Но по письмам ниже называется идея обременений. А я бы сказала обязательств выданных. Тогда может забаланс?
Кстати, в этом году появилось письмо МФ о том, что расходы на инфраструктуру стали признавать для прибыли. В Москве-то слава богу таких платежей у строителей -
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 22 октября 2007 г. N 03-03-06/1/733
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 17.08.2007 N 17-08/2007 по вопросу учета в целях налогообложения прибыли дополнительных расходов, возникающих у застройщика (инвестора) при реализации инвестиционных контрактов, связанных с исполнением обязательств перед администрацией, и сообщает следующее.
В ходе строительства по условиям инвестиционного контракта у застройщиков (заказчиков, инвесторов) помимо непосредственно строительства объектов жилого и нежилого фонда может возникнуть обязанность в строительстве или финансировании дополнительных объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей для нужд государственных или муниципальных органов власти, в чьем ведении находятся земельные участки, отчуждаемые под строительство.
Речь идет об обязательствах, которые возникают в связи с получением прав на необходимый для строительства земельный участок (в случае если он находится в государственной или муниципальной собственности), а также разрешения на строительство (в том числе реконструкцию, капитальный ремонт) объектов жилого и нежилого фонда.
Возникновение данных обязательств обусловлено тем, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в качестве дополнительных условий предоставления налогоплательщикам соответствующих прав для создания (строительства, реконструкции, капитального ремонта) объектов жилого и нежилого фонда, предъявляют требования по созданию (строительству, реконструкции, капитальному ремонту) объектов социальной и коммунальной инфраструктуры (в том числе объектов жилого и нежилого фонда), а также инженерных сетей.
Глава 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не предусматривает отраслевых особенностей налогообложения налогом на прибыль доходов и расходов, возникающих в ходе строительства объектов недвижимости. Вследствие этого для указанных налогоплательщиков применяется общий порядок отражения в целях налогообложения прибыли организаций доходов и расходов, установленный Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
В силу того, что осуществление застройщиком (заказчиком, инвестором) вышеуказанных дополнительных расходов непосредственно вытекает из условий инвестиционного контракта и связано с деятельностью организации, направленной на получение прибыли, такие расходы в целях налогообложения прибыли признаются экономически обоснованными.
В то же время согласно пункту 5 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств. С учетом этого дополнительные расходы застройщика (заказчика, инвестора), связанные с наличием в инвестиционном контракте дополнительных обременений, как расходы капитального характера, формируют первоначальную стоимость объекта строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 257 Кодекса в целях налогообложения прибыли первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8 статьи 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов. В целях налогообложения прибыли расходом, связанным с эксплуатацией амортизируемого имущества, признается амортизация, исчисленная в соответствии с положениями ст. ст. 256-259 Кодекса.
По завершении строительства объектов, предусмотренных дополнительными обременениями, осуществляется их безвозмездная передача органам государственной власти и органам местного самоуправления. Пунктом 16 статьи 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
Согласно пункту 2 статьи 248 Кодекса имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
Исходя из изложенного, в случае если в рамках инвестиционного контракта на строительство объекта недвижимости предусмотрены дополнительные обременения в пользу органов государственной власти или органов местного самоуправления, без несения расходов на выполнение которых у организации отсутствует возможность осуществлять строительство объекта недвижимости, и при этом со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления возникают встречные возмездные обязательства (в виде предоставления прав на необходимый для строительства земельный участок, а также разрешения на строительство), то указанные расходы капитального характера можно рассматривать как экономически обоснованные расходы по выполнению работ (оказанию услуг) соответствующим органам государственной власти и органам местного самоуправления, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Заместитель директора Департамента Н.А. КомоваПисьмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 25 мая 2007 г. N 03-03-06/1/319
См. комментарий к настоящему письму
Вопрос: Некоммерческое партнерство убедительно просит дать разъяснения по следующему вопросу.
Организации, являющиеся членами некоммерческого партнерства (далее - Общества), осуществляют деятельность по реконструкции жилых микрорайонов города Москвы в соответствии с инвестиционными контрактами, заключенными с Правительством Москвы.
По условиям инвестиционных контрактов Общества выступают в роли заказчиков-инвесторов.
В соответствии с законодательством г. Москвы реализация заказчиками-инвесторами инвестиционных проектов на территории г. Москвы осуществляется при соблюдении следующих условий:
- передаче городу Москве доли в жилой площади объектов (постановления Правительства г. Москвы от 27.04.2004 N 255-ПП, от 18.04.2006 N 268-ПП);
- уплате расчетного размера платежа городу Москве (постановление Правительства Москвы от 07.11.2006 N 882-ПП);
- передаче объектов инженерного и коммунального назначения городу Москве (постановление Правительства Москвы от 22.08.2000 N 660);
- внесении платы за право на заключение договора аренды и платы за оформление правоустанавливающих документов на земельные участки (закон г. Москвы от 14.05.2003 N 27).
Кроме того, дополнительные условия реализации инвестиционных проектов могут быть определены лотовой документацией аукциона по определению заказчика-инвестора (постановление Правительства Москвы от 27.04.2004 N 255-ПП).
Необходимо отметить, что Методика определения расчетного размера платежа городу Москве инвестором при реализации инвестиционных проектов строительства и реконструкции объектов жилого назначения на территории города Москвы, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 07.11.2006 N 882-ПП, предусматривает уменьшение расчетного размера платежа на сумму согласованных с городом обременений (в денежном выражении), включая имущество, передаваемое городу в натуральном выражении.
Таким образом, перечисленные условия выступают платой за право заключения инвестиционного контракта и возможность реализации инвестиционного проекта на территории города Москвы. Без соблюдения указанных условий реализация инвестиционного проекта на территории города Москвы невозможна.
Как упоминалось выше, между Правительством Москвы и Обществами заключается инвестиционный контракт. Инвестиционный контракт по своей природе является гражданско-правовым договором, в соответствии с которым Общества принимают на себя обязательства по реализации инвестиционного проекта и передаче городу Москве жилых площадей и объектов инженерного и коммунального назначения, уплате расчетного размера платежа городу Москве и др. платежей в соответствии с законодательством г. Москвы, а Правительство Москвы - по предоставлению земельного участка для целей жилищного строительства; выдаче разрешения на строительство; оформлению договора аренды земельного участка; оказанию содействия в выдаче технических условий на присоединение к городским сетям инженерно-технического обеспечения; выделению необходимых мощностей в городских сетях, к которым будут подключены объекты; осуществлению учетной регистрации инвестиционного контракта и др.
Таким образом, передача части площадей в возводимых жилых домах и объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы, а также осуществление платежей, в том числе в бюджет города Москвы, является предоставлением встречного исполнения по гражданско-правовой сделке.
Для финансирования проекта Общества привлекают средства соинвесторов (дольщиков). С дольщиками заключаются договора уступки прав требования на квартиру определенной площади.
При этом Общества расходы по строительству жилых площадей и объектов инженерного и коммунального назначения, передаваемых городу Москве, расходы по уплате расчетного размера платежа городу Москве, расходы на благоустройство застраиваемого земельного участка относят в целях определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на стоимость капитальных вложений, т. е. в уменьшение доходов от уступки прав на данную квартиру.
Применительно к данной ситуации просим Вас подтвердить правильность нашего вывода о возможности относить расходы по строительству жилых площадей и объектов инженерного и коммунального назначения, передаваемых городу Москве, расходы по уплате расчетного размера платежа городу Москве и расходы на благоустройство застраиваемого земельного участка на стоимость капитальных вложений, т. е. в уменьшение доходов от уступки прав на квартиры, в целях определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 16.05.2007 N 57 по вопросу учета в целях налогообложения прибыли дополнительных расходов, возникающих у застройщиков (заказчиков, инвесторов) при реализации условий инвестиционного контракта, связанных с исполнением обязательств перед органами государственной власти или органами местного самоуправления, и сообщает следующее.
В ходе строительства по условиям инвестиционного контракта у застройщиков (заказчиков, инвесторов) помимо непосредственно строительства объектов жилого и нежилого фонда возникает обязанность в строительстве или финансировании дополнительных объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей для нужд государственных или муниципальных органов власти, в чьем ведении находятся земельные участки отчуждаемые под строительство.
Речь идет об обязательствах, которые возникают в связи с получением прав на необходимый для строительства земельный участок (в случае если он находится в государственной или муниципальной собственности), а также разрешения на строительство (в том числе реконструкцию, капитальный ремонт) объектов жилого и нежилого фонда.
Возникновение данных обязательств обусловлено тем, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в качестве дополнительных условий предоставления налогоплательщикам соответствующих прав для создания (строительства, реконструкции, капитального ремонта) объектов жилого и нежилого фонда, предъявляют требования по созданию (строительству, реконструкции, капитальному ремонту) объектов социальной и коммунальной инфраструктуры (в том числе объектов жилого и нежилого фонда), а также инженерных сетей.
Глава 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не предусматривает отраслевых особенностей налогообложения налогом на прибыль доходов и расходов, возникающих в ходе строительства объектов недвижимости. Вследствие этого для указанных налогоплательщиков применяется общий порядок отражения в целях налогообложения прибыли организаций доходов и расходов, установленный главой 25 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
В силу того, что осуществление застройщиком (заказчиком, инвестором) указанных дополнительных расходов непосредственно вытекает из условий инвестиционного контракта и связано с деятельностью организации, направленной на получение прибыли, эти расходы в целях налогообложения прибыли признаются экономически обоснованными.
В то же время согласно пункту 5 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств. С учетом этого, дополнительные расходы застройщика (заказчика, инвестора), связанные с наличием в инвестиционном контракте дополнительных обременений, как расходы капитального характера формируют первоначальную стоимость объекта строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 257 Кодекса в целях налогообложения прибыли первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8 статьи 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов. В целях налогообложения прибыли расходом, связанным с эксплуатацией амортизируемого имущества, признается амортизация, исчисленная в соответствии с положениями статей 256 - 259 Кодекса.
По завершении строительства объектов, предусмотренных дополнительными обременениями, осуществляется их безвозмездная передача органам государственной власти и органам местного самоуправления. Пунктом 16 статьи 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
Согласно пункту 2 статьи 248 Кодекса имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
Исходя из изложенного, в случае если в рамках инвестиционного контракта на строительство объекта недвижимости предусмотрены дополнительные обременения в пользу органов государственной власти или органов местного самоуправления, без несения расходов на выполнение которых у организации отсутствует возможность осуществлять строительство объекта недвижимости, и при этом со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления возникают встречные возмездные обязательства (в виде предоставления прав на необходимый для строительства земельный участок, а также разрешения на строительство), то указанные расходы капитального характера можно рассматривать как экономически обоснованные расходы по выполнению работ (оказанию услуг) соответствующим органам государственной власти и органам местного самоуправления, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Людмила, а почему 08 нет? Как раз таки расходы капитального характера, непосредственно связанные со строительством, у инвестора идут на 08.
То есть наше с коллегами на фирме мнение Дт 08 Кт 76, а в пояснительной записке - расшифровать подробности.
Насколько я поняла длительную переписку поста, расходов не было. А только обязательства выдали. Ну и отражайте как выданные обязательства за балансом в момент их выдачи. По факту оплаты будете корректировать забаланс.
Если есть, то 08 традиционнен вроде. Но не все так просто. Его проверяют по КС и сметам. А в смету это не заложено. И в прошлом сезоне мы крамольные мысли обсуждали по сносу, к примеру, домов на участке, на котором будет универсам. Возможно, что это 91. То есть фин. рез. пойдет в два этапа - вначале убытки, направленные на получение дохода, затем реализация построенного и покрытие в т.ч. убытков. Тут есть предметы для дебатов. Но слава богу, что для прибыли признали.
Кстати, Константин задал вопрос о 20. Обычно у строителей так 20,43 отражают строительство на продажу. Они-то для себя стоят?
Коллеги, насколько я понимаю, ни у кого не возникает вопрос, что обязательнство ЕСТЬ, причем на момент подписания инвестконтракта. Разберемся с тем, есть ли соответствующий обязательству "расход капитального характера" (по терминологии приведенных выше Людмилой писем Минфина).
Почему мы считаем, что расход есть тогда, когда деньги перечислены со счета? При методе начислений?
Всем критериям расхода, прописанным в ПБУ 10/99 (проистекает из договора, рублевая сумма известна, неопределенность в отношении несения этого расхода отсутствует - раз стройка давным-давно начата и 08 начал формироваться, какая уж там неопределенность). Значит есть расход в паре с обязательством, на мой взгляд.
Рассуждаем далее. Допустим, мы его оплатили. Расход "капитального характера". Непосредственно связанный со строительством. Наш аудитор по строительным вопросам настаивает, что подобного рода обременения должны ложиться на 08, хотя в смете и не заложены. Зато заложены в изначальном инвестконтракте.
ПБУ вторично, а что говорит закон Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ
"О бухгалтерском учете"
2. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
3. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Хотел бы увидеть договор, который подписал главный бухгалтер
Обязательство, конечно же, есть, поскльку в договоре написано, что заплатить должен. При этом, как следует из поста, обязательство безусловное. Поэтому отражается оно в момент подписания договора.
Вот если взять, например, стандартный договор на покупку чего-нибудь, то там денежное обязательство условное, то есть наступает ПОСЛЕ того, как товар получен. Например, Вы заключили 1 марта договор на покупку кирпича, в котором написано, что оплата осуществляется в теч. 5 дней после поставки кирпича. Кирпич Вам привезли 20 марта. В этой ситуации только 20-ого числа Вы сделаете проводку Дт 10 Кт 60, а не 1 марта, потому что 1 марта Вы никому ничего не должны, поскольку из договора следует, что Вы заплатите ПОСЛЕ поставки. Если Вам этот кирпич никогда не привезут, то никаких обязательств по договору у Вас никогда не возникнет.
Возвращаясь к инвестконтракту. Если бы там было написано, что взнос уплачивается после совершения какого-то события в будущем (сдача готового дома, например), тогда обязательство начислялось бы после этого события. Если же там написано, что в любом случае ты будешь обязан заплатить независимо ни от чего, тогда сразу надо начислять.
По поводу Дт, тоже согласен, что это 08, потому что есть по своей сути затраты на строительство. Смета тут не при чем. Если человек, составляющий смету, чего-то туда не включил, это не повод нарушать правила БУ.
Что касается ссылки клиента на то, что это не хозоперация, то это плохой аргумент. В бухучете отражаются операции и события (кажется в Законе о БУ написано). Недостача, пожар, ухудшение финположения должника и пр. - это все события, последствия которых отражаются в БУ. Здесь - заключение договора тоже событие.
И?
1. Кто мешает составить "бухгалтерскую справку" на основании договора?
2. ГБ обязательно подписывает только документы, которыми оформляются операции с денежными средствами. Например, платежные поручения, раздаточные ведомости. Акт приемки выполненных работ, например, ГБ может и не подписывать. Равно как и накладную на отпуск чего-либо (оприходование чего-либо).
А если инвестор не начал реализовывать свое право, купленное у администрации, тогда как?
поясните, тогда, плз как отражать в учете Заказчика событие в виде подписания договора на аудит, в соответствии с которым он (Заказчик) обязан осуществить предоплату 50% в течение 30 дней (аудит начнется через 50 дней от подписания).
Обязательство? по дебету расходов?
Да, думал я именно по тому же поводу и именно для ситуации с авансом на аудиторские услуги, которые клиент должен проплатить в таком-то размере до такого-то числа. Пришел к выводу, что ситуации похожи только внешне.
Обязательство по уплате аванса имеет существенную неопределенность. Стороны при заключении догвоора выражают намерение провести аудит, но в отношении результатов аудита невозможно предсказать заранее - будет ли закончен аудит, будет ли он вообще начат, примет ли его результаты клиент и т.п. Случай из личной практики: клиент отказался платить окончательную оплату за отрицательное заключение и на суде заявил, что аудита не было ВООБЩЕ. И во встречном иске потребовал вернуть аванс. Другой вопрос, что в результате все было решено полюбовно подписанием мирового соглашения. Я к тому, что до окончания аудита, выдачи заключения и подписания акта сторонами обязательства по уплате аванса не может отражаться в учете в силу значительной неопределенности.
Кстати, не подлежит отражению по тому же ПБУ 10/99 п.16 - есть неопределенность в отношении данного обязательства.
В рассматриваемой в данном посте ситуации с оплатой участия в долевом строительстве ситуация принципиально иная. Это обязательство возникло и ни от чего больше не зависит - ни от дополнительных дейтствий сторон, ни от подписания любых документов, ни даже от того, начата ли стройка вообще. Это есть дополнительное обременение за, так сказать, право начать исполнение инвестконтракта. Контракт с тобой подписали - плати.
У нашего клиента Ваша хваленач четверка - Прайсы - заставили клиента сделать резерв на свои услуги по аудиту отчетности в российском учете. Не смотря на возражения клиента это было в аудиторском заключении.
GMA вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе".
4). Если мы не оспариваем, что для целей БУ и целей гражданского законодательства под обязательством подразумевается одно и то же явление (объект), то в Вашем случае и моем примере датой возникновения обязательств является дата подписания договора. Соответсвенно, бухгалтерские записи должны быть составлены в дату договора.
Я думаю так.
Согласна с GMA.
Тут ответ простой (ключевое слово КОНТРАКТ))): если они собираются исполнять данный инвестиционный контракт и не планируют от него отказываться, то тогда необходимо начислить резерв предстоящих расходов на данную операцию датой вступления договора в силу.
А природу данного резерва и сроки погашения отразить в примечаниях.
Если их менеджмент считает, что вероятность отказа от контракта велика (и следовательно, неисполнения данного условия), то тогда и отражаем это в отчетности и примечаниях.
Наши бухгалтера часто путают реальность с бумажным прикрытием. Я для себя придумала следующий критерий суждения и в таких вопросах задаю себе один вопрос: "Какой способ отражения в отчетности будет наиболее достоверно отражать действительность". Тогда попроще чуток становится
Upgrade: после начисления обязательства надо списывать его, соответтсвенно на расходы в течение срока действия инвест. проекта - если это бух учет подрядчика;
и сразу воткнуть на счет 08 - если бух учет инвестора.
Исправлений: 3; последнее - в 23.01.2008, 18:50.
Людмила У нашего клиента Ваша хваленач четверка - Прайсы - заставили клиента сделать резерв на свои услуги по аудиту отчетности в российском учете. Не смотря на возражения клиента это было в аудиторском заключении.
Не буду защищать прайсов. Скажу только, что для целей рос. отчетности:
1. Если в учетной политике прямо не прописано что п. 72 Положения 34 (по памяти пишу, посему пункт лучше перепроверить) - организация НЕ создает этих резервов, то можно говорить, что организация не выбрала для себя способ учета из тех вариантов, которые предлагает законодатель.
Следующий шаг размышлений:
2. Раз организация не выбрала способ учета, то надо руководствоваться Общими принципами составления отчетности (осмотрительность, консервативность ну и все что там у нас в 129-ФЗ прописано относительно ПРИНЦИПОВ).
3. С точки зрения вышеуказанных принципов более достоверно будет показать предполагаемый расход в периоде, к которому он относится, нежели не показать его. (! - даже несмотря на отсутствие первичных документов и тот факт, что акт с аудиторами будет подписан только в следующем году!!)
Это и есть преимущество экономической сути над юридической формой (которая также закреплена у нас в российских нормах). А документальным подтверждением будет либо справка бухгалтерии о создании резерва либо какой-нить приказ + договор на аудит за конкретный год.
Сами судите
Да, и еще - моя общая позиция по таким вопросам: в тех случаях, когда законодатель предлагает на выбор (как случай с этим п. 72 Положения 34н) - то тогда следует не тупо писать в уч. политике по рос. учету "Резервы не создаем и т.п.", а попытаться учесть следующие 2 фактора:
1. какой из предлагаемых способов будет ближе к реализации основных принципов (как уже говорила - осмотрительность и т.п.)
2. насколько эффект на отчетность будет превышать затраты по созданию этих резервов (расчеты). - (потому что не всегда у предприятий есть возможность, скажем, отследить количество неотгулянных дней отпуска и тд. - хотя надо к этому стремиться)
Помнится свою позицию вы не излагали, когда собирали мнения форумчан по конкретным вопросам. Мы не дебиторку обсуждаем с ее резервами.Предполагаемые расходы бывают разные и резервируются, если резервы создаются по учетной политике.
Людмила У нашего клиента Ваша хваленач четверка - Прайсы - заставили клиента сделать резерв на свои услуги по аудиту отчетности в российском учете. Не смотря на возражения клиента это было в аудиторском заключении.
Людмила, интересно Ваше мнение - почему Вы считаете, что расходы на аудит не должны попадать в отчетность того года, за который проводится аудит?
Константин писал в соседней ветке про векселя, где тема пересеклась с обсуждаемой в этой ветке:
То есть Вы предлагаете
либо Д фиктивный актив (расход) К существующее обязательство (то есть искажаете информацию об активах, завышая их)
либо Д забаланс К существующее обязательство в балансе (ну такого не бывает)
В результате, после собственных долгих мучительных раздумий, с учетом мнения многочисленных коллег (кстати, спасибо вам, коллеги!) пришли к выводу, что вариантов есть три (ну, плюс четвертый с созданием резерва. Но в "моем" случае по учетной политике создание резервов не предусмотрено). Текст получился примерно такой:
Мы полагаем, что отсутствие указаний регулирующих органов в отношении характера бухгалтерских проводок в конкретном случае не может служить препятствием по реализации общих принципов бухгалтерского учета, установленных федеральным законодательством (Законом «О бухгалтерском учете»). По нашему мнению, в целях обеспечения пользователя бухгалтерской отчетности необходимой информацией о факте возникновения вышеуказанного обязательства, допустимы следующие варианты его отражения в бухгалтерской отчетности:
во-первых, возможно отражение проводкой Дт сч.08 Кт сч. 76 на дату возникновения обязательства (на дату подписания договора) на полную сумму обязательства. При этом для обособленного учета неисполненных обязательств может быть выделен отдельный субсчет счета 08.
во-вторых, возможно отражение проводкой Дт сч.97 Кт сч.76 на дату возникновения обязательства (на дату подписания договора) на полную сумму обязательства. В дальнейшем, по мере оплаты (погашения обязательства) делается проводка Дт сч.08 Кт сч.97 на сумму произведенной оплаты.
в-третьих, возможно отражение на забалансовом счете например, Дт сч.009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» или дополнительно введенного забалансового счета на полную сумму обязательства, с дальнейшим списанием по Кт счета по мере оплаты (погашения обязательства).
Поскольку любой из этих вариантов (как и любой другой) прямо не предусмотрен действующими нормативными документами, а также в силу существенности обязательства для хозяйственной деятельности организации, информация о возникновении и характере вышеуказанного обязательства должна в обязательном порядке содержаться в пояснительной записке.
Выводы и рекомендации:
В финансовой (бухгалтерской) отчетности Общества не раскрыта информация о возникновении обязательства по уплате ... тыс.руб. в бюджет Московской области в рамках исполнения условия по участию .... в долевом строительстве и реконструкции инженерных сетей, которое являлось частью инвестиционного контракта и возникло при его подписании.
В настоящее время в нормативных документах отсутствует определенность в отношении порядка отражения факта возникновения таких обязательств. Однако мы полагаем, что отсутствие указаний регулирующих органов в отношении характера бухгалтерских проводок в конкретном случае не может служить препятствием по реализации общих принципов бухгалтерского учета, установленных федеральным законодательством. В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона» от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» основной задачей бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности, а также обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств.
По нашему мнению, в целях обеспечения пользователя бухгалтерской отчетности необходимой информацией о факте возникновения вышеуказанного обязательства, допустимы следующие варианты его отражения в бухгалтерской отчетности:
во-первых, возможно отражение в составе внеоборотных активов бухгалтерского баланса по строке 130 «Незавершенное строительство» и в составе краткосрочных обязательств по строке 620 «Кредиторская задолженность»;
во-вторых, возможно отражение в составе оборотных активов бухгалтерского баланса по строкам 210 «Запасы», 216 «Расходы будущих периодов» и в составе краткосрочных обязательств по строке 620 «Кредиторская задолженность»;
в-третьих, возможно отражение на забалансовом счете (например, по строке 960 «Обеспечения обязательств и платежей выданные»).
Помимо этого, информация о возникновении и характере вышеуказанного обязательства в силу его существенности для хозяйственной деятельности организации должна содержаться в пояснительной записке.
Выводы подлежат отражению в аудиторском заключении.
Выводы подлежат отражению в аудиторском заключении.
Хотя бы что-то им точно нужно написать.
И в то же время, мне кажется - что вариантов слишком много.
Мы здесь документы не видим - потому так сложно рассуждать.
Почему должен быть забаланс? Ведь организация купила право застройки и за это у нее возникли такие-то обязательства. Вполне определенные.
Т.е. по сути, это цена приобретения. А оплата предусмотрена чуть позже. Обычная кредиторка.
Забаланс возможен (не "должен", а именно возможен) именно в силу многочисленных споров на тему "что же в дебите". Ну не урегулирован вопрос, хоть ты тресни. Наше мнение - пользователь бухотчетности долджен получить информацию, глядя в баланс и пояснительную записку. Если основная обязанность бухучета об информировании пользователя о наличии обязательства будет исполнена тем или иным способом - то на каком конкретно счете окажется сумма до момента оплаты , не столь важно, поскольку ЛЮБОЙ вариант спорен.
ФОкус в том, что никто не торгует "правом застройки", а вежливо так предусматривает ОБЯЗАННОСТЬ по уплате долевого УЧАСТИЯ. Грамотеи, блин. И дальше паримся, доказывая непосредственную связь со строительством. И объясняем, почему не предусмотрено сметой.
Что уж говорить о бухучете, когда только-только Минфин признал, что в налоговом учете это все ж таки "расход капитального характера" (выше писала Людмила).
Словом, свое личное и наше на фирме общее мнение описал. Допустимы все эти варианты, главное - соблюсти интересы пользователя отчетности, проинформировать его о наличии обязательств на дату подписания инвестконтракта.
Не согласен я с "и возникло при его подписании".
Мы все тут постоянно пыхтим про "бух учет должен отражать экономическую суть операций".
Ну представте себя на минуту бизнесменом, ставящим подпись на инвестконтракте.. Вот чирик ручкой и .. ничего он никому еще не должен, потому что он может через секунду (а может на следующий день) порвет договор, забудет про него и не заплатит, короче, не начал он реализовывать свое право инвестора.
Аналогия с авансом по аудиторскому договору здесь полная.
Обязательство ИМХО возникает позже, а когда - точно не знаю, возможно с момента первых хозопераций когда начинает формироваться 08 счет, а может и позже...надо думать.
Но фразу про "с момента подписания" я бы убрал
"Чирик ручкой и ничего никому не должен". Не согласен категорически.
"с МОМЕНТА ПОДПИСАНИЯ" - фраза ключевая. Настаиваю, что нет аналогии с авансом за аудит. Право инвестирования дадено в момент подписания инвестконтракта, а начал ты стройку, не начал, или вообще перепродал свои права инвестора другому - неважно. В противном случае надо отслеживать... что? Первый рубль, легший на счет 08? Первый куб бетона, уложенный в фундамент? Первый рубль зарплаты строительных рабочих?
Если не приступил к стройке, внесенные тобой деньги (еслиони внесены)никто не вернет.
Зато если не приступил к выполнению аудита - аванс должен будешь вернуть.
Дама, кажется Вам сказали в одной из веток, что учебник по бухучету пересказывать не собираются. Не надо задавать мне вопросов, не понимая элементарных вещей, и тем более встревать в профессиональные споры аудиторов и мэтров форума.
"Это в порядке обратной связи".