Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Hi Greg!

kuker (d6803)
05.03.2003, 16:41
Привет Гриша! Это я, Буян.
У меня вопрос: тут у нас товарищи товар (кожаные изделия) со %40 убытком продают. могут ли они этот убыток учесть при расчете по налогу на прибыль, или эти суммы должны быть списаны за счет чистой прибыли?
да... ну и НДС с продажной цены... Верно ? (ст 154/1). А %20 уклонение от рыночной цены ? налоговая не придрется ? причина продаж в убыток - нехватка средств. (впрочем за прошлые 3 месяца у них продаж то и не было...)
avatar 10.03.2003, 19:11
Ответил на мыло.
avatar 10.03.2003, 19:17
Не ответил.
Мыльного адреса нету.
Поэтому отвечаю сюда.

КОнечно, придраться могут. Но:

Совместным постановлением Пленума Верховного Суда РФ (N 41), Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (N 9) от 11.06.99 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" даны разъяснения в части применения ст. 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

В пункте 3 данного Постановления указано, что ст. 40 Кодекса закреплены принципы определения цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения.

Данной статьей установлена презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен и предусмотрены основания и порядок опровержения налоговым органом этой презумпции.

При разрешении споров, связанных с определением цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения, следует исходить из того, что указанная сторонами сделки цена может быть оспорена налоговым органом в этих целях только в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 40 Кодекса, а именно: по сделкам между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок; при понижении более чем на 20 процентов от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

В случае, если наличествует одно из вышеуказанных условий, налоговые органы вправе пересчитать налоги исходя из рыночной цены. Рыночная цена товара (работы, услуги), это цена на идентичную продукцию, сложившаяся на рынке в результате спроса и предложения в сопоставимых экономических условиях. При этом идентичными считаются товары, которые выполняют одни и те же функции, имеют одни и те же свойства. Также учитываются качество, страна происхождения и производитель товаров. Если идентичных товаров на рынке нет и пока еще не было, тогда, определяя рыночную цену, нужно ориентироваться на однородные товары (работы, услуги). У однородных товаров сходные характеристики и похожие компоненты. Поэтому такие товары выполняют одни и те же функции или могут заменять друг друга.

Если организация не согласна с тем, каким образом налоговые органы исчислили рыночную цену для целей налогообложения, она может оспорить их решение о доначислении налога в территориальном Управлении МНС России или в суде.

Если нет официальных сведений о рыночных ценах на идентичные или однородные товары, В этом случае налоговые органы могут определить рыночную цену товаров у их продавца методом последующей реализации. Метод заключается в следующем: берется цена, по которой эти товары были перепроданы, из нее вычитают затраты, которые обычно возникают при перепродаже, и прибыль, которую обычно получают от данного вида деятельности.

Если нет данных о цене, по которой были перепроданы товары, их невозможно использовать метод последующей реализации, налоговые органы могут использовать затратный метод. Суть данного метода состоит в том, что рыночная цена реализованных товаров (работ, услуг) равна сумме всех затрат и прибыли, которую обычно получает организация от данного вида деятельности. При этом учитывают все расходы, которые возникают в подобных случаях: прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) товаров, их реализацию, транспортировку, хранение, страхование и т.д.

Согласно пункту 11 статьи 40 Налогового кодекса РФ, определять рыночную цену товара (работы, услуги) налоговые органы должны на основании официальных источников информации. Такими источниками могут быть:

- котировки на ближайшей к местонахождению продавца (покупателя) бирже;

- государственные органы по статистике и органы, регулирующие ценообразование;

- средства массовой информации, которые публикуют сведения о рыночных ценах.

Случается, что организация не согласна с той рыночной ценой, которую указал налоговый орган. В таких ситуациях можно привлечь независимого оценщика, у которого есть лицензия. Этот оценщик и определит рыночную цену товара. Об этом говорится в статье 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также в письме УМНС России по г.Москве от 25 апреля 2000 г. N 03-08/16182.

Если налоговые органы докажут отклонение цены сделки более, чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), то налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога на прибыль, пени, штрафов.

Однако в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ, если значительные отклонения (или скидки) вызваны сезонными колебаниями цен, а также иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги); потерей качества товаров или иных потребительских свойств, истечением (приближением даты истечения) срока годности, реализацией опытных моделей и образцов товаров, продвижением на рынки новых товаров, а также продвижением товаров на новые рынки, доначисление налога на прибыль по таким сделкам производиться не будет.

Кроме того, в силу п.9 ст.40 НК, при определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

Эти условия приводят к тому, что практически любое отклонение цены от средневзвешенной рыночной можно объяснять какими-либо из вышеуказанных условий, и налоговым органам будет крайне трудно доказать в судебном порядке обоснованность их заявлений об отклонении цены сделки от рыночной. Арбитражная практика по данному вопросу складывается в основном в пользу налогоплательщика.
См., например:

Постановление ФАС ПО от 26 декабря 2000 г. N А12-6331/00-С12. Для применения ст.40 НК РФ необходима справка органа статистики, а не биржи. Статья 40 НК РФ применяется только при наличии оснований для контроля за ценами.

Постановление ФАС СЗО от 4 сентября 2001 г. N А56-11186/01. Только в случае значительного колебания уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в период непродолжительного периода времени, налоговый орган вправе оспорить для целей налогообложения цену товаров, указанную сторонами в сделке.

Постановление ФАС МО от 9 января 2002 № КА-А40/8050-01. Налоговый орган вправе оспорить для целей налогообложения цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки только в случае значительного колебания уровня цен, применяемым по однородным товарам. Налоговым органом не учтены экономические условия и специфические черты сдаваемых в аренду площадей, сезонные и иные колебания потребительского спроса на них, иные существенные обстоятельства и условия договоров аренды.

Постановление ФАС СЗО от 10 июня 2002 г. № А56-2668/02. Суд правомерно заключил, что сведения, полученные налоговой инспекцией у товарно-фондовой биржи, не могут являться достаточным основанием для корректировки примененной налогоплательщиком цены, поскольку инспекцией не учтено одно из существенных условий заключенного плательщиком контракта (объем товарной партии).


Вот такие пироги...
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.