Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Начало работы внутренним аудитором. Прошу помочь!

Александр  2036  
15.08.2023, 12:33
Добрый день!

Так сложилось, что предложили работу внутренним аудитором в Донецке. Компания занимается добычей песка и щебня. Приехал, пока подготовил Положение о внутреннем аудите и Положение о системе управления рисками и внутреннего контроля. Пошел дистанционно на профпереподготовку, но там теория.
Подскажите более подробных регламентов и порядков в Инете нет. 
Как я понимаю свои дальнейшие действия: через приказ, дать задание основным подразделениям (производство, закупки, бухгалтерия) описать свои бизнес-процессы и составить карты рисков и реестр рисков. 
Мне - составить план проведения проверок, руководство по проведению внутреннего аудита. 

Если есть возможность прислать на почту: примерный план аудиторских проверок, Руководство по проведению внутренних аудиторских проверок, Порядок определения риск-аппетита, матрицы рисков и контрольных процедур, пример реестра рисков, пример паспорта риска.
Прошу извинить за возможно глупые вопросы! Но обратиться больше не к кому...
Почта <span style="color:#2474bf">aleksaudit@bk.ru</span>
avatar
Торт  
15.08.2023, 13:50
Может, стоит начать с практики, а там и регламенты "под себя" легче напишутся? Вы же еще совсем свое предприятие не знаете.
Александр  2036  
15.08.2023, 14:26
Да, к сожалению всю жизнь проработал в банках, от кассира до начальника службы финансового мониторинга. 
Практики в аудите нет. 
Сотрудников здесь найти уже больше месяца не могу (дали в штат 2-х человек).
Вот такие дела.
avatar
Торт  
15.08.2023, 14:40
Александр, и чем Вам тогда помогут инструкции? Заменят опыт работы???
Александр  2036  
15.08.2023, 14:45
Нет конечно не заменят.
Но, если это документы в которых прописан алгоритм работы, то разве по нему нельзя работать?
Анатолий  f3c2  
15.08.2023, 14:51
Посмотрите СГС по ВФА. Они хоть и для бюджетных организаций, но пригодны.
Исправлений: 1; последнее - в 15.08.2023, 15:12.
avatar
Escapist  
15.08.2023, 14:52

Если есть возможность прислать на почту: примерный план аудиторских проверок, Руководство по проведению внутренних аудиторских проверок, Порядок определения риск-аппетита, матрицы рисков и контрольных процедур, пример реестра рисков, пример паспорта риска.
Вам и внутренний контроль и риск-менеджмент поручили делать? Или вы сами из лучших побуждений? ВК и РМ - это другой функционал, который не сводим к ВА. То как вы формулируете зайдет в довольно крупных компаниях, у которых есть большая прослойка управленческого персонала, которые собирает отчеты и их анализирует и в принципе управляют на основе отчетов, а не сидят в цехах. Дело даже не в вашем штате только в 2 человека, нужно множество новых людей, либо свободного времени у имеющихся в самих бизнес-подразделениях на администрирование этой бюрократической работы. Еще молчу, что учить и заставлять их придется годами. Вы уверены, что у вашего руководителя есть такая цель? Вообще имеет смысл разобраться с ним, что от вас вообще хотят)) А что, наоборот, лучше точно даже не начинать.
Наталья  9544  
15.08.2023, 15:05
Александр
Добрый день!

Так сложилось, что предложили работу внутренним аудитором в Донецке. Компания занимается добычей песка и щебня. Приехал, пока подготовил Положение о внутреннем аудите и Положение о системе управления рисками и внутреннего контроля. Пошел дистанционно на профпереподготовку, но там теория.
Подскажите более подробных регламентов и порядков в Инете нет. 
Как я понимаю свои дальнейшие действия: через приказ, дать задание основным подразделениям (производство, закупки, бухгалтерия) описать свои бизнес-процессы и составить карты рисков и реестр рисков. 
Мне - составить план проведения проверок, руководство по проведению внутреннего аудита. 

Если есть возможность прислать на почту: примерный план аудиторских проверок, Руководство по проведению внутренних аудиторских проверок, Порядок определения риск-аппетита, матрицы рисков и контрольных процедур, пример реестра рисков, пример паспорта риска.
Прошу извинить за возможно глупые вопросы! Но обратиться больше не к кому...
Почта <span style="color:#2474bf">aleksaudit@bk.ru</span>
Я так поняла в компании, где Вы работаете, служба по СВК и СУР отсутствует, тогда Вам придется самому идентифицировать риски, составлять карту рисков, оценивать и ранжировать их, потом определять контрольные процедуры, если они внедрены и т.д.

Мои рекомендации для Вас:
1. Для начала книга по внутреннему аудиту: "Внутренний аудит по Сойеру: сохранение и повышение стоимости организации", купите, изучите, будете иметь представление об истории внутреннего аудита, а также о передовых практиках внутреннего аудита.

2. Пройдите обучение по курсу "Внутренний аудит" в СТЕК, где семинары ведут практики, там предоставляют рабочие формы документов для внутреннего аудита, там же сможете задать свои вопросы по работе.

3. А дальше включайте мозги и за работу. Успехов!)
avatar
Ирина  0e42  
15.08.2023, 15:59
Анатолий, да не пригодны они. Отсюда и вопросы. 
Александр  2036  
15.08.2023, 17:19
Анатолий!

Спасибо!
Александр  2036  
15.08.2023, 17:30
Escapist!

Нет пока ни внутреннего контроля, ни управления рисками. 
Подскажите, почему мне придется идентифицировать, оценивать и осуществлять мероприятия по уменьшению рисками? Даже, если я буду жить на работе, я не успею...
Я думаю, приказом внести в должностные инструкции работников и руководителей обязанность по идентификации, оценке и применению контрольных процедур. А также по заполнению паспорта риска и реестра рисков. Разве так не правильно???
Поэтому и решил, что сначала нужно, чтобы сотрудники, что могут прописали в бизнес-процессах, определили свои риски, чтобы было понимание что и как проверять. Компания достаточно большая, порядка 1500 сотрудников.
Александр  2036  
15.08.2023, 17:34
Наталья!
Спасибо!
Поспешил и на Ваш пост ответил Escapist.
Спасибо за советы!!!
Сейчас в Плешке, дистанционно прохожу проф. переподготовку, но там практически одна теория.
Александр  2036  
15.08.2023, 17:42
Escapist!
Просто, то что я читал, в основном COSO, сводится именно к тому, что я указал. Да и наши стандарты, все по образу и подобию международных...
Руководство хочет понимания дел в компании (производство и закупки), бухгалтерию я уже сам добавил, ее же тоже нужно проверять?
avatar
Торт  
15.08.2023, 17:51
Александр
Поэтому и решил, что сначала нужно, чтобы сотрудники, что могут прописали в бизнес-процессах, определили свои риски, чтобы было понимание что и как проверять.
Только не заставляйте людей самих это формулировать. Уж проще пообщаться на тему, какие факапы уже бывали (истории "бывалых"), а потом уже из этого что-то выводить. Из тех обычных формулировок в картах риска и т.п., что видел я, "простое" руководство, у которого раньше не было службы внутреннего аудита, ни фига не поймет и только материться будет. Это, конечно, мое имхо, но пока из Вашего рассказа картина вырисовывается именно такая. Модель COSO вроде как об обычных вещах, но каким же языком обычно излагается...ну же!
Pator  
15.08.2023, 18:31
Александр
Я думаю, приказом внести в должностные инструкции работников и руководителей обязанность по идентификации, оценке и применению контрольных процедур. А также по заполнению паспорта риска и реестра рисков. Разве так не правильно???

Внести приказом можно все, что угодно, но 1) не факт, что кто-то это будет вообще делать, тем более без понимания, что это вообще такое 2) даже если сделают, то сделают все правильно.

Контрольные процедуры разрабатываются исходя из бизнес-процессов, устроенных на предприятии и в идеале их должен разрабатывать человек, отличный от людей, занятых в этих бизнес-процессах.

Не, а так все удобно - сделать приказ, они там все качественно оформят и по ротации будем проверять.

Sounds good, doesn't work))
Александр  2036  
15.08.2023, 18:43
Pator, да засада... А если сделать Руководство по написанию бизнес-процессов? 
Просто как я думал, что никто лучше не опишет то, чем он занимается как исполнитель.
У меня к сожалению нет знакомых аудиторов у нас, есть двое знакомых, которые давно (в начале 90-х) уехали из России (но каждый год с детьми на месяц приезжают) и они  работают аудиторами, так вот это я их послушал, что сотрудники все сделают сами...
Забыл где живу...
Александр  2036  
15.08.2023, 18:48
Торт, я всегда думал, что никто лучше не опишет свои действия, чем исполнитель. Где- то читал, может провести с сотрудниками интервью и на основании этого писать самому???
То, что здесь пишут юристы и охрана труда и пром. безопасности, даже я "нулевой" пишу лучше...
avatar
Торт  
15.08.2023, 19:12
Александр
провести с сотрудниками интервью и на основании этого писать самому
Именно. Устно - может, и расскажут то, что Вам нужно, письменно - это скорее всего будет ппц и впустую потраченное время. 
Анатолий  f3c2  
15.08.2023, 19:20
Ирина
Анатолий, да не пригодны они. Отсюда и вопросы. 
Напрямую - непригодны. Но если заменить слова применительно к коммерческому субъекту, то пригодны...
15.08.2023, 19:37
Александр!

В Телеге есть группа внутренних аудиторов "Я - аудитор" [t.me]

Еще есть очень емкий сайт: [svk4u.ru]

У Hock есть курс внутреннего аудита и порядка 4 томов по подготовке к экзамену.

При подготовке к экзамену на внешнего аудитора есть блок "Управленческий учет, риски, внутренний контроль". На сайте ЕАК - список литературы для подготовки.

[eak-rus.ru]
Вложения:
открыть | скачать - 3.1 Методические материалы_ Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль.docx (169.9 KB)
15.08.2023, 19:38
Прикрепился только один файл, хотя говорится, что можно три

Еще один файл из подготовки
Вложения:
открыть | скачать - 2. Источники информации_Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль.docx (38.8 KB)
Pator  
15.08.2023, 20:01
Александр
У меня к сожалению нет знакомых аудиторов у нас, есть двое знакомых, которые давно (в начале 90-х) уехали из России (но каждый год с детьми на месяц приезжают) и они  работают аудиторами, так вот это я их послушал, что сотрудники все сделают сами...

Сотрудники могут выполнять контрольные процедуры сами в рамках установленных контрольных матриц, но только в компании с уже сложившейся системой внутренних контролей. А там, где их никогда не было первое время необходимо обучать сотрудников и всё объяснять.

Лучше всего провести интервью с руководителями отделов, чтобы понять бизнес-процесс в целом, а затем добить детали у линейных сотрудников.

И уже отталкиваясь от описания, определить места возникновения рисков и разработать митигирующие контрольные процедуры.
Александр  2036  
15.08.2023, 21:38
Торт,хорошо я запишу, потом обработаю и опишу. А паспорта риска, реестры рисков, контрольные процедуры - неужели нельзя повесить на сотрудников?
Александр  2036  
15.08.2023, 21:40
С.Елена!
Спасибо большое!!!
Посмотрю.
Александр  2036  
15.08.2023, 21:43
С.Елена,Спасибо!
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.