Escapist
Торт
EscapistЭто эволюция, а не революция.
Что-то не уверен насчет эволюции. Возможно, в силу своего пессимизма, ощущаю скорее деградацию.
Я расцениваю как позитивный сигнал, что планируется разработать стратегический документ по развитию не только аудиторской, но и бухгалтерской профессии, и поставить во главу угла создание общественно полезной достоверной корпоративной (не только финансовой) информации и отчетности. Считаю, что это единственно правильная постановка вопроса, если наша профессия претендует на то, чтобы сохранять свою актуальность.
[Излагаю цели своими словами, не цитата)))]
Уважаемый Григорий, позвольте выразить абсолютное согласие с Вашим тезисом о том, что главное - это создание общественно полезной и достоверной корпоративной (не только финансовой) информации и отчетности.
Кто формирует «документированную систематизированную информацию об объектах учета и составляет на ее основе бухгалтерскую (финансовую) отчетность»? - Бухгалтер.
Кто выражает независимое мнение о достоверности такой отчетности? - Аудитор.
Т.е. бухгалтерская профессия "осуществляет" процесс создания общественно полезной и достоверной информации и отчетности, а аудиторская – лишь повышает ее достоверность.
Что на практике? Какие законодательные требования к профессии бухгалтера и аудитора? Кто отвечает за нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности на государственном уровне? -
Предлагаю вернуться к «первоисточникам» (как учили в институте):
Первоисточники:
- ФЗ от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее ФЗ 402);
- ФЗ от 30 декабря 2008 года № 307 ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее ФЗ 307).
1. Законодательное определение вида деятельности:
1.1. Бухгалтерский учет (ФЗ 402):
1.1.1. Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст.1).
1.2. Аудиторская деятельность (ФЗ 307)
1.2.1. Аудиторская деятельность - деятельность по проведению аудита <…> (ст.1).
1.2.2. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ст.1).
2. Законодательное определение субъектов видов деятельности:
2.1. Бухгалтерский учет (ФЗ 402):
2.1.1. Бухгалтер, главный бухгалтер - законодательные определения отсутствуют;
2.1.2. Физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п.6, ст.7);
2.1.3. Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п.6, ст.7).
2.2. Аудиторская деятельность (ФЗ 307):
2.2.1. Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом саморегулируемой организации аудиторов (Ст.40.)
2.2.2. Аудиторская организация – коммерческая организация, являющаяся членом саморегулируемой организации аудиторов (ст.3).
3. Законодательное определение объектов видов деятельности:
3.1. Бухгалтерский учет (ФЗ 402):
Бухгалтерская (финансовая) отчетность ( далее БФО)- информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом (ст.3).
3.2. Аудиторская деятельность (ФЗ 307):
Независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ст.1).
4. Законодательные требования к квалификации:
4.1. К «физическим лицам» ведущим бухгалтерский учет и формирующим БФО (ст.7 ФЗ 402):
В публичных акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в организациях бюджетной сферы, составляющих консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений, главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:
1) иметь высшее образование;
2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
4.2. Законодательные требования к квалификации аудиторов, выражающих свое независимое мнение о достоверности формируемой БФО (ФЗ 307):
1) наличие высшего образования «по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе»;
2) наличие стажа работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением БФО, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.
2) наличие квалификационного аттестата, после сдачи экзамена:
- по программе, согласованной с Департаментом (приказ Минфина РФ от 14 ноября 2018 г. № 232н);
- за плату, установленную Департаментом (приказ Минфина России от 14.11.2018 №232н):
- 6.500 рублей - за прием кв. экзамена в части каждого модуля первого этапа кв. экзамена (5 модулей, всего 32.500 рублей);
- 10.500 рублей - за прием кв. экзамена в части каждого модуля второго этапа кв. экзамена (6 модулей, всего 63.000 рублей);
- 13.500 рублей - за прием кв. экзамена в части модуля третьего этапа кв. экзамена;
- по «модулям»:
· «Правовое регулирование экономической деятельности»;
· «Аудиторская деятельность и профессиональные ценности»;
· «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность»;
· «Налоги и налоговое администрирование»;
· «Анализ и оценка устойчивости бизнеса»; «Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль»;
3) перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается Единой аттестационной комиссией.
Примечание: национальные аудиторы, имеющие высшее образование, многолетний опыт работы в аудиторских компаниях, имеющие «бессрочные» аттестаты государственного образца, выданные Минфином в соответствии с ФЗ от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности», лишены права выражать свое независимое мнение о БФО, сформированной «лицами» с необязательным высшим образованием, в соответствии с введенными законодательными поправками в 2008 году (ст.4 ФЗ 307).
5. Законодательные требования к юридическим лицам, осуществляющим ведение бухучета и формирование БФО и аудиторским организациям:
5.1. К «юридическим лицам», ведущим бухгалтерский учет и формирующим БФО (ст.7 ФЗ 402):
Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи, с которым заключен трудовой договор:
1) иметь высшее образование;
2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Данные «требования» распространяются на лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета и формирование БФО в публичных акционерных обществах, страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в организациях бюджетной сферы, составляющих консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, а также консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений.
5.2. Законодательные требования к аудиторам и аудиторским организациям, выражающим свое независимое мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируемой общественно-значимыми организациями ОЗО (ФЗ 307, cт.5.1.):
5.2.1. Аудиторские услуги общественно значимым организациям вправе оказывать только аудиторские организации, сведения о которых внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, при этом (ст.5.3.):
1) численность аудиторов, для которых эта аудиторская организация является основным местом работы, составляет с 1 января 2023 года не менее пяти;
2) наличие в числе аудиторов, указанных в пункте 1 настоящей части, не менее трех аудиторов, каждый из которых:
а) имеет квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с настоящим Федеральным законом;
б) имеет опыт участия в оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям в течение трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр;
3) отсутствие в числе аудиторов, предусмотренных пунктом 1 настоящей части, лиц, которые подписали аудиторское заключение, впоследствии признанное по решению суда заведомо ложным, и (или) которые имеют неснятую или непогашенную судимость;
4) отсутствие в числе аудиторов, предусмотренных пунктом 2 настоящей части, лиц, <…> которые совершили в течение трех лет хотя бы одно из действий, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 3 части 3 статьи 5.2 настоящего Федерального закона;
5) опыт осуществления аудиторской деятельности такой аудиторской организацией составляет не менее трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр;
6) отсутствие случаев неоднократного нарушения в течение трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр, аудиторской организацией и (или) аудиторами, являющимися (являвшимися) в момент нарушения ее работниками, требований статьи 8 настоящего Федерального закона;
7) ведение аудиторской организацией своего сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5.2.2. Аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке вправе оказывать только аудиторские организации, сведения о которых внесены Банком России в реестр аудиторских организаций, при этом (ст.5.3.):
1) численность аудиторов, для которых эта аудиторская организация является основным местом работы, составляет до 1 января 2023 года не менее семи, с 1 января 2023 года не менее двенадцати;
2) наличие в числе аудиторов, указанных в пункте 1 настоящей части, не менее трех аудиторов, каждый из которых:
а) имеет квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с настоящим Федеральным законом;
б) имеет опыт участия в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций на финансовом рынке в течение трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр;
3) отсутствие в числе аудиторов, предусмотренных пунктом 1 настоящей части, лиц, которые подписали аудиторское заключение, впоследствии признанное по решению суда заведомо ложным, и (или) которые имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления…
4) отсутствие в числе аудиторов, предусмотренных пунктом 2 настоящей части, лиц, которые совершили хотя бы одно из действий, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 3 части 3 и части 4 статьи 5.2 настоящего Федерального закона, в течение трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр;
5) опыт осуществления аудиторской деятельности такой аудиторской организацией составляет не менее трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр;
6) отсутствие случаев неоднократного нарушения в течение трех лет, <…> требований статьи 8 настоящего Федерального закона;
7) ведение аудиторской организацией своего сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
8) информация о деятельности аудиторской организации по перечню и в форме, требования к которым установлены Банком России, раскрыта этой аудиторской организацией не менее чем за три года, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления о внесении сведений о такой аудиторской организации в указанный реестр, на сайте аудиторской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
6. Законодательные требования к повышению квалификации:
6.1. К «физическим лицам» ведущим бухгалтерский учет формирующим БФО (ФЗ 402):
Требования отсутствуют.
6.2. К аудиторам, выражающим свое независимое мнение о достоверности формируемой БФО (ФЗ 307):
В течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, минимальной продолжительностью не менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год (ст.11).
7. Законодательное требование об обязательности членства в саморегулируемых организациях, осуществляющих контроль за деятельностью своих членов:
7.1. Для физических и юридических «лиц», ведущих бухгалтерский учет и формирующих бухгалтерскую (финансовую) отчетность:
Отсутствует.
7.2. Для аудиторов и аудиторских организаций, выражающих свое независимое мнение о достоверности формируемой БФО:
Предусмотрена обязательность членства в СРОА, с уплатой вступительных и членских взносов, прохождения контроля качества со стороны СРОА, Центрального банка России, Федеральных органов по контролю.
8. Законодательные требования об обязательности соблюдения правил независимости:
8.1. Для физических и юридических «лиц», ведущих бухгалтерский учет и формирующих бухгалтерскую (финансовую) отчетность:
Требования отсутствуют.
8.2. Для аудиторов и аудиторских организаций, выражающих свое независимое мнение о достоверности формируемой БФО (ст.8, ФЗ 307):
1) независимость аудиторской организации, аудитора – отсутствие отношений связанности (аффилированности), основанной на имущественной, родственной или иной зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников, акционеров), руководителей и иных должностных лиц, других лиц, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций;
2) Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций – документ, содержащий основные требования к обеспечению независимости аудиторских организаций, аудиторов, в том числе к выявлению обстоятельств, создающих угрозу независимости аудиторской организации, аудитора, рисков возникновения данной угрозы, и меры по предотвращению, устранению данной угрозы либо снижению ее уровня.
9. Законодательные требования об обязательности выполнения этических норм физическими и юридическими «лицами», формирующих бухгалтерскую (финансовую) отчетность:
9.1. Для физических и юридических «лиц», ведущих бухгалтерский учет и формирующих бухгалтерскую (финансовую) отчетность:
Требования отсутствуют.
9.2. Для аудиторов и аудиторских организаций (ст.7):
1. Кодекс профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, содержащий принципы профессиональной этики, основные требования к обеспечению соблюдения таких принципов, меры по обеспечению соблюдения таких принципов аудиторскими организациями, аудиторами и обязательный для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при оказании аудиторских услуг (участии в оказании аудиторских услуг) и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (участии в оказании таких услуг).
2. Кодекс профессиональной этики аудиторов разрабатывается на основе Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров.
10. Законодательные требования по созданию правил внутреннего контроля качества работы:
10.1. В организациях, ведущих бухгалтерский учет и формирующих бухгалтерскую (финансовую) отчетность:
Требования отсутствуют.
10.2. В аудиторских организациях:
Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются стандартами аудиторской деятельности. Банк России вправе устанавливать дополнительные к установленным стандартами аудиторской деятельности требования к организации внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций на финансовом рынке.
11. Законодательные требования при работе с «общественно значимыми организациями» (ОЗО):
11.1. Законодательно установленные критерии для физических и юридических лиц, осуществляющих ведение бухгалтерского учета и формирующих бухгалтерскую (финансовую) отчетность ОЗО:
Отсутствуют.
11.2. Законодательно установленные критерии для проведения обязательного аудита общественно значимых организаций (ст.5):
1. Обязательный аудит БФО проводится только аудиторскими организациями.
2. Обязательный аудит ОЗО осуществляется аудиторскими организациями, включенными в Реестры Банка России и Федерального казначейства, отвечающим им же устанавливаемым требованиям (от 5 до 12 штатных аудиторов, опыт работы с ОЗО и т.д.). По состоянию на 28.02.2024 с ОЗО имеют право работать 137 из 2216 аудиторских организаций (или 6,1% от общего числа) внесенных в реестр СРОА.
12. Законодательные требования проведения контроля качества работы со стороны профсообщества:
12.1. Для физических и юридических «лиц», ведущих бухгалтерский учет и формирующих бухгалтерскую (финансовую) отчетность:
Отсутствуют.
12.2. Для аудиторов и аудиторских организаций:
1) Аудиторская организация, аудитор обязаны проходить внешний контроль деятельности, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию (ст.10 ФЗ 307);
2) Предметом внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов, осуществляемого саморегулируемой организацией аудиторов, является соблюдение аудиторской организацией, аудитором обязательных требований, требований, установленных саморегулируемой организацией аудиторов, а также исполнение решений саморегулируемой организации аудиторов о применении мер дисциплинарного воздействия, принимаемых по результатам внешнего контроля деятельности (ст.10.1. ФЗ 307).
13. Законодательные требования проведения внешнего контроля качества работы со стороны Уполномоченных федеральных органов (УФО) и УФО по контролю:
13.1. Для физических и юридических «лиц», ведущих бухгалтерский учет и формирующих бухгалтерскую (финансовую) отчетность «особо значимых организаций» (ОЗО):
Отсутствуют.
13.2. Для аудиторских организаций:
1) Внешний контроль деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществляется уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору и является федеральным государственным контролем (ст.10.2. ФЗ 307).
2) Банк России осуществляет надзор за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке, в том числе обеспечивает допуск таких организаций к оказанию аудиторских услуг общественно значимым организациям на финансовом рынке.
14. Законодательно установленные меры дисциплинарного и иного воздействия в отношении лиц ведущих бухгалтерский учет и формирующих БФО и аудиторов, выражающих независимое мнение о ее достоверности:
14.1. Законодательно установленные меры дисциплинарного и иного воздействия в отношении лиц ведущих бухгалтерский учет и формирующих БФО:
Отсутствуют.
14.2. Законодательно установленная меры дисциплинарного и иного воздействия в отношении аудиторских организаций и аудиторов, выражающих независимое мнение о достоверности БФО:
1. В отношении члена саморегулируемой организации аудиторов, саморегулируемая организация аудиторов может применить следующие меры дисциплинарного воздействия (ст.20):
1) вынести предписание, обязывающее члена саморегулируемой организации аудиторов устранить выявленные по результатам внешней проверки его деятельности нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;
2) вынести члену саморегулируемой организации аудиторов предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных саморегулируемой организацией аудиторов;
3) наложить штраф на члена саморегулируемой организации аудиторов;
4) принять решение о приостановлении членства аудиторской организации, аудитора в саморегулируемой организации аудиторов на срок до устранения ими выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;
5) принять решение об исключении аудиторской организации, аудитора из членов саморегулируемой организации аудиторов;
6) применить иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации аудиторов меры.
2. Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору в отношении аудиторской организации, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, Банк России в отношении аудиторской организации на финансовом рынке, допустившей нарушение обязательных требований, могут применить следующие меры воздействия:
1) вынести предписание, обязывающее аудиторскую организацию устранить выявленные по результатам внешней проверки ее деятельности (надзора за ее деятельностью) нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;
2) вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения обязательных требований;
3) направить саморегулируемой организации аудиторов обязательное для исполнения предписание о приостановлении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов на срок до устранения такой аудиторской организацией выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;
4) направить саморегулируемой организации аудиторов обязательное для исполнения предписание об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций в случае грубого нарушения обязательных требований, неисполнения в установленный срок предписания уполномоченного федерального органа по контролю и надзору, Банка России, указанного в пункте 1 настоящей части, неустранения нарушения, выявление которого уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, Банком России повлекло направление предписания, указанного в пункте 3 настоящей части;
5) принять решение об исключении сведений об аудиторской организации соответственно из реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, реестра аудиторских организаций на финансовом рынке.
15. Законодательно установленная обязанность страхования ответственности лицами ведущих бухгалтерский учет и формирующих бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторов, выражающих независимое мнение о ее достоверности:
15.1. Законодательно установленная обязанность страхования ответственности лицами ведущих бухгалтерский учет и формирующих бухгалтерскую (финансовую) отчетность:
Обязанность отсутствует.
15.2. Законодательно установленная обязанность страхования ответственности аудиторов, выражающих независимое мнение о достоверности БФО:
Обязанность страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности (п. 4.1 введен Федеральным законом от 01.07.2010 N 136-ФЗ).
16. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, аудиторской деятельности:
16.1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности:
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, является Министерство финансов РФ (в соответствии с п.1 ПП РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации").
16.2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности:
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности, является Министерство финансов РФ (в соответствии с п.1 ПП РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации").
17. Какое структурное подразделение Министерства финансов РФ обеспечивает осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности»:
В соответствии с приказами от 14.02.2013 № 53 и от 19.05.2021 № 221, структурным подразделением Минфина РФ
«обеспечивающим осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности», является ДЕПАРТАМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, бессменно возглавляемый с мая 2004 года Леонидом Зиновьевичем Шнейдманом, проработавшим до этого в течение 12 лет в аудиторской и консультационной фирмы "PricewaterhouseCoopers".
Кроме того, в соответствии с п.4.1. Положения о Департаменте, утв. Приказом Минфина РФ от 19.05.2021 № 221,
на Департамент возложены функции и полномочия по подготовке «для внесения в Правительство РФ проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, официальных отзывов и заключений Правительства РФ на проекты федеральных законов, поправок Правительства РФ к проектам федеральных законов и другие документы, по которым требуется решение Президента РФ и Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Департамента».
Вопрос (риторический) - могут ли должностные лица:
- чьи должностные обязанности заключались последние 20 лет в обеспечении «осуществления функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности»;
- создававшие последние 20 лет
действующую систему нормативно-правового регулирования в указанных сферах деятельности;
- не обеспечившие исполнение Указов Президента РФ:
- от 23 июля 2003 г. N 824 о прекращении избыточного государственного регулирования и исключения дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти (с 30.12.2008 по 24.07.2023, путем внесения 29 поправок в первоначальный вариант ФЗ 307 «Об аудиторской деятельности», количество функций государственного регулирования аудиторской деятельности увеличилось с 14 до 124, с учетом ведомственных актов – более 170);
- от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", в соответствии с пунктом 3 которого федеральное министерство, являющееся «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной <…> сфере деятельности», «не вправе осуществлять функции по контролю и надзору» в установленной сфере деятельности.
- не обеспечившие исполнение Распоряжений Правительства РФ:
- от 25 октября 2005 г. N 1789-р об упразднении избыточных и дублирующих функций органов исполнительной власти и созданию механизмов, предотвращающих появление новых избыточных функций у органов исполнительной власти);
- от 30.12.2015 № 2776-р «О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования», предполагающей создание в РФ трехуровневой модели саморегулирования аудиторской деятельности. Вместо выполнения этого требования в 2021 году изменены критерии для создания СРОА (объединение в своем составе в качестве членов аудиторских организаций совокупная доля услуг которых составляет более 50 процентов, что фактически означало передачу саморегулирования российского аудита под контроль 4 международных аудиторских сетей, доминирующих на российском рынке аудиторских услуг). Также ликвидирована система саморегулирования аудиторской деятельности, в смысле ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 №315-ФЗ, поскольку выполнение основных условий саморегулирования (разработка стандартов профессиональной деятельности и собственный контроль за их исполнением) переданы, соответственно, организации расположенной на территории США и федеральному органу по контролю;
- создавшие условия для «развития национального аудита», при которых с 2016 по 2023 год профессию покинули 5,4 тыс. аттестованных аудиторов (более 25%) и 2,4 тыс. аудиторских организаций (53%), доля 4 компаний составила более …., , а их доля среди 400 крупнейших промышленных российских компаний и банков составила до 92% по отдельным отраслям;
- пришедшие к выводу "об отсутствии оснований и необходимости в концептуальном пересмотре действующей в стране системы бухгалтерского учета и аудита».
И это при том, что до сих пор нет законодательного определения понятия "бухгалтер", отсутствуют какие-либо законодательные требования к квалификации бухгалтеров (кроме опыта работы в бухгалтерии или аудиторской фирме и неснятой судимости), отсутствуют обязательные требования по повышению их квалификации, страхованию ответственности, членству в СРО и т.д. Вместе с тем, у аудиторов появилось 174 абсолютно избыточных и дублирующих функций государственного регулирования (за счет бюджета); в условиях проведения СВО нам продолжают навязывать обязанность выполнения МСА, создаваемых на территории «недружественного» государства (США) для колониально зависимых стран; фактически прекращено "саморегулирование" (в смысле ФЗ 315: отсутствие собственных стандартов и собственного контроля за их применением).
Не совсем понятно, как можно доверять регулирование таких важных сфер как ведение бухгалтерского учета, формирование отчетности и подтверждение ее достоверности лицам, занимающим долгие годы государственные должности по их нормативно-правовому регулированию и до сих пор рассуждающим лишь о необходимости «точечных» изменений сложившейся системы и "корректировке" направлений их развития, не признающим глубочайшего кризиса в обоих отраслях?!
Смогут ли те же лица заполнить существующие законодательные «дыры» в области регулирования организации бухгалтерского учета и составления БФО? Смогут ли они довести до исполнения Указ Президента РФ о прекращении «избыточных» и «дублирующих» государственных функций в сфере регулирования аудиторской деятельности?
Уважаемый Григорий, мне представляется, что для создания общественно полезной и достоверной корпоративной (не только финансовой) информации и отчетности, достижения экономического суверенитета страны и повышения ее финансовой безопасности, требуется безотлагательная реформа государственного регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, не «точечная», а комплексная! И начинать ее надо с отстранения ответственных лиц, которые довели обе отрасли до кризисного состояния, разделения нормативно-правового регулирования бухучета и аудита, передачи государственного регулирования аудиторской деятельности во вневедомственный орган, с привлечением наиболее значимых пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетностью.
С уважением,
Алексей Руф
Исправлений: 1; последнее - в 13.04.2024, 04:51.