Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Бесплатный финансовый анализ фирмы по ИНН
Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Форум – Аудит: теория и практика

Обсуждаем:

Re: Письмо-представление и другие заявления , если резерв на отпуска не создан

avatar
Escapist  
21.05.2022, 09:15
Григорий Неверов (Грэг)
Escapist
Добавлять в пояснения про сметы - с одной стороны бесполезно как причина, с другой стороны придётся тогда писать в РД, что клиент ошибочно интерпретирует зависимость сметы и отчётности,
А вот с этим я бы поспорил.
С моей точки зрения, это вполне может рассматриваться  как основание для применения п.6 ПЬУ 4/99 (основание для отступления от требований ПБУ по составлению резервов, с одновременной обязанностью по раскрытию причин и количественной оценки размера отступления в пояснениях согласно п.25 ПБУ 4/99).

Но для НКО, как я уже писал выше, самое простое и не вызывающее головной боли решение - резерв создать на 31.12 и сторнировать в связи с отсутствием источника покрытия (при отсутствии строки сметы) 01.01 следующего отчетного периода.
На мой взгляд, смета представляет собой кассовый метод, либо гибрид - то есть зарплата за вторую половину декабря в смете будет декабрем, хотя и выплачивается до 10 января следующего года, но такие статьи как отпускные, премии, или денежные последствия реализации оценочных обязательств в смете отражаются кассово. Бухгалтерская отчётность содержит основополагающее допущение метода начислений. Отменить метод начислений пунктом про отступление от ПБУ, на мой взгляд, недопустимо. Такая отчётность не будет соответствовать концепции отчётности общего назначения. Но безусловно я не специалист по НКО, так что сложившиеся в этой отрасли учётные конвенции могут и отличаться. Но я могу с уверенностью говорить о недопустимости такого типа отступления от ПБУ для коммерческих компаний.
avatar 21.05.2022, 17:02
Escapist, я как раз отношу себя к специалистам именно по НКО и утверждаю, что никакие расходы средств целевого финансирования в НКО не могут быть правомерно совершены, если они не предусмотрены отдельной сметой/балансом (существование и обязательность которого вытекает из ч.1 ст.3 Федерального закона № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").  

Если совершен непредусмотренный сметой расход, то для НКО это будет нецелевым использованием средств целевого финансирования (в смысле налоговых последствий - на сумму нецелевого использования будет прочий доход, включаемый в налогооблагаемую базу, прямое указание п.14 ч.1 ст.250 НК Рф).  И ни в одном документе не сказано, что смета должна составляться кассовым методом, этого совершенно нигде не написано ни прямо, ни косвенно. 

Поэтому для НКО - это вполне аргумент в качестве основания для отступления от ПБУ. Для коммерческих - да, не аргумент, но там и существование сметы не регламентировано законом.
Алла  a1e5  
21.05.2022, 20:39
Григорий Неверов (Грэг)
что никакие расходы средств целевого финансирования в НКО не могут быть правомерно совершены, если они не предусмотрены отдельной сметой/балансом
Если смета составлена правильно.
В смете есть статья заработная плата. Эта статья включает и зарплату и ндфл и страховые взносы и резервы на отпуска.
или на все должна быть отдельная статья расходов по смете? И если сметой НДФЛ не предусмотрен то можно не платить?
avatar
Торт  
21.05.2022, 22:43
Я бы тут (про проблемы смет) скорее говорил про резерв по сомнительным долгам, чем про резерв по отпускам.
avatar 22.05.2022, 08:50
Алла
И если сметой НДФЛ не предусмотрен то можно не платить?
Странный вопрос.
НДФЛ - это не налог компании, а налог человека, и его платеж осуществляется не налогоплательщиком а налоговым агентом. Чужие деньги чего же не заплатить?
Тоже и по 
Алла
В смете есть статья заработная плата. Эта статья включает и зарплату и ндфл и страховые взносы и резервы на отпуска.
А Вы уверены, что она включает "резервы на отпуска"?
Я во многих случаях такого не видел.
\И на конец года видим, что размер средств по строке, который Вы указали как "Заработная плата" исчерпан. Для начисления резерва источника нет.
И неважно, прописано там где то отдельной строкой сумма "резерв на отпуска" или она входит в состав статьи "заработная плата", если сумма, запланированная в смете, исчерпана, все превышающее ее является нецелевым использованием средств целевого финансирования, как ни изощряйся.
avatar 22.05.2022, 08:51
Торт
о проблемы смет) скорее говорил про резерв по сомнительным долгам, чем про резерв по отпускам
Да, это аналогичная ситуация для НКО.

Может спасти положение статья "Прочие расходы" или "Непредвиденные расходы", а если ее тоже нет?
Есть также вариант собрать орган, утверждавший смету, и утвердить изменение сметы. Но можно ли это сделать оперативно? Хорошо если да, а если нет?
Есть еще вариант при утверждении сметы прописать решением органа, утвердившего смету, что единоличный исполнительный орган вправе своим мотивированным решением менять распределение средств внутри расходного раздела сметы не более чем на ___% от суммы расходов - но если и такого решения не было принято, тогда что?
avatar
Escapist  
22.05.2022, 08:52
Григорий Неверов (Грэг)
Escapist, я как раз отношу себя к специалистам именно по НКО и утверждаю, что никакие расходы средств целевого финансирования в НКО не могут быть правомерно совершены, если они не предусмотрены отдельной сметой/балансом (существование и обязательность которого вытекает из ч.1 ст.3 Федерального закона № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").  

Если совершен непредусмотренный сметой расход, то для НКО это будет нецелевым использованием средств целевого финансирования (в смысле налоговых последствий - на сумму нецелевого использования будет прочий доход, включаемый в налогооблагаемую базу, прямое указание п.14 ч.1 ст.250 НК Рф).  И ни в одном документе не сказано, что смета должна составляться кассовым методом, этого совершенно нигде не написано ни прямо, ни косвенно. 

Поэтому для НКО - это вполне аргумент в качестве основания для отступления от ПБУ. Для коммерческих - да, не аргумент, но там и существование сметы не регламентировано законом.
Интересная коллизия. Я действительно не занимаюсь НКО, но возможную логическую нестыковку отмечу в ваших рассуждениях. Вы говорите, что нигде не написано, что смету надо делать кассовым методом, но тогда вопрос, есть ли вообще регламентированные требования, как смету составлять. Если нет, тогда отступить от ПБУ, чтобы привести отчётность в соотвествии с несуществующими правилами составления сметы, звучит неубедительно. 
avatar 22.05.2022, 08:59
Escapist
есть ли вообще регламентированные требования, как смету составлять.
Нет, и организация САМА устанавливает СЕБЕ правила составления сметы (а существование сметы - напомню, законом установлено как обязательное).
Аналогично обязанностям по установлению учетной политики.
Это именно что выбор организации, и можно предъявить претензии об отсутствии обязательной сметы, или о превышении произведенных расходов над указанными в смете, но нельзя высказать претензию о том, что смета должна быть методом начисления, а она кассовым методом (или наоборот). Это именно что выбор организации.

Поэтому неверно говорить о "несуществующих правилах составления сметы", они таки существуют, просто они устанавливаются не законодательным актом, а самим конкретным НКО (точнее, высшим органом управления, который. согласно Устава НКО, эту смету утверждает) для себя. И после этого неуклонно исполняются. И НКО вполне может сделать смету методом начисления, чтобы сопоставить ее с данными бухгалтерской отчетности и далее составлять отчет об исполнении сметы так же методом начислений. И тогда отступить от ПБУ, чтобы привести отчётность в соответствии с СУЩЕСТВУЮЩИМИ в организации и принятыми самой организацией аналогично утверждению учетной политики для бухучета правилами составления сметы, звучит вполне убедительно. Сталкивался с этим неоднократно.

Если же НКО решило составлять смету именно кассовым методом- тогда Ваш аргумент убедителен. Но - в половине случаев мои клиенты-НКО составляли ее методом начислений, чтобы сопоставить с отчетом об использовании средств целевого финансирования, который, будучи частью комплекта бухотчетности, составляется методом начислений исходя из общих принципов бухучета (принципа временной определенности).

И - да, это коллизия. Давняя и пока не решенная.
Исправлений: 4; последнее - в 22.05.2022, 09:05.
avatar
Escapist  
22.05.2022, 09:16
Спасибо, в целом сложившийся подход понятен. Я бы предпочёл решать коллизию иначе, но это пока теоретически. Если придётся столкнуться практически, видимо обойтись без детального погружения в вопрос не удастся. Как наблюдение, очень нехорошо, когда примерно половина организаций в отрасли в одну сторону бежит, вторая в другую. Метод начислений или кассовый, как и отступать от основополагающих принципов ФСБУ или нет  - очень существенное различие и явная несопоставимость. 
avatar 22.05.2022, 09:38
Escapist, вы правы, и это, действительно , проблема (я про несопоставимость). Годами ждали нормативного регулирования этого вопроса, но - увы...

Повторюсь (я писал об этом выше), наиболее щадящий способ разрешения коллизии с непредусмотренными резервами в НКО - это таки создать их на 31.12, отразить в отчетности и далее сторнировать на следующий же день 01.01 вследствие отсутствия источника покрытия (целевого финансирования). Ничего лучше пока никто  из специалистов в области учета НКО не придумал. Все остальное еще более спорно (как в случае с доказательством исключительного характера отступлений от ПБУ, о чем писал выше. Считаю, что это допустимо, но согласен с тем, что спорно).
22.05.2022, 11:34
Коллеги, хотела бы поделиться своим опытом аудита НКО. В нашей практике - аудит СНТ, ДНП и др. 
Смета (план и факт) составляется, как правило, кассовым методом, потому что Отчет по исполнению сметы доходов и расходов отвечает на главный вопрос членов НКО: "Сколько денег получили, куда эти деньги потратили".

Другими словами, смета для НКО заменяет отчет о движении денежных средств. Остаток неизрасходованных средств по смете должен по логике соответствовать остатку неизрасходованных денежных средств, что подтверждается остатками по расчетным счетам НКО.

Отчет о целевом использовании денежных средств составляется методом начисления, входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Коллизий я не вижу. Да, эти отчеты являются самостоятельными отчетами для НКО и  могут не совпадать.

Отчет о целевом использовании денежных средств должен содержать обязательства по предстоящим выплатам отпусков, а также резервы по сомнительной дебиторской задолженности.
Алла  a1e5  
22.05.2022, 17:05
Наталья Шибалкина
Отчет о целевом использовании денежных средств составляется методом начисления, входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности
Полностью с вами согласна
но где это чёрным по белому написано?
у нас ОДДС заполняется кассовым методом хотя входит в состав БО?
22.05.2022, 19:22
Алла, об особенностях составления БФО НКО черным по белому написано в Информации Минфина <Информация> Минфина России "Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2015)"
39. Исходя из приказа Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н и ПБУ 4/99, некоммерческая организация в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств должна раскрывать следующие дополнительные данные: 
- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов, 
- основных средств (включая арендованные), 
- финансовых вложений, 
- дебиторской задолженности, 
- кредиторской задолженности, 
- оценочных обязательств, 
- условных обязательств и условных активов, 
- о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей, 
- о событиях после отчетной даты, 
- о прекращенных операциях, 
- о связанных сторонах, 
- о государственной помощи.




 
22.05.2022, 19:28
Алла, в тоже время, если НКО имеет право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, то ПЗ-1/2015 написано, что
      
4.2. В соответствии с положениями по бухгалтерскому учету некоммерческая организация, применяющая упрощенные способы, может: принять решение 
об использовании кассового метода учета доходов и расходов; 
признавать все расходы по займам прочими расходами; 
не отражать оценочные обязательства в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год и др.); 
осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется, 
а также принять решение не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен; 
отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов (отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т.п. объекты).
 
Алла  a1e5  
22.05.2022, 19:33
Наталья Шибалкина
Алла, в тоже время, если НКО имеет право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, то ПЗ-1/2015 написано, что
      
4.2. В соответствии с положениями по бухгалтерскому учету некоммерческая организация, применяющая упрощенные способы, может: принять решение 
об использовании кассового метода учета доходов и расходов; 
признавать все расходы по займам прочими расходами; 
не отражать оценочные обязательства в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год и др.); 
осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется, 
а также принять решение не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен; 
отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов (отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т.п. объекты).
 
Это все про баланс и ОФР. Это и так понятно....
Андрей  cc19  
22.05.2022, 20:26
Для меня очень интересный поворот в теме относительно создания резервов у НКО. Иерархия НПА в бухучете выстроена так, что учетная политика и др. ЛНД организации находятся в самом низу. Поэтому несоздание резерва по отпускам на основании УП или сметы в противоречии с Законом, стандартами и др. выглядит крайне подозрительно.  
В качестве аналогии возвращусь к МСА, в которых указано, что искажения в БФО могут возникнуть в виду ненадлежащей УП. Можно полагать, что для НКО там также подразумевается "и неадекватной сметы" или что-то подобное. Поэтому как объяснение несоздания резерва в НКО из-за отсутствия такой статьи в смете может быть, но не должно повлиять на мнение аудитора о необходимости модификации.
П.6 ПБУ 4/99 вряд ли тут применим, поскольку как раз наоборот - неотражение соответствующих резервов в ББ препятствует (а не способствует) достоверному представлению БФО.
В этом плане, как мне кажется, правильная мысль приведена Натальей: смета по кассовому методу не обязательно должна "биться" с ОЦИС и не препятствует начислению резервов. Если же смета "по начислению" не предусматривает резервы на отпуска, то это по аналогии с УП должно приводить при существенности к модификации мнения аудитора.
Опять же по аналогии, если смета "по начислению" не предусматривает страховые взносы с ФОТ, то вероятно это не будет считаться надлежащим объяснением их не начисления.

P.S. Начисление резервов 31.12 и затем списание 01.01 - поллиативное решение.
23.05.2022, 08:38
Алла, это про Баланс и Отчет о целевом использовании средств. 

ОФР- необязательная форма для НКО, заполняется только в случае, если есть коммерческая деятельность у НКО. Другими словами, если есть финансовые показатели для формы ОФР.
23.05.2022, 08:55
Андрей, Смета НКО - это документ, который не регламентируется НПА в бухгалтерском учете, поэтому принципы составления сметы определяются НКО самостоятельно, как правило, кассовым методом.

Исполнение Сметы, главным образом, интересует членов НКО именно, как движение денег.

Я, на практике в первый раз, обожглась на этом вопросе, когда стала сравнивать Смету, составленную кассовым методом,  с Отчетом о целевом использовании средств, составленном методом начисления, сравнение "утюгов" и "сапог".


      
Алла  a1e5  
23.05.2022, 09:42
Наталья Шибалкина
Алла, это про Баланс и Отчет о целевом использовании средств. 
А я найти такие слова не могу.
можно цитату из ПЗ-1/2015 что Отчёт о целевом использовании заполняется методом начисления
Алла  a1e5  
23.05.2022, 09:46
Наталья Шибалкина
Я, на практике в первый раз, обожглась на этом вопросе, когда стала сравнивать Смету, составленную кассовым методом,  с Отчетом о целевом использовании средств, составленном методом начисления, сравнение "утюгов" и "сапог".
На практике смета методом начисления
отчет о целевом использовании «смешанным» методом
но то что ничего проверить нельзя это правда.
Андрей  cc19  
23.05.2022, 11:32
Наталья Шибалкина
"Андрей", Смета НКО - это документ, который не регламентируется НПА в бухгалтерском учете, поэтому принципы составления сметы определяются НКО самостоятельно, как правило, кассовым методом.

Исполнение Сметы, главным образом, интересует членов НКО именно, как движение денег.
Здесь это все вопросы обсуждалось.
Согласен, часто кассовым методом. Но бывает и по начислению.
avatar 23.05.2022, 17:28
Андрей
В качестве аналогии возвращусь к МСА, в которых указано, что искажения в БФО могут возникнуть в виду ненадлежащей УП.
Аналогия неприменима, так как за Учетную политику отвечает руководитель предприятия, а вот за смету - высший коллегиальный орган (Съезд, Правление...) и руководитель при всем желании не может ничего в смете изменить и исправить (в отличие от неправильной учетной политики, которую руководитель может исправить). Он ОБЯЗАН Следовать не им утвержденной смете, кстати, под страхом уголовной ответственности за умышленные действия, приведшие к нецелевому использованию средств целевого финансирования (то есть, расходы, не предусмотренные сметой).
avatar 23.05.2022, 17:30
Андрей
Но бывает и по начислению.
Ещё как бывает.
Андрей  cc19  
23.05.2022, 18:30
Григорий Неверов (Грэг)
Аналогия неприменима, так как за Учетную политику отвечает руководитель предприятия, а вот за смету - высший коллегиальный орган (Съезд, Правление...) и руководитель при всем желании не может ничего в смете изменить и исправить (в отличие от неправильной учетной политики, которую руководитель может исправить). Он ОБЯЗАН Следовать не им утвержденной смете, кстати, под страхом уголовной ответственности за умышленные действия, приведшие к нецелевому использованию средств целевого финансирования (то есть, расходы, не предусмотренные сметой).
Собственно потому и написал, что как объяснение пойдет, но в плане решения аудитора о модификации/не модификации мнения вряд ли может быть учтен как аргумент. Понятно, что для руководителя не создавать резерв гораздо безопаснее, поскольку за фактическую фальсификацию БФО НКО в крайнем случае только административка.

Если бы решение высшего органа организации было выше федеральных НПА в сфере бухучета, то неплохой метод для увеличения вероятности получить дивиденды: ОСА принимает решение не начислять в бухучете всевозможные резервы - тут прибыль и попрет смайлик
avatar 24.05.2022, 08:24
Андрей
ОСА принимает решение не начислять в бухучете всевозможные резервы - тут прибыль и попрет
00
О
Аналогия опять неуместна, так как в коммерческих организациях существование сметы не требуется, а НКО прибыль среди участников заведомо не распределяет и распределять не имеет права. Как Вы отметили - за "фактическую фальсификацию БФО" - административная ответственность, а за нецелевое расходование средств целевого финансирования (направления расходования которых определяются той самой сметой) - вплоть до уголовной ответственности. В пользу чего сделает выбор руководитель организации? Соглашусь с Вами, в пользу того варианта, по результатам которого он не сядет. Поэтому я склонен считать решение высшего органа управления, утвердившего смету без резервов, за именно то самое "исключительное обстоятельство", о котором говорит п.6 ПБУ 4/99 - с раскрытием в пояснениях согласно п.25 ПБУ 4/99.  Согласен со спорностью данного решения, но всё, что связано с доказательством исключительности обстоятельств в смысле п.6 ПБУ 4/99 - вообще весьма спорно.
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.