Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Аудит промежуточной отчтености

Оксана  523a  
19.12.2022, 01:16
    Добрый день
Прошу поделиться опытом по оформлению заключения по промежуточной отчетности.

Аудит инициативный, проводится в связи с приватизацией ГУП по закону №178-ФЗ. Отчетность состоит из бух. баланса и ОФР, что соответствует полному комплекту БФО в соответствии  п.49 ПБУ 4/99. По какому МСА выдавать заключение - по МСА 700 или МСА 805? Должны ли быть пояснения, если они прямо не упомянуты в ПБУ 4 применительно к промежуточной отчетности?
 
Ранее мы выдали в аналогичной ситуации  АЗ по МСА 700, при ВКД получили существенное неустранимое нарушение, заключающееся в том, что к отчетности не приложены пояснения и комплект БФО неполный. При описании нарушения сделаны ссылки на п.14 МСА 700, п.17 МСА 220, на мой взгляд, не имеющие отношения к нарушению. Как выдавать заключение, чтобы не было нарушения, нам ,к сожалению, не объяснили.
19.12.2022, 07:29
Считаю, что применяется МСА 700, т.к. мы имеем дело с концепцией достоверного представления. 
Пояснения нужны, т.к. без них не понятно, по какой концепции составлена отчетность (может по МСФО, US GAAP  или вообще концепция соответствия). Но, как показывает форум, не все согласны с этим утверждением.
Исправлений: 1; последнее - в 19.12.2022, 08:48.
avatar 19.12.2022, 08:39
Отчётность при приватизации  составляется в соответствии с концепцией специального назначения. РСБУ + особые правила.
Поэтому МСА 800.
avatar 19.12.2022, 12:24
Александр В.
Пояснения нужны, т.к. без них не понятно, по какой концепции составлена отчетность (может по МСФО, US GAAP  или вообще концепция соответствия).
Согласна, что без пояснений отчетность будет не достоверной. 
Мы всегда требуем или отрицательное мнение.
Андрей  cc19  
19.12.2022, 14:55
п.3 МСА 700: Настоящий стандарт применяется к аудиту полного комплекта финансовой отчетности общего назначения и изложен в этом контексте. 

Достоверное представление тут не причем. МСА 700 также применяется и для аудита отчетности общего назначения, составленной в соответствии с концепцией соответствия.
Концепция специального назначения отличается тем, что отчетность предназначена для узкого круга лиц. 
Поэтому скорее всего в данном случае применим именно МСА 800. 
Оксана  523a  
20.12.2022, 11:01
Спасибо за мнения


Ученик волшебника

Отчётность при приватизации  составляется в соответствии с концепцией специального назначения. РСБУ + особые правила.
Поэтому МСА 800.
А можно пояснить, в чем заключаются особые правила составления отчетности при приватизации? 
avatar 20.12.2022, 12:35
Оксана
Спасибо за мнения


Ученик волшебника

Отчётность при приватизации  составляется в соответствии с концепцией специального назначения. РСБУ + особые правила.
Поэтому МСА 800.
А можно пояснить, в чем заключаются особые правила составления отчетности при приватизации? 

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35155/cdc12fc869f5c52399f1324abea7d940838b546c/
Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.


1) дата -  отчётность составляется не на конец финансового года, а на установленную дату .
И это не промежуточная отчётность, а часть передаточного акта !!!

2) при аудите отступается от принципа непрерывности.

3) заключение для узкого круга лиц.

4) в состав аудита входит аудит передаточного акта, т.е. выявление имущества не входящего состав приватизируемого имущества и забалансового имущества входящего в приватизацию.

5) аудит проводится по некоторым участкам за три года.

В целом надо смотреть тз.
Оксана  523a  
20.12.2022, 19:46
Спасибо
Вероятно где-то эти особые правила имеют место, у нас все гораздо проще смайлик никакого техзадания нам не составляют, в договоре не указано, что аудит в связи с приватизацией, эту информацию мы узнаём  при заключении договора. Да и передаточный акт рождается  после проведения аудита, поэтому никак не может быть проаудирован. Заказчика устраивает аудит промежуточной отчетности, которую ГУПы сдают собственнику ежеквартально. Такая отчетность состоит только из ББ и ОФР, без пояснений.  Удивительно, но у собственника нет сомнений что эта отчетность составлена по РСБУ. Договор на проведение аудита промежуточной отчетности имеет право на существование? И по какому МСА выдавать АЗ?
avatar 21.12.2022, 06:03
По мне так МСА 800
Отступления:
1) период, отсутвие сопоставимости.
2) ограниченность раскрытия информации - две формы без ПЗ.
3) отчётность предназначена только для заказчика и не может быть использована в других целей. 


Отличие от МСА 700 будет в "Важных обстоятельствах", где раскрыты указанные выше обстоятельств и концепция отчётности:

"Отчётность составлена по РСБУ за исключением :
в объеме двух форм, без ПЗ... "
avatar 23.12.2022, 18:32
Оксана
Должны ли быть пояснения
Должны.

К вопросу 7 заседания Правления СРО ААС от 29.12.2020

Методические материалы и шаблоны,
принятые Комитетом по стандартизации и методологии аудиторской деятельности
СРО ААС и согласованные с Комиссией по контролю качества СРО ААС


Методические рекомендации по порядку принятия аудиторского задания при отсутствии пояснений к бухгалтерской отчетности

6. Согласно п.А3 МСА 200, подготовка финансовой отчетности руководством требует:
• определения применимой концепции подготовки финансовой отчетности с учетом всех соответствующих законов или нормативных актов;
• собственно подготовки финансовой отчетности в соответствии с этой концепцией;
• включения исчерпывающего описания этой концепции в финансовую отчетность
7. Следовательно, бухгалтерская (финансовая) отчетность, представленная для аудита, должна включать, как минимум, исчерпывающее описание применимой концепции подготовки финансовой отчетности.
Андрей  cc19  
23.12.2022, 21:36
Не опровергая выводы Комиссий СРО кажется сомнительными обоснование, поскольку МСА 200 не регулирует составление БФО в РФ. В п.4 того же МСА 200 указано, что МСА не накладывает каких-либо обязанностей на руководство организации или на ЛОКУ.
Уместнее было бы привести абз.2 п.6 ПБУ 4/99:


Если при составлении БФО исходя из правил настоящего Положения организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в БФО организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
avatar 24.12.2022, 10:29
Андрей, а также п.25 ПБУ 4/99:

25. В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должно быть указано, что бухгалтерская отчетность сформирована организацией исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности, кроме случаев, когда организация допустила при формировании бухгалтерской отчетности отступления от этих правил в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.
Андрей  cc19  
24.12.2022, 13:50
Григорий Неверов (Грэг)
25. В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должно быть указано, что бухгалтерская отчетность сформирована организацией исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности, кроме случаев, когда организация допустила при формировании бухгалтерской отчетности отступления от этих правил в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.
Вопрос, в целом, остается мутноватым - суффикс "оват" указывает на неполноценность признака. 

п.49 ПБУ 4: Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации.
Вроде исчерпывающий состав. Пояснения не указаны в составе промежуточной отчетности в отличии от годовой. 
Неплохо бы, если Минфин поточнее разъяснил, а то, судя по дискуссии, отдельным аудиторам пояснения и в годовой отчетности не нужны ))
avatar 24.12.2022, 20:12
Андрей, нет пояснений - нет информации о концепции составления отчетности - неполноценная отчетность. Никакое ПБУ 4/99 это не изменит.
Андрей  cc19  
24.12.2022, 22:22
Григорий,
логика необходимости пояснений понятна.
Вместе с тем, понятна обратная логика.
1. Концепция РСБУ в виде ПБУ 4 устанавливает состав промежуточной отчетности в виде ББ и ОФР и все.
2. Промежуточная БФО равно как и годовая БФО должна составляться аналогичным образом независимо от того, будет проводиться аудит или нет.
3. Исходя из пп.1-2, раз пояснения для промежуточной БФО не нужны, то не имеет значения, какие требования предъявляются к пояснениям. В частности, п.25 ПБУ 4 здесь не применим.

МСА заточен на аудит ФО, составленной по МСФО или иным схожим стандартам. Промежуточная ФО по МСФО однозначно включает пояснения. В РСБУ такого однозначного требования нет. В самих МСА указано, что их требования должны применяться с учетом требований конкретной юрисдикции, при этом, требования юрисдикции имеют приоритет перед МСА.
В общем, вопросы есть. Вероятно, отдельный российский стандарт по промежуточной БФО (как в МСФО) мог бы разрешить неопределенности в толковании норм.
avatar 26.12.2022, 11:18
Андрей, припоминается решение суда по обжалованию решения ФК по результатам ВККР, обжаловалось в частности, замечание об отсутствии слов "в том числе краткий обзор основных положений учетной политики" на том основании, что аудировалась промежуточная отчетность и положения МСА (п.24 МСА 700) не применяются к промежуточной отчетности.

Решение суда (дело № А40-182093/18):

Согласно подпункту (Ь) пункта 11 Международного стандарта аудита 200«Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с
международными стандартами аудита» (далее - МСА 200), введен в действие приказом
Минфина России от 24 октября 2016 г. № 192н при проведении аудита финансовой
отчетности основные цели аудитора состоят в том, чтобы подготовить заключение о
финансовой отчетности и представить его с учетом требований Международных
стандартов аудита и в соответствии с теми выводами, к которым пришел аудитор.
Пунктом 18 МСА 200 установлено, что аудитор должен соблюдать все
Международные стандарты аудита, являющиеся значимыми для конкретного
аудиторского задания. Тот или иной МСА является значимым для конкретного
аудиторского задания, если этот стандарт уже действует, и имеются те обстоятельства,
которые рассматриваются в этом стандарте.
В соответствии с пунктом А53 МСА 200 международные стандарты аудита,
взятые в целом, обеспечивают нормативы аудиторской работы по достижению
основных целей аудитора. Международные стандарты аудита описывают основные
обязанности аудитора, а также иные действия аудитора, имеющие значение для
применения этих обязанностей к конкретным темам.
Таким образом, требования стандарта МСА 700 не устанавливают отдельных
требований к аудиторскому заключению о годовой финансовой отчётности и к
промежуточной отчётности.
Андрей  cc19  
26.12.2022, 11:37
Григорий Неверов (Грэг)
Таким образом, требования стандарта МСА 700 не устанавливают отдельных
требований к аудиторскому заключению о годовой финансовой отчётности и к
промежуточной отчётности.

п.4. МСА 700: ... Настоящий стандарт направлен на соблюдение принципа последовательности в аудиторском заключении, но при этом признает необходимость обеспечения гибкости, позволяющей учитывать конкретные обстоятельства отдельных юрисдикций.

Но суд есть суд, хоть у нас и не прецедентное право.
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.