Привет Гриша! Это я, Буян.
У меня вопрос: тут у нас товарищи товар (кожаные изделия) со %40 убытком продают. могут ли они этот убыток учесть при расчете по налогу на прибыль, или эти суммы должны быть списаны за счет чистой прибыли?
да... ну и НДС с продажной цены... Верно ? (ст 154/1). А %20 уклонение от рыночной цены ? налоговая не придрется ? причина продаж в убыток - нехватка средств. (впрочем за прошлые 3 месяца у них продаж то и не было...)
Не ответил.
Мыльного адреса нету.
Поэтому отвечаю сюда.
КОнечно, придраться могут. Но:
Совместным постановлением Пленума Верховного Суда РФ (N 41), Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (N 9) от 11.06.99 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" даны разъяснения в части применения ст. 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 3 данного Постановления указано, что ст. 40 Кодекса закреплены принципы определения цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения.
Данной статьей установлена презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен и предусмотрены основания и порядок опровержения налоговым органом этой презумпции.
При разрешении споров, связанных с определением цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения, следует исходить из того, что указанная сторонами сделки цена может быть оспорена налоговым органом в этих целях только в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 40 Кодекса, а именно: по сделкам между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок; при понижении более чем на 20 процентов от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.
В случае, если наличествует одно из вышеуказанных условий, налоговые органы вправе пересчитать налоги исходя из рыночной цены. Рыночная цена товара (работы, услуги), это цена на идентичную продукцию, сложившаяся на рынке в результате спроса и предложения в сопоставимых экономических условиях. При этом идентичными считаются товары, которые выполняют одни и те же функции, имеют одни и те же свойства. Также учитываются качество, страна происхождения и производитель товаров. Если идентичных товаров на рынке нет и пока еще не было, тогда, определяя рыночную цену, нужно ориентироваться на однородные товары (работы, услуги). У однородных товаров сходные характеристики и похожие компоненты. Поэтому такие товары выполняют одни и те же функции или могут заменять друг друга.
Если организация не согласна с тем, каким образом налоговые органы исчислили рыночную цену для целей налогообложения, она может оспорить их решение о доначислении налога в территориальном Управлении МНС России или в суде.
Если нет официальных сведений о рыночных ценах на идентичные или однородные товары, В этом случае налоговые органы могут определить рыночную цену товаров у их продавца методом последующей реализации. Метод заключается в следующем: берется цена, по которой эти товары были перепроданы, из нее вычитают затраты, которые обычно возникают при перепродаже, и прибыль, которую обычно получают от данного вида деятельности.
Если нет данных о цене, по которой были перепроданы товары, их невозможно использовать метод последующей реализации, налоговые органы могут использовать затратный метод. Суть данного метода состоит в том, что рыночная цена реализованных товаров (работ, услуг) равна сумме всех затрат и прибыли, которую обычно получает организация от данного вида деятельности. При этом учитывают все расходы, которые возникают в подобных случаях: прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) товаров, их реализацию, транспортировку, хранение, страхование и т.д.
Согласно пункту 11 статьи 40 Налогового кодекса РФ, определять рыночную цену товара (работы, услуги) налоговые органы должны на основании официальных источников информации. Такими источниками могут быть:
- котировки на ближайшей к местонахождению продавца (покупателя) бирже;
- государственные органы по статистике и органы, регулирующие ценообразование;
- средства массовой информации, которые публикуют сведения о рыночных ценах.
Случается, что организация не согласна с той рыночной ценой, которую указал налоговый орган. В таких ситуациях можно привлечь независимого оценщика, у которого есть лицензия. Этот оценщик и определит рыночную цену товара. Об этом говорится в статье 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также в письме УМНС России по г.Москве от 25 апреля 2000 г. N 03-08/16182.
Если налоговые органы докажут отклонение цены сделки более, чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), то налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога на прибыль, пени, штрафов.
Однако в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ, если значительные отклонения (или скидки) вызваны сезонными колебаниями цен, а также иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги); потерей качества товаров или иных потребительских свойств, истечением (приближением даты истечения) срока годности, реализацией опытных моделей и образцов товаров, продвижением на рынки новых товаров, а также продвижением товаров на новые рынки, доначисление налога на прибыль по таким сделкам производиться не будет.
Кроме того, в силу п.9 ст.40 НК, при определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.
Эти условия приводят к тому, что практически любое отклонение цены от средневзвешенной рыночной можно объяснять какими-либо из вышеуказанных условий, и налоговым органам будет крайне трудно доказать в судебном порядке обоснованность их заявлений об отклонении цены сделки от рыночной. Арбитражная практика по данному вопросу складывается в основном в пользу налогоплательщика.
См., например:
Постановление ФАС ПО от 26 декабря 2000 г. N А12-6331/00-С12. Для применения ст.40 НК РФ необходима справка органа статистики, а не биржи. Статья 40 НК РФ применяется только при наличии оснований для контроля за ценами.
Постановление ФАС СЗО от 4 сентября 2001 г. N А56-11186/01. Только в случае значительного колебания уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в период непродолжительного периода времени, налоговый орган вправе оспорить для целей налогообложения цену товаров, указанную сторонами в сделке.
Постановление ФАС МО от 9 января 2002 № КА-А40/8050-01. Налоговый орган вправе оспорить для целей налогообложения цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки только в случае значительного колебания уровня цен, применяемым по однородным товарам. Налоговым органом не учтены экономические условия и специфические черты сдаваемых в аренду площадей, сезонные и иные колебания потребительского спроса на них, иные существенные обстоятельства и условия договоров аренды.
Постановление ФАС СЗО от 10 июня 2002 г. № А56-2668/02. Суд правомерно заключил, что сведения, полученные налоговой инспекцией у товарно-фондовой биржи, не могут являться достаточным основанием для корректировки примененной налогоплательщиком цены, поскольку инспекцией не учтено одно из существенных условий заключенного плательщиком контракта (объем товарной партии).