Доброй ночи коллеги!
К нам в аудиторскую организацию обратился клиент с просьбой выдать АЗ по отчету в Корпорацию МСП.
Предыстория: Акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - Корпорация МСП) проводит оценку соблюдения государственными (муниципальными) микрофинансовыми организациями (далее - ГМФО) требований, установленных частями 1 - 4 статьи 15.4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Для этих целей государственные (муниципальные) микрофинансовые организации (наш клиент) предоставляет в Корпорацию МСП ежегодный отчет.
К отчету в Корпорацию МСП прилагается копия аудиторского заключения на отчет и на бухгалтерскую (финансовую) отчетность ГМФО в разрезе видов деятельности за отчетный период.
Кто-то сталкивался с такой ситуацией, по какой форме выдавалось АЗ? Какими МСА руководствовались?
Спасибо!
Исправлений: 1; последнее - в 20.12.2023, 23:25.
Коллеги в дополнении вопроса. Подготовили АЗ, как считаете, возможны ли такие формулировки. Основание п.43-45, А58-А60 МСА 700 (пересмотренный).
Аудиторское заключение независимого аудитора
Мнение
Мы провели аудит прилагаемой годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации «Фонд МКК Ромашка» (далее – аудируемое лицо) (ОГРН 1000000000000), состоящей из бухгалтерского баланса кредитного потребительского кооператива, сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, микрокредитной компании в форме фонда, автономной некоммерческой организации по состоянию на 31 декабря 2022г. и отчета о целевом использовании средств кредитного потребительского кооператива, сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, микрокредитной компании в форме фонда, автономной некоммерческой организации за 2022 г.; а также приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств, в том числе отчета о финансовых результатах кредитного потребительского кооператива, сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, микрокредитной компании в форме фонда, автономной некоммерческой организации за 2022 г., отчета об изменениях собственных средств кредитного потребительского кооператива, сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, микрокредитной компании в форме фонда, автономной некоммерческой организации за 2022 г., отчета о денежных потоках кредитного потребительского кооператива, сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, микрокредитной компании в форме фонда, автономной некоммерческой организации за 2022 год, примечаний к бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитного потребительского кооператива, сельскохозяйственного кредитного отребительского кооператива, микрокредитной компании в форме фонда, автономной некоммерческой организации, подлежащих раскрытию в соответствии с пунктом п.2.2 «Положения о формах раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитных финансовых организаций и порядке группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности» , включая основные положения учетной политики.
По нашему мнению, прилагаемая годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение НО «Фонд МКК Ромашка» по состоянию на 31 декабря 2022 года, финансовые результаты его деятельности и движение денежных средств за 2022 год в соответствии с правилами составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленными в Российской Федерации.
Основание для выражения мнения
Мы провели аудит в соответствии с Международными стандартами аудита (MCA). Наша ответственность в соответствии с этими стандартами описана в разделе «Ответственность аудитора за аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности» настоящего заключения. Мы являемся независимыми по отношению к аудируемому лицу в соответствии с Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодексом профессиональной этики аудиторов, соответствующими Кодексу этики профессиональных бухгалтеров, соответствующими Международному кодексу этики профессиональных бухгалтеров (включая международные стандарты независимости), разработанному Советом по международным стандартам этики для профессиональных бухгалтеров, и нами выполнены прочие иные обязанности в соответствии с этими требованиями профессиональной этики. Мы полагаем, что полученные нами аудиторские доказательства являются достаточными и надлежащими, чтобы служить основанием для выражения нашего мнения.
Ответственность руководства и членов Правления аудируемого лица за годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность
Руководство несет ответственность за подготовку и достоверное представление указанной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с правилами составления бухгалтерской отчетности, установленными в Российской Федерации, и за систему внутреннего контроля, которую руководство считает необходимой для подготовки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, не содержащей существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок.
При подготовке годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности руководство несет ответственность за оценку способности аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность, за раскрытие в соответствующих случаях сведений, относящихся к непрерывности деятельности, и за составление отчетности на основе допущения о непрерывности деятельности, за исключением случаев, когда руководство намеревается ликвидировать аудируемое лицо, прекратить его деятельность или когда у руководства отсутствует какая-либо иная реальная альтернатива, кроме ликвидации или прекращения деятельности. Члены Правления несут ответственность за надзор за подготовкой годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Правление аудируемого лица несет ответственность за надзор за подготовкой годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Ответственность аудитора за аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности
Наша цель состоит в получении разумной уверенности в том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность не содержит существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок, и в составлении аудиторского заключения, содержащего наше мнение. Разумная уверенность представляет собой высокую степень уверенности, но не является гарантией того, что аудит, проведенный в соответствии с MCA, всегда выявляет существенные искажения при их наличии.
Искажения могут быть результатом недобросовестных действий или ошибок и считаются существенными, если можно обоснованно предположить, что в отдельности или в совокупности они могут повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе этой годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В рамках аудита, проводимого в соответствии с MCA, мы применяем профессиональное суждение и сохраняем профессиональный скептицизм на протяжении всего аудита. Кроме того, мы выполняем следующее:
а) выявляем и оцениваем риски существенного искажения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вследствие недобросовестных действий или ошибок; разрабатываем и проводим аудиторские процедуры в ответ на эти риски; получаем аудиторские доказательства, являющиеся достаточными и надлежащими, чтобы служить основанием для выражения нашего мнения. Риск необнаружения существенного искажения в результате недобросовестных действий выше, чем риск необнаружения существенного искажения в результате ошибки, так как недобросовестные действия могут включать сговор, подлог, умышленный пропуск, искаженное представление информации или действия в обход системы внутреннего контроля;
б) получаем понимание системы внутреннего контроля, имеющей значение для аудита, с целью разработки аудиторских процедур, соответствующих обстоятельствам, но не с целью выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица;
в) оцениваем надлежащий характер применяемой учетной политики, обоснованность оценочных значений, рассчитанных руководством аудируемого лица и соответствующего раскрытия информации;
г) делаем вывод о правомерности применения руководством аудируемого лица допущения о непрерывности деятельности, а на основании полученных аудиторских доказательств - вывод о том, имеется ли существенная неопределенность в связи с событиями или условиями, в результате которых могут возникнуть значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность.
Если мы приходим к выводу о наличии существенной неопределенности, мы должны привлечь внимание в нашем аудиторском заключении к соответствующему раскрытию информации в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности или, если такое раскрытие информации является ненадлежащим, модифицировать наше мнение. Наши выводы основаны на аудиторских доказательствах, полученных до даты нашего аудиторского заключения. Однако будущие события или условия могут привести к тому, что аудируемое лицо утратит способность продолжать непрерывно свою деятельность;
д) проводим оценку представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом, ее структуры и содержания, включая раскрытие информации, а также того, представляет ли годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, лежащие в ее основе операции и события так, чтобы было обеспечениях достоверное представление.
Мы осуществляем информационное взаимодействие с членами Правления аудируемого лица, доводя до их сведения, помимо прочего, информацию о запланированном объеме и сроках аудита, а также о существенных замечаниях по результатам аудита, в том числе о значительных недостатках системы внутреннего контроля, которые мы выявляем в процессе аудита.
Отчет о результатах в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 19.02.2020 № 77 «Об утверждении Порядка, сроков и форм представления информации, предусмотренной пунктом 5 Правил проведения акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" мониторинга оказания федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и мониторинга оказания организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также состава такой информации и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России, устанавливающих требования по представлению информации в рамках мониторинга реализации мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства»
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 19.02.2020 № 77 «Об утверждении Порядка, сроков и форм представления информации, предусмотренной пунктом 5 Правил проведения акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» мониторинга оказания федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и мониторинга оказания организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также состава такой информации и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России, устанавливающих требования по представлению информации в рамках мониторинга реализации мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства» на аудитора возложена обязанность по предоставлению аудиторского заключения формы 9.3 «Отчет фонда содействия кредитованию (гарантийного фонда, фонда поручительств) (далее - РГО) в целях ранжирования с присвоением ранга в 2022 году» (далее форма 9.3.).
Согласно Международному стандарту аудита 700 (пересмотренной) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности» (п.43-45, А58-А60) данная работа является дополнительными обязанностями, которые аудитор выполнил согласно требованиям к порядку составления формы №9.3 НО «Фонд МКК Ромашка» и эти обязанности выходят за рамки аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. За 2022 год мы провели
проверку:
- выполнения НО «Фонд МКК Ромашка» требований по отражению отражение качественных показателей оценки деятельности РГО по состоянию на 31.12.2022 г.;
- выполнения НО «Фонд МКК Ромашка» требований по отражению общих количественных показателей оценки деятельности РГО;
- выполнения НО «Фонд МКК Ромашка» требований по отражению общих показателей деятельности по предоставлению поручительств и (или) независимых гарантий;
- выполнения НО «Фонд МКК Ромашка» требований по отражению общих балансовых показателей деятельности по организации;
- выполнения НО «Фонд МКК Ромашка» требований по отражению общих показателей доходов и расходов, дополнительных показателей деятельности в целом по организации;
- выполнения НО «Фонд МКК Ромашка» требований по отражению данных для расчета "винтажной" модели.
Указанная проверка ограничивалась такими выбранными на основе нашего суждения процедурами, как запросы, анализ, изучение внутренних организационно-распорядительных и иных документов НО «Фонд МКК Ромашка», сравнение утвержденных НО «Фонд МКК Ромашка» положений требованиям установленным Законом Российской Федерации и нормативными актами органа Минэкономразвития, а также пересчетом и сравнением числовых показателей и иной информации, в том числе содержащихся в отчете по форме №9.3, предоставляемой НО «Фонд МКК Ромашка»
за 2022 год.
В результате проведенных нами процедур установлено следующее:
1) в части выполнения НО «Фонд МКК Ромашка» требований по отражению показателей, установленных Законом Российской Федерации и нормативными актами Минэкономразвития:
а) по состоянию на 31 декабря 2022 года НО «Фонд МКК Ромашка» качественные показатели оценки деятельности РГО отражены достоверно
в разделе 1 формы №9.3;
б) по состоянию на 31 декабря 2022 года НО «Фонд МКК Ромашка» общие количественные показатели оценки деятельности РГО отражены достоверно в разделе 2 формы №9.3;
в) по состоянию на 31 декабря 2022 года НО «Фонд МКК Ромашка» общие показатели деятельности по предоставлению поручительств и (или) независимых гарантий отражены достоверно в разделе 3 формы №9.3;
г) по состоянию на 31 декабря 2022 года НО «Фонд МКК Ромашка» общие балансовые показателей деятельности отражены достоверно в разделе 4 формы №9.3;
д) по состоянию на 31 декабря 2022 года НО «Фонд МКК Ромашка» общие показатели доходов и расходов, дополнительных показателей деятельности в целом по организации отражены достоверно №9.3;
е) по состоянию на 31 декабря 2022 года НО «Фонд МКК Ромашка» данные для расчета «винтажной» модели отражены достоверно в разделе б формы №9.3 Приказа Минэкономразвития.
Наталья Коллеги в дополнении вопроса. Подготовили АЗ, как считаете, возможны ли такие формулировки. Основание п.43-45, А58-А60 МСА 700 (пересмотренный).
Oktopus, возможно и Совет, позже выясним по уставу, сейчас хочу понять в какой форме выдавать АЗ? Да, в примере выше, общее заключение и на бух(фин) отчетность, и на отчет. Спасибо)