Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Проверить фирму по ИНН
Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Коммерческая концессия в ОДДС

Евгения 78  326a  
18.03.2024, 20:08
Уважаемые колеги, может кто сталкивался на практике:
Клиентом заключен договор коммерческой концессии с Администрацией муниципального образования на строительство школы.
Получено частичное финансирование из бюджета, остальное  - за счет кредитных средств.
По окончанию строительства собственник Администрация, концессионер 5 лет эксплуатирует и получает плату.
В связи с этим вопрос - как корректно отразить в ОДДС:
1. Средства бюджетного финансирования полученные
2. Расходы на строительство объекта КС*
*кс =капитального строительства

Варианты: 
 - прочие поступления по ТД (с. 4119), расходы - в оплатах поставщикам (с 4121), 
 - отразить в разделе инвестиционная деятельность (бюджетные инвестиции соответственно как прочие поступления по ИД, расходы - в строке 4221 создание ВнОА)  .

ПБУ 23 к сожалению данный вопрос никак не регламентирует. 
Заранее благодарю за ответы!
19.03.2024, 09:24
Вопрос очень интересный.
Поскольку концессия связана с созданием НМА, потоки относятся к инвестиционной деятельности (включая субсидию, ЗП и взносы, включаемые в первоначальную стоимость, и т.д.) кроме тех, что связаны с НДС (они будут в текущей).
Вижу два варианта представления в зависимости от того, как объекты представлены в балансе и ОФР:
1. Свернуто
2. Развернуто.
НДС в части субсидии свернул бы в любом случае, но знаю аудиторов, которые против сворачивания ("это не продажа, а восстановление - это другое").
Евгения 78  326a  
19.03.2024, 10:09
Александр, в ФСБУ 14 концессионные соглашения с 2024 года  больше не относятся к НМА, равно как и не соответствуют критериям ФСБУ 6,26, а в ФСБУ 25 прямо написано что для концессий оно не применяется.
У организации 2023 год - первый год начала действия концессионного соглашения, поэтому были мысли о начале досрочного применения ... сразу как правильно будет на весь период действия концессии.
Получается, что объект концессии теперь не урегулирован ни одним из новых ФСБУ (6,26, 25, 14..), разъяснений свежих не нашлось, отражать как НМА только в 2023 году не вижу особого смысла, нужно смотреть на перспективу.
В балансе пока решили отражать в составе строки 1190 Прочие ВнОА, поскольку все же 5 лет будет в управлении, а вот с ОДДС не ясно- если рассматривать как классический объект капвложений - уместно отражать в инвестиционной деятельности...
Если идти по пути как застройщики (строим не для себя в конечном итоге)- то это текущая в ОДДС.
и ПБУ 23 говорит о том, что все что нельзя однозначно классифицировать нужно отражать в текущей.
Хотелось бы собрать аргументы / контраргументы в пользу того что в текущей отражать верно.

Ну и сопутствующий вопрос - как бы отразили в балансе... строка 1190  - корректно , если учитывать тот факт, что с 2024 года объекты концессии - не НМА?
19.03.2024, 10:42
Евгения 78
в ФСБУ 14 концессионные соглашения с 2024 года  больше не относятся к НМА
А тут можно поподробнее? Почему вступление в силу ФСБУ 14 влечет переквалификацию объекта? Право (лицензия) на взимание платы как критерий сохранилось, Разъяснение IFRIC 12 не поменялось и в силу ПБУ 1 продолжает применяться.
Евгения 78  326a  
19.03.2024, 11:27
Александр, отчетность у нас по РСБУ, не МСФО, в первую очередь руководствуемся действующими ПБУ....

ранее в ПБУ 14/2007 было указано:
"37. Отражение в бухгалтерском учете организации операций, связанных с предоставлением (получением) права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (за исключением права использования наименования места происхождения товара), осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других аналогичных договоров, заключенных в соответствии с установленным законодательством порядком".

В новом ФСБУ 14 права , вытекающие из концессионных соглашений не упоминаются.

В 2023 году пока идет накопление затрат (строительство объекта).
Как увязать IFRIC 12 с подготовкой отчетности по РСБУ ?
avatar
Escapist  
19.03.2024, 12:23

Как увязать IFRIC 12 с подготовкой отчетности по РСБУ ?
П.7.1. ПБУ 1
avatar
Escapist  
19.03.2024, 12:38
Евгения 78
Уважаемые колеги, может кто сталкивался на практике:
Клиентом заключен договор коммерческой концессии с Администрацией муниципального образования на строительство школы.
Получено частичное финансирование из бюджета, остальное  - за счет кредитных средств.
По окончанию строительства собственник Администрация, концессионер 5 лет эксплуатирует и получает плату.
В связи с этим вопрос - как корректно отразить в ОДДС:
1. Средства бюджетного финансирования полученные
2. Расходы на строительство объекта КС*
*кс =капитального строительства

Варианты: 
 - прочие поступления по ТД (с. 4119), расходы - в оплатах поставщикам (с 4121), 
 - отразить в разделе инвестиционная деятельность (бюджетные инвестиции соответственно как прочие поступления по ИД, расходы - в строке 4221 создание ВнОА)  .

ПБУ 23 к сожалению данный вопрос никак не регламентирует. 
Заранее благодарю за ответы!
Стоит уточнить экономку проекта. Объект полностью окупается (независимый) или идет в соц нагрузку к основному коммерческому проекту и таким образом не окупается? Также что именно подразумевает концессия - есть ли дополнительные источники дохода кроме платы муниципалитета и какова ответственность концессионера в течение 5 лет контракта?
Евгения 78  326a  
19.03.2024, 13:05
Escapist, объект не окупится (нагрузка к жилому комплексу (у ЖК другой застройщик, но в группе компаний (неконсолидированной).
Концессионер 5 лет эксплуатирует, получает плату только от концендента, после чего передает объект конценденту.
На текущий момент у клиента есть сомнения, что плата концендента окупит хотя бы эксплуатационные расходы после завершения строительства.
avatar
Escapist  
19.03.2024, 13:39

но в группе компаний (неконсолидированной).
Сложный случай для учета: как сделать индивидуальную достоверную отчетность, когда только часть взаимосвязанных сделок относятся к данному юрлицу, а прочие на других. Вероятно, придется регулировать дисбаланс через убытки на данном юрлице.


Если вернуться к вопросу, который вы не ответили, каковы обязанности концессионера в течение 5 лет? Поддерживать постоянную эксплуатационную готовность (техническое обслуживание /текущий / капитальный ремонт)? Или есть модель распределения ответственности за содержание и ремонт между концессионером и концедентом?
Евгения 78  326a  
19.03.2024, 14:02
Escapist,
Обязанности концессионера по договору:
 - ТО инженерных систем (электроснабжение, вентиляция, водопровод и пр.)
 - обслуживание здания (нормативная эксплуатация и текущий ремонт помещений, кровли, фасадов)
 - административное сопровождение (управление гарантийными обязательствами)
 - обновление основных фондов (движимого имущества внутри школы)

  Концессионер не несет обязательства по осуществлению капитального ремонта ..., ... капитальный ремонт Объекта Соглашения осуществляется Концедентом и (или) Образовательной Организацией за свой счет.
avatar
Escapist  
19.03.2024, 14:49

Обязанности концессионера по договору:
 - ТО инженерных систем (электроснабжение, вентиляция, водопровод и пр.)
 - обслуживание здания (нормативная эксплуатация и текущий ремонт помещений, кровли, фасадов)
 - административное сопровождение (управление гарантийными обязательствами)
 - обновление основных фондов (движимого имущества внутри школы)
Какие-то финансовые ограничения на объемы текущего обслуживание установлены и отдельная плата за это? Особенно последний пункт впечатляет, он не окажется безразмерным и и бесконтрольным с точки зрений затрат концессионера? Почему вопрос. Требуется принять решение выделять ли обязанности концессионера по договору на текущее обслуживание (и соответственно это будет текущая выручка и расходы в течение 5 лет) отдельно от обязанности построить объект и передать его через 5 лет в надлежащем состоянии. В отношении второй обязанности будет признана сразу дебиторка в дисконтированной сумме (части) платежей от концедента и обязательство в виде дисконтированных расходов на поддержание эксплуатационной пригодности.
Евгения 78  326a  
19.03.2024, 15:28
Escapist,
КС на 800 страниц, быстро не найти)

Операционный платеж - примерно 30 млн в год (всего за 5 лет - 146 млн), думаю покроет эксплуатационные расходы (точными данными о суммах расходов клиент не владеет)
Как мы понимаем, у концессионера мало шансов отказаться от каких-то формулировок в части обновления основных фондов, поэтому принимаем это как данность)

В 2023 строительство только начато, если все пойдет по плану - в 2024 построят, операционные платежи начнутся с 2025. Думаете в балансе 2023г. необходимо отразить в том числе долгосрочную дебиторку в размере Операционных платежей за 5 лет?
Если рассматривать исключительно отчетность 2023 года - как наиболее корректно, по Вашему мнению, отразить расходы на стройку в балансе  (строка) и ОДДС (текущая / инвестиционная), насколько критично не отражать на 31.12.23г. будущие операционные платежи ?
avatar
Escapist  
19.03.2024, 18:25

1.Думаете в балансе 2023г. необходимо отразить в том числе долгосрочную дебиторку в размере Операционных платежей за 5 лет?


Да, но только в той части, в которой операционные платежи не относятся к компенсации текущих услуг по обслуживанию имущества. Не исключено, и по суммам и по экономическому смыслу, что они 100% предназначены только для компенсации текущих затрат. А строительство полностью безвозмездно (в части не покрытой субсидией). Нужно и договор читать и с кураторами проекта и руководством пообщаться.

По такой же логике и резерв на расходы по поддержанию эксплуатационной пригодности создается. То что не относится текущие услуги, должно быть отнесено на резерв расходов на поддержание эксплуатационной пригодности.


насколько критично не отражать на 31.12.23г. будущие операционные платежи ?


Проблема здесь в том, что отказаться от этих расходов концессионер не может. И вместо того, что просто трактовать эксплуатацию как будущие расходы, приходится рассматривать необходимость резерва/оценочного обязательства. И аналогично поступаем с выручкой, доходы следуют за расходами.

Я не смогу дистанционно оценить насколько это критично. Зависит от того, какую часть поступлений и будущих расходов можно считать текущей услугой и не резервировать, и насколько существенна оставшаяся часть.

Как уже писал, концессионер выполняет два обязательства в отношении которых у него есть расходы и возникает (или может возникнуть выручка от концедента):
1. построить и передать через 5 лет объект в установленном техническом состоянии
2. выполнять текущее обслуживание объекта в течение 5 лет

Выручка и расходы делятся между этими двумя обязательствами. См IFRIC 12.



2. Если рассматривать исключительно отчетность 2023 года - как наиболее корректно, по Вашему мнению, отразить расходы на стройку в балансе  (строка) и ОДДС (текущая / инвестиционная),


У вас обесценение скорее всего полное в балансе и ОПУ, немедленно по мере понесения затрат. Де-факто безвозмездная передача. Возмещаемая стоимость актива = дисконтированная стоимость (поступления - расходы по эксплуатации). Это предельная сумма, которую вы можете оставить не списанной на балансе.
Актив в рамках IFRIC 12 в части услуги по строительству - возникает финансовый, т.е. долгосрочная дебиторка. Однако до момента ввода я бы показывал НЗП с учетом обозначенного выше обесценения, так как прав на денежный поток до ввода объекта нет.

В ОДДС инвестиционной деятельности быть не должно, объект строится для передачи 3-му лицу. Расходы по стройке - операционные платежи и соответственно субсидии также  отражаются как операционные поступления.
Евгения 78  326a  
19.03.2024, 18:54
Escapist, большое спасибо за развернутый ответ!
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.