Форум – Аудит: теория и практика

Мнение о деятельности Федерального Казначейства в сфере ПОД\ФТ\ФРОМУ. Алексей Руф

avatar
Алексей Руф  b3f5  
06.12.2023, 23:53
      
Уважаемые форумчане, приветствую вас!
 
На форуме часто поднимаются вопросы проводимых проверок в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
 
Позвольте еще раз предложить для обсуждения эту тему:
 
В ноябре 2023 года в  АО «ИНАУДИТ» была проведена плановая выездная проверка УФК по г.Москве «в рамках контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространению оружия массового уничтожения», по результатам которой был подготовлен соответствующий Акт проверки.
 
Из в/у Акта УФК по г.Москве явствует неправильное трактование проверяющими деятельности по противодействию «легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространению оружия массового уничтожения», установленных ФЗ 115,   ПП РФ от 30.06.2012 № 667,  от 29.05.2014 № 492, от 19.02.2022 № 219 и ПП РФ от 14.07.2021 № 1188, непонимание проверяющими термина «организации, осуществляющие операции с денежными средствами и имуществом клиентов»,  нарушение проверяющими ФЗ "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 № 307-ФЗ и ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" от 31.07.2020 № 248-ФЗ и ФЗ от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях» по следующим основаниям:
 
Первое: В соответствии со ст. 10.2 (пункт 4) ФЗ "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 № 307-ФЗ, организация и осуществление уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, регулируются ФЗ от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ". Данное требование ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ проверяющими было нарушено.
 
В соответствии со ст.2  (пункт 5) ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 № 248-ФЗ, положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
 
Таким образом, проверяющими были нарушены  требования ст. 10.2 (пункт 4)  Федерального закона "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 № 307-ФЗ и требование ст.2  (пункт 5) ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" от 31.07.2020 № 248-ФЗ, поскольку в Акте плановой выездной проверки от 14.11.2023 указано, что она «проведена в рамках контроля (надзора) сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».
 
Второе: Постановлением Правительства РФ от 19.02.2022 N 219, устанавливающим  порядок организации и осуществления контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, определен (в том числе) и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий внешний контроль деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, - в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям. При этом, пунктом 7 указанного ПП РФ определено, что «объектом контроля является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», указанных в статье 5 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
 
В письме от 16 октября 2023 г. № 10/01-06  старшему контролеру-ревизору Отдела по надзору за аудиторской деятельностью г-же Рахимуллиной А.Р. было дано разъяснение о том, что деятельность АО «Инаудит» не является объектом контроля в смысле ст.5  ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии отмыванию доходов», поскольку АО «ИНАУДИТ» не осуществляет  операции с денежными средствами или иным имуществом своих клиентов, в связи с чем требования по проведению «идентификации», «блокированию счетов» и пр., к деятельности АО «ИНАУДИТ» не относятся.
 
Данная информация проверяющими не была принята к сведению и АО «ИНАУДИТ» было инкриминировано невыполнение требований ПП РФ от 14.07.2021 № 1188, в статье первой которого указано, что оно определяет требования к организациям указанным в статье 7(1) Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, т.е. к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, что не имеет никакого отношения к деятельности АО «ИНАУДИТ» и не предусмотрено ее Уставом.
 
Третье: Согласно п.2. Статьи 10.2 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, предметом осуществляемого уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, является соблюдение аудиторскими организациями «обязательных требований», а также исполнение решений уполномоченного федерального органа по контролю и надзору о применении мер воздействия, принимаемых по результатам такого внешнего контроля деятельности.
 
В ст.1 (п.2) ФЗ от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях» указано, что его действия не распространяются на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований «противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».
 
Таким образом, проверяющими было также нарушено и требование ст.1 (п.2) Закона РФ от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях», поскольку соблюдение Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ не входит в предмет проверки «обязательных требований» подлежащих контролю аудиторских организаций, не осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом своих клиентов.
 
Четвертое:  Проверяющими было также нарушено требование ст.73 (п.7) Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 № 248-ФЗ о том, что «срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней». Фактическая проверка проводилась с 16 октября 2023 г. по 13 ноября 2023 г., т.е. в течение 21 рабочего дня.
 
Пятое: Приведенные проверяющим доводы о том, что аудиторская организация, при оказании аудиторских услуг, не осуществляющая операций с денежными средствами и имуществом клиентов,  обязана лишь (в соотв. со ст. 7.1. (п.2.1.) ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ), «при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган» - не были приняты проверяющими во внимание.
 
Проверяющими также не были приняты доводы о достаточности наличия письменных заявлений участников выполнения аудиторского задания об отсутствии в ходе аудита оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным, или финансирования терроризма, что соответствующие дополнения внесены в «Правила внутреннего трудового распорядка» и в действующие  Правила ВККР. Не приняты объяснения о том, что правила ВККР  аудиторских организаций основываются на МСКК 1 и МСА 220, а не на ПП РФ от 30.06.2012 № 667 и ПП РФ от 29.05.2014 N 492.
 
 Примечания:
 
1) Из ПП от 30 июня 2012 г. N 667 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ПРАВИЛАМ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ…»
В соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями.

2)  Из «ТРЕБОВАНИЙ К ПРАВИЛАМ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИСРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ», утв. ПП от 30 июня 2012 г. N 667:
1. Настоящий документ определяет требования, предъявляемые при разработке организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом….

3) Из ПП РФ от 29 мая 2014 г. N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 22 октября 2020 г., 18 февраля, 14 марта 2022 г.):
В соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. К специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются следующие квалификационные требования:

а) наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление", либо по направлению подготовки "Юриспруденция", а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

б) прохождение в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.


Шестое: В содержащихся в Акте утверждениях, не имеющих никакого отношения к предмету деятельности АО «ИНАУДИТ»,  выражено  полное непонимание проверяемыми предмета контроля.  Например, в Акте указано: «отсутствуют документы по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества..»; «АО «ИНАУДИТ» нарушены требования: пункты 1 (1), 2, подпункты «д» пункта 26, Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом …», хотя проверяющим и устно, и письменно было объяснено, что АО «ИАУДИТ» не осуществляет и не может осуществлять операции с «денежными средствами и имуществом клиентов», поскольку это запрещено статьей 6 ФЗ "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 № 307-ФЗ   , в соответствии с которой аудиторские организации «не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей».
 
В соответствии со ст. 91 «Недействительность результатов контрольного (надзорного) мероприятия» ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" от 31.07.2020 № 248-ФЗ, (о решениях, принятых по результатам контрольного мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля), было направлено письмо Руководителю Федерального казначейства с просьбой отменить результаты «плановой выездной проверки» проведенной «в рамках контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространению оружия массового уничтожения» в связи с превышением проверяющими полномочий, установленными ст. 10.2 (п.4) Федерального закона "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 № 307-ФЗ, отсутствием оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий (п.2, пп.1, ст. 91 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ) и нарушением ст.73 (п.7) Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, устанавливающей предельный срок проведения выездных проверок.
 
Уважаемые форумчане. Я прекрасно понимаю, что это долгий путь. Поэтому прошу вас высказать свою позицию, аргументирующую мою позицию или опровергающую ее, в этом чате или в личном сообщении (ar.60@list.ru).
 
Буду благодарен Виталию Авдееву, если он не удалит мой вопрос.
 
С уважением,
Алексей Руф
 
 
 
 
Исправлений: 4; последнее - в 07.12.2023, 07:11.
07.12.2023, 00:17
Боже, какой кошмар! Да что у нас в стране происходит с государственными органами? Как так получилось что в последнее время все самые серьезные нарушения законодательства исходят от тех, кто должен являть собой служение закону и быть примером и образцом законности.
Большое вам спасибо за содержательную информацию.
Ольга  b635  
07.12.2023, 01:23
Однако...
А что еще инкриминировали кроме «отсутствуют документы по применению мер по замораживанию..."?
07.12.2023, 02:23
Алексей, все давно смирились, удачи. 
Ольга
 документы по применению мер по замораживанию..."
Только это можно отбить, по моему мнению.
НПА  отдельно для чистых аудиторов нет, в каких-то письмах были разъяснения, что аудиторы должны пользоваться НПА для организаций,   осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
avatar
Escapist  
07.12.2023, 02:40
Процедурные и легалистские вопросы не могу комментировать. По содержанию: ПП 1188 распространяется и на аудиторские услуги, хотя бы потому что это прямо сказано в документе. Аналогично и статья 7.1 115-ФЗ, пункт 2.1 которой прямо отсылает к оказанию аудиторских услуг. В рамках ПП 1188 предусматривается дифференциация программ в составе правил внутреннего контроля в зависимости от характера услуг: то есть операций с денежными средствами клиента и аудиторских услуг. В частности прямо предусмотрено:


37. В случае если аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не готовят и не осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, то такие организации и индивидуальные аудиторы не включают программу замораживания (блокирования) в правила внутреннего контроля.

[таким образом замечание про «отсутствует документ о замораживании средств» отбивается, но оно не самое критичное в контексте].
Насколько можно понять из описания и из оспаривания применимости постановления как такового, правила внутреннего контроля фирмы не включают вопросы 115-ФЗ и подзаконных актов к нему, не назначено специальное должностное лицо, не формируется документация о выполнении программ. При аудиторских проверках не проводится мониторинг операций с целью выявления подозрительных сделок.

Если правильно понял ситуацию, то убедить в своей правоте будет сложно.

Вопрос, насколько «обычный» аудитор подходящий субъект для выполнения антиотмывочного зак-ва, носит несколько философский характер. Но нормативная база - такая какая есть и определенная практика на рынке по применению 115-ФЗ к «обычным» аудиторским услугам сложилась уже достаточно давно, не в последнюю очередь из-за жесткости контроля. Коллеги-практики прокомментируют, полагаю, более развернуто.
avatar
Алексей Руф  b3f5  
10.12.2023, 23:50
Уважаемая Ольга, 

в Акте 16 страниц, приведу первые "выявленные нарушения":


-     не представлены документы, подтверждающие наличие у СДЛ высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки «Экономика и управление», либо по направлению подготовки «Юриспруденция»;
-      не представлены трудовые договоры с СДЛ; приказы об их приеме, увольнении, переводе;
-      не представлены письменные отчеты СДЛ руководителю аудиторской организации по результатам внутренних проверок системы внутреннего контроля, и документы о принятых мерах по устранению выявленных по результатам проверок нарушений;
-      не представлены документы о возложении обязанностей СДЛ на период его отсутствия (отпуск, временная нетрудоспособность, служебная командировка);
 
Комментарий  А.Руфа: Из ПП РФ от 29.05.2014 N 492:
 
«В соответствии с ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. К специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются следующие квалификационные требования: …»
 
АО «ИНАУДИТ» не осуществляет названных операций. Это было бы нарушением статьи 1 ФЗ 307.
 
-      отсутствуют документы по идентификации клиентов, представителей клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев (АО «ИНАУДИТ» по запросу о предоставлении документов и информации от 16.10.2023 № 1 указало ответе от 16.10.2023 № 10/01-06, что мероприятия по идентификации клиентов не проводятся в связи с тем, что АО «ИНАУДИТ» не осуществляло операции с денежными средствами или иным имуществом клиентов);
 
Комментарий А.Руфа: Из ФЗ от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ (ст.7.1):
 
«1. Требования в отношении идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установления иной информации о клиенте, оценки степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций и отнесения клиента к одной из групп риска совершения подозрительных операций в зависимости от степени (уровня) риска совершения им подозрительных операций, принятия мер по снижению риска совершения клиентом подозрительных операций, применения и отмены мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, информирования уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации внутреннего контроля, …. распространяются на адвокатов, нотариусов,  …. и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
 
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица».
 
АО «ИНАУДИТ» не осуществляло, не осуществляет и не планирует осуществлять  перечисленные операции. Это было бы нарушением статьи 1 ФЗ 307.
 
- отсутствуют документы по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (АО «ИНАУДИТ» по запросу о предоставлении документов и информации от 16.10.2023 № 1 указало ответе от 16.10.2023 № 10/01-06, что замораживание (блокировка) денежных средств или иного имущества не проводились, так как АО «ИНАУДИТ» не осуществляло операции с денежными средствами или иным имуществом клиентов);
 
Комментарий А.Руфа: АО «ИНАУДИТ» не  осуществляет от имени или по поручению своих клиентов операции с денежными средствам, не имеет возможности их «блокировать».
 
-      отсутствуют внутренние сообщения о выявлении сделок и финансовых операций, подпадающих под признаки, указывающие на необычный характер операций (сделок) (внутренние сообщения были запрошены в рамках проверки по ВКД);
-      отсутствуют документы по уведомлению Росфинмониторинга о сделках или о финансовых операциях, в отношении которых есть подозрения, что они могли быть осуществлены в целях ПОД/ФТ (АО «ИНАУДИТ» в ответе от 16.10.2023 № 10/01-06 на запрос о предоставлении документов и информации от 16.10.2023 № 1 сообщило, что обращения в Росфинмониторинг не направлялись).
 
Комментарии А.Руфа: На аудиторские организации, занимающиеся аудиторской деятельностью в соответствии со ст1 ФЗ 307, безусловно распространяются требования п.2.1., ст.7.1. ФЗ от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ, а именно:
«2.1. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган».
С целью выполнения данного требования ФЗ 115 в АО «ИНАУДИТ» разработана специальная форма заявления, об отсутствии оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, подписываемое аудиторами, участвующими в выполнении заданий, которая подписывается каждым участником группы, выполняющей аудиторское задание, соответствующие дополнения внесены в «Правила внутреннего трудового распорядка», действующее «ПРАВИЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ В АО «ИНАУДИТ», что представляется достаточным для выполнения требования, изложенного в пункте 2.1. статьи 7.1. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Для информирования «уполномоченного органа» в случаях «наличия любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма», по моему мнению, совсем необязательно создавать «документы по уведомлению Росфинмониторинга о сделках или о финансовых операциях, в отношении которых есть подозрения, что они могли быть осуществлены в целях ПОД/ФТ.

Проверяющим было сообщено, что "в проверяемом периоде сотрудниками АО «Инаудит» не было выявлено подозрительных операций  (операций с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемых в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма) и не возникло оснований  полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в смысле ст.3 ФЗ Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в связи с чем обращения в Росфинмониторинг не направлялись".
Методические рекомендации Росфинмониторинга по применению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и снятию таких мер также не могут распространяться на аудиторские компании, оказывающие аудиторские услуги в соответствии со ст.1 ФЗ 307, не осуществляющих операции с денежными средствами клиентов, не создающих  иностранных структур без образования юридического лица, не обеспечивающих их деятельность или управление ими, не осуществляющих куплю-продажу иностранных структур без образования юридического лица.
 
Далее, на 14 страницах Акта перечисляются пункты требований,  из действующих нормативных документов к организациям, осуществляющих операции с денежными средствами и имуществом клиентов (идентификация, блокирование счетов, СДЛ, группы риска, перечни Совбеза ООН и т.д.), которые не могут распространяться на аудиторскую организацию, не выполняющие указанных операций, осуществляющие свою деятельность в соответствии со ст.1 ФЗ 307 "Об аудиторской деятельности".
Да, и спасибо всем форумчанам, сообщившим  свое мнение в личном сообщении.
С ув., Алексей Руф
 
Ольга  b635  
11.12.2023, 04:13
Спасибо за развернутый ответ. Кое-что надо взять на заметку. Создается впечатление, что либо было дано указание проверять "с пристрастием", либо личная инициатива проверяющего "выслужиться" - вон сколько всего нарыла... Крупную рыбу поймала...
avatar
wassa  
12.12.2023, 21:16
"С целью выполнения данного требования ФЗ 115 в АО «ИНАУДИТ» разработана специальная форма заявления, об отсутствии оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, подписываемое аудиторами, участвующими в выполнении заданий, которая подписывается каждым участником группы, выполняющей аудиторское задание"
Как говорят коллеги, решать есть или нет основания "полагать" будет РФМ, обязанность аудитора выявить сделки по перечню, а он обширный, и сообщить об этом "куда следует", а там разберутся. ПВК и СДЛ есть уже в каждой АФ, сообщения тоже уже все научились делать. Как в старой поговорке: не можешь - научим, не хочешь - заставим. Смирились. Делаем.
avatar
Алексей Руф  b3f5  
13.12.2023, 01:34
wassa
..... Смирились. Делаем.

Уважаемая WASSA, благодарю Вас за Вашу позицию. А как же Вы выражаете свое "независимое" мнение при выдаче АЗ? И как Вы сформулировали Внутренние правила по "блокировке счетов" Ваших клиентов?
avatar 13.12.2023, 04:58
wassa
обязанность аудитора выявить сделки по перечню,
Нет такой обязанности.

Обязанность аудитора сообщить "куда следует", если в ходе проверки ему попались "сделки по перечню" и нет оснований не считать их не подозрительными. И только.
avatar
Алексей Руф  b3f5  
13.12.2023, 11:51
 Уважаемый Волшебник, благодарю Вас.

В Московском финансовом институте,  завкафедрой "Истории КПСС" Константин Штепа, учил нас: товарищи студенты, в случае сомнений - обращайтесь к первоисточникам!

Первоисточники:

1. На аудиторские организации, занимающиеся аудиторской деятельностью в соответствии со ст1 ФЗ 307,  распространяются требования ИЗ п.2.1., ст.7.1. ФЗ от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ, а именно:
 
«2.1. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган».


2.       Из п.6. «Особенностей представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденных  приказом  Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08.02.2022 №18:
 
«Аудиторы представляют в Росфинмониторинг информацию о наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма - в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления указанной сделки или финансовой операции».
      
В случае возникновения, в ходе проведения аудиторской проверки или оказания сопутствующих аудиту услуг сотрудниками АФ, любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, соответствующая информация должна быть размещена   в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления указанной сделки или финансовой операции, в соответствии с п.7 в/у нормативного документа, в виде формализованного электронного сообщения (ФЭС), в соответствии перечнем признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), приведенным в приложении к в/у документу, и описанием кодов данных признаков, размещенных на официальном сайте Росфинмониторинга в разделе 9 «Документы Росфинмониторинга».

3. ПВК :     Из Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Ст. 3):

«осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов ….. по оценке степени (уровня) риска совершения клиентами подозрительных операций и отнесению клиентов к группам риска совершения подозрительных операций, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля».
4. СДЛ:       Из  ПП РФ от 29 мая 2014 г. N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями):
 

«В соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Правительство Российской Федерации постановляет:

 

1. К специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются следующие квалификационные требования:

а) наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление", либо по направлению подготовки "Юриспруденция", а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

б) прохождение в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
 
 
avatar 13.12.2023, 16:32
Алексей Руф
«2.1. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган».

Аудитор в ходе аудита анализирует сделки и финансовые операции аудируемого лица и среди них могут быть выявлены те, о которых имеются основания полагать, что они совершения для отмывания денег. 

Вот о них аудитор в соответствие с 115-фз и обязан сообщить.

Требования проводить специальные процедуры для выявления таких операций в законе  нет.
avatar 13.12.2023, 16:39
Алексей Руф
1. На аудиторские организации, занимающиеся аудиторской деятельностью в соответствии со ст1 ФЗ 307,  распространяются требования ИЗ п.2.1., ст.7.1. ФЗ от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ, а именно:
 
+
1) иметь ПВК
2) назначить СДЛ

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
[www.consultant.ru]

2. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в статье 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Исправлений: 1; последнее - в 13.12.2023, 17:15.
avatar 13.12.2023, 16:51
Алексей Руф
2.       Из п.6. «Особенностей представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденных  приказом  Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08.02.2022 №18:

Первично:

Постановление Правительства РФ от 09.04.2021 N 569 (ред. от 06.10.2022) "Об утверждении Правил передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной...

[www.consultant.ru]

И забыли 
Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 N 1188 (ред. от 26.10.2022) "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без...

[www.consultant.ru]

Постановление Правительства РФ от 19.02.2022 N 219 "Об утверждении Положения о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия...
[www.consultant.ru]

PS матчасть она такая ...
Исправлений: 1; последнее - в 13.12.2023, 17:12.
avatar 13.12.2023, 19:54
Перечень обязательных требований

Информация официального сайта Федерального казначейства: [roskazna.gov.ru]

PS Приказа Росфинмониторинга от 20.05.2022 N 100 в перечне нет. Сколько по нему копий сломали.

PPS

Приказ Казначейства России от 13.07.2023 N 13н
"Об утверждении Модели оценки рисков несоблюдения аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2023 N 74944)
Исправлений: 2; последнее - в 16.12.2023, 06:26.
Владимир  2aad  
13.12.2023, 20:31
Голова кругом ....чистые аудиторы выявлять бенефициара не обязаны ? Получается? Или нет очень сложно..
avatar 13.12.2023, 20:57
avatar
Ольга  8a2f  
13.12.2023, 22:02
СРО в процессе ВКД также проверяет и наличие СДЛ и ПВК ПОД/ФТ/ФРОМУ. В указанной фирме не проверяли?
Петр  0b8f  
14.12.2023, 11:51
Владимир, если следовать законодательству, чистые аудиторы обязаны иметь программу идентификации и СДЛ, а вот идентифицировать не обязаны. Они и заморозить ничего у клиента не могут, даже если идентифицируют его как террориста
Алла  a1e5  
14.12.2023, 15:54
Петр
Владимир, если следовать законодательству, чистые аудиторы обязаны иметь программу идентификации и СДЛ, а вот идентифицировать не обязаны. Они и заморозить ничего у клиента не могут, даже если идентифицируют его как террориста
Чистые аудиторы могут заморозить аванс полученный от клиента
Петр  0b8f  
14.12.2023, 16:07
Алла, аванс не является средствами клиента, это ваши деньги, можете их потратить хоть в день получения аванса. Соответственно замораживать вам будет нечего
avatar 14.12.2023, 18:26
Алла
Петр
Владимир, если следовать законодательству, чистые аудиторы обязаны иметь программу идентификации и СДЛ, а вот идентифицировать не обязаны. Они и заморозить ничего у клиента не могут, даже если идентифицируют его как террориста
Чистые аудиторы могут заморозить аванс полученный от клиента
37. В случае если аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не готовят и не осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, то такие организации и индивидуальные аудиторы не включают программу замораживания (блокирования) в правила внутреннего контроля.

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1188 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами" (с изменениями и дополнениями)
Владимир  2aad  
14.12.2023, 23:00
Петр, а 1188 не говорит нам что мы должны ???
avatar 15.12.2023, 04:30
Владимир
Петр, а 1188 не говорит нам что мы должны ???
Где он это говорит?
Я увидел обратное.
Исправлений: 1; последнее - в 15.12.2023, 06:56.
avatar
Алексей Руф  b3f5  
15.12.2023, 09:37
Уважаемый "Ученик Волшебника" (рука не поднимается называть Вас "учеником"), благодарю Вас за Ваше мнение. 

Согласен с Вашей "матчастью". Вы правы. К сожалению...

О чем это говорит? Мне представляется, что существующая нормативно-правовая база, регулирующая процесс "выражения независимого мнения", должна быть пересмотрена и в нее должны быть внесены существенные изменения.

Представляется нонсенсом, когда "госконтроль" аттестованных аудиторов (цель которых - выражение собственного, независимого мнения о достоверности отчетности, работающих на "микропредприятии"), осуществляют  каждые два года, в течение месяца, в нарушение предельного срока в 15 часов, не имеющие соответствующей квалификации (без квалификационных аттестатов аудиторов) сотрудники организации, призванной осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств! И инкриминируют отсутствие внутренней нормативки по "замораживанию (блокированию) денежных средств"! В чем смысл такого "госконтроля"? 7 бюджетников на одно "микропредприятие"!

Вопрос риторический. Система создавалась в период движения в сторону "глобализации". Сейчас идет разворот в сторону экономического суверенитета. И нормативная база должна быть изменена. И государственного регулирования, и саморегулирования и контроля за деятельностью специалистов, выражающих свое независимое, профессиональное мнение. И будет. Вопрос времени.

С уважением, Алексей Руф
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.