Внешний контроль, осуществляемый, уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору (Федеральным казначейством) в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям
Внешний контроль, осуществляемый, уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору (Федеральным казначейством) в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям
Позвольте поблагодарить всех, кто откликнулся на мое обращение от 01.09.2023 и прислал свои предложения для включения в проводимый совместной РГ Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по аудиту, бухгалтерскому учету и финансовому консультированию и Ассоциацией «Евразийская Гильдия аудиторов, финансовых экспертов и ревизоров» анализ существующей в Российской Федерации системы государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности.
В настоящее время проводится исследование по всем разделам намеченной программы. По готовности разделов на 80-90% буду размещать их здесь, с позволения модераторов.
Сегодня размещаю Раздел 2.9. «Организация «внешнего контроля качества». Обращаюсь к вам с просьбой о выражении мнений и предложений в Раздел 2.9.
Напоминаю о направлениях исследования. Ваши предложения и мнения можно направлять мне в личном сообщении. Все они будут рассмотрены Рабочей группой.
С уважением, Алексей Руф Раздел 1. Цели исследования (Аудит)
1. Повышение достоверности БФО организаций различной организационно-правой формы. Повышение ответственности ЛОКУ за достоверность формируемой БФО.
2. Развитие национального института аудита. Уход от зависимости развития национального аудита в России (применение «МСА») от так называемой «международной» организации (МФБ), расположенной на территории «недружественной страны» (США).
3. Установление возможности и целесообразности перехода на национальные стандарты аудита (с учетом мировой практики) или «евразийские» (с учетом ратификации в апреле 2023 года «Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза»).
4. Передача избыточных функций по регулированию аудиторской деятельности от государства в саморегулируемую организацию аудиторов (СРОА). Четкое разграничение функций государственного управления и функций саморегулирования аудиторской деятельности.
5. Реформирование сложившейся в России системы саморегулирования аудиторской деятельности, с учетом международной и национальной практики. Повышение эффективности работы саморегулируемой организации аудиторов.
6. Сохранение имеющегося в России профессионального потенциала, имеющего значительный опт осуществления аудиторской и ревизионной деятельности.
7. Подготовка аргументированных предложений для внесения в действующую систему законодательного регулирования аудиторской деятельности. Раздел 2. Направления исследования (Аудит) 2.1. Определение основных функций регулирования аудиторской деятельности, обоснованность их перераспределения между государством и СРОА:
1. функции государственного регулятора;
2. функции саморегулирования. 2.2. Анализ действующей системы государственного регулирования аудиторской деятельности:
1. целесообразность исполнения возложенных функций, обоснованность;
2. эффективность (результативность);
3. выполнение Указов Президента РФ о сокращении избыточных функций госрегулирования.
2.3. Анализ действующей системы саморегулирования аудиторской деятельности:
1. причины невыполнения Распоряжения Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 2776-р о создании «трехуровневой» системы саморегулирования (аудитор – региональное СРОА – Национальное СРОА), с передачей части функций в Национальное СРОА).
2. анализ системы управления, механизма принятия решений, финансирования и пр., вовлеченность аудиторов в процесс саморегулирования аудиторской деятельности;
3. проведение опроса среди аудиторов об удовлетворенности действующей системой саморегулирования и предложениями по совершенствованию
4. целесообразность возврата к первооснове саморегулирования – созданию стандартов профессиональной деятельности и контролю за их исполнением, множественности СРОА с установлением обоснованных критериев членства.
2.4. Анализ действующей системы «ВХОДа» в профессию:
1. существующая практика, управление ЕАК, организация и проведение аттестации, статистика;
2. целесообразность введения упрощенных экзаменов для обладателей «аттестатов государственного образца», выданных без ограничения срока действия, в соответствии со ст.15 ФЗ "Об аудиторской деятельности" закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ и главных бухгалтеров организаций, с установлением определенных критериев.
2.5. Анализ действующей системы «ВЫХОДа» из профессии:
1. обоснованность передачи полномочий по исключению аудиторских фирм из Реестра госрегулятору;
2. статистика за последние 3 года (по решению СРОА, по решению Казначейства);
анализ причин.
2.6. Стандарты профессиональной деятельности:
1. введение на территории РФ МСА, разработка и актуализация которых осуществляется «международной» организацией (МФБ), расположенной на территории «недружественной страны» (США) в период введения многочисленных санкций по отношению к РФ;
2. анализ последствий введения очередного «пакета санкций» против России и запрета применения МСА и перевода изменений и дополнений;
3. применимость МСА «в чистом виде» в других странах (о-ва Фиджи, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан…);
4. применение на территории России: приказами Минфина РФ – стали ли они «нормативными актами», обязательными для исполнения;
5. контроль за исполнением: Минфин РФ через подведомственное Казначейство. Выполнимость Указа Президента РФ о правилах контроля за исполнением ведомственных документов;
6. анализ причин и целесообразности отказа с 01 января 2017 года от национальных стандартов аудиторской деятельности, в условиях введения санкций;
7. целесообразность возврата с разработке своих, национальных или евразийских (ЕАЭС) стандартов, с утверждением СРОА, а не Правительством РФ и не зарубежной организацией (вопрос ответственности за их содержание),
2.7. Кодекс профессиональной этики:
1. применимость юрлицами;
2. обоснованность осуществления госрегулятором контрольных функций за исполнением Кодекса этики, введенного Аристотелем в 4 веке до н.э. для обозначения особого класса «человеческих качеств, названных им этическими добродетелями».
2.8. Правила независимости:
Разработка, утверждение, контроль за исполнением.
2.9. Организация «внешнего контроля качества»:
1. анализ действующего законодательства на предмет плавного перехода ВККР от аудиторов к госрегулятору;
2. обоснованность и целесообразность осуществления госрегулятором (Казначейством) контрольных функций за исполнением стандартов профессиональной деятельности, Кодекса профессиональной этики, правил независимости;
3. наличие контроля за квалификацией «проверяющих», их соответствие профессиональному уровню «проверяемых», соблюдение принципа проверки «равного равным»;
4. наличие механизма апелляций, привлечения третьих лиц (сторонних экспертов) для разрешения спорных ситуаций по результатам ВККР;
5. анализ соответствия применяемых мер административного воздействия, выявленным «нарушениям»;
6. анализ выявленных «нарушений», на предмет нанесения существенного вреда пользователям БФО, обществу;
7. обоснованность сроков проведения ВККР;
8. обоснованность перечня запрашиваемой информации при проведении ВККР.
2.10. Обязательный аудит:
1. анализ изменения критериев обязательного аудита, обоснованность;
2. сравнение с зарубежной практикой;
3. анализ целесообразности изменения критериев обязательного аудита, установления минимального количества рабочих часов, в зависимости от вида и масштаба деятельности, отраслевой специфики, организационно-правовой формы и т.д.
2.11. Анализ деятельности на территории России аудиторских организаций, с участием международных аудиторских компаний:
1. статистика;
2. роль аудита в системе финансовой безопасности государства (инструмент финансовой безопасности государства);
3. анализ применения антимонопольного законодательства (доминирование на рынке);
4. анализ зарубежной практики, в т.ч. Китая, Министерство финансов которого, наряду с другими государственными структурами, призвало некоторые государственные предприятия прекратить действие контрактов с глобальными аудиторскими фирмами, стремясь ограничить их влияние и обеспечить безопасность данных в стране, а также укрепить местную аудиторскую и бухгалтерскую отрасли.
2.12. Обоснованность передачи функций по управлению аудиторской деятельности в организацию, не являющуюся органом государственного управления.
2.13. Участие в деятельности ЕАЭС:
Анализ перспектив ратификации РФ в апреле 2023 года «Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза».