Уважаемые коллеги, требуется Ваша помощь. Нас проверяет ФК. У нас заключены договоры на аудит и на консалтинг с двумя клиентами (Х и У).
Казначейство нам пишет замечание: ООО «АУДИТ***» при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «ХХХ» за 2019 год, ООО «УУУ» за 2020 год и оказании услуг, не обеспечивающих уверенность, в течение или после периода, охватываемого бухгалтерской (финансовой) отчетностью, но до начала выполнения работ по аудиту, не задокументированы выводы о соблюдении Правил независимости, а также основное содержание любых обсуждений, поддерживающих эти выводы (пункт 8 МСА 230/2019, пункт 1.23.Т. Правил независимости от 19.12.2019)».
Мы со своей стороны предоставили им заявления о независимости (форма рекомендована СРО) от каждого аудитора и от аудиторской компании на дату заключения договора на аудит и на дату выдачи аудиторского заключения.
Кроме того, у нас в компании принято, что для снижения угрозы независимости аудиторы, которые принимают участие в аудиторской проверке никогда не осуществляют консультирование. И на дату заключения договора на консалтинг, а потом каждый год в начале и конце года аудитор, который оказывает консультационные услуги, оформляет заявление о независимости. Эти заявления представлены ФК.
Вопросы:
1.обычный договор на консалтинг является оказанием услуг, не обеспечивающих уверенность?
2.что мы не сделали и как это устранить?
Заранее всем спасибо!
1.обычный договор на консалтинг является оказанием услуг, не обеспечивающих уверенность?
Да, это они и есть.
2.что мы не сделали и как это устранить?
Не проанализировали наличие угроз для соблюдения принципа независимости, возникающих из-за оказания услуг, не обеспечивающих уверенность одновременно с услугами, обеспечивающими уверенность (т.е. аудитом). Угрозы могут отсутствовать, или могут быть сведены до приемлемого уровня, но сам анализ вы обязаны были провести и, как совершенно справедливо пишет ФК задокументировать аргументы и выводы.
Как мне представляется, по крайней мере, проанализировать:[/color] - стоимость прочих услуг сравнительно со стоимостью аудита. Например, если аудит стоит 50 тыс, а консультирование - 100 тыс, угроза для независимости при аудите очевидна, это угроза личной заинтересованности.
Кодекс этики 4.6.П1
а) угрозы личной заинтересованности:
- аудитор имеет прямую финансовую заинтересованность в клиенте;
... -- аудитор имеет тесные деловые отношения с клиентом;
- характер прочих услуг (консультирования), если вы сначала консультируете как сделать ту или иную проводку, или как составить учетную политику, а потом сами же это проверяете, то угроза для независимости при аудите очевидна. Это угроза самоконтроля.[/color]
Кодекс этики 4.6.П1
б) угрозы самоконтроля:
- аудитор выпускает заключение об эффективности функционирования финансовых систем, внедрение которых он же осуществлял;
- аудитор, осуществивший подготовку исходных данных для составления учетных записей, выполняет задание, обеспечивающее уверенность, предметом которого является проверка этих же учетных записей.
Дальше решить, если угроза есть, то можно ли ее свести к приемлемому уровню и каким способом.
4.8.П2. Меры предосторожности могут быть различными в зависимости от фактов и обстоятельств. Примеры действий, которые могут быть предприняты в качестве мер предосторожности, включают следующие:
а) выделение дополнительного времени и назначение квалифицированных сотрудников для выполнения требуемых задач при принятии задания в качестве ответной меры на угрозу личной заинтересованности;
б) привлечение к проверке выполненной работы лица, не участвовавшего в выполнении задания, или обращение к нему для получения необходимой консультации в качестве ответной меры на угрозу самоконтроля;
в) привлечение для участия в оказании аудируемому лицу услуг, обеспечивающих и не обеспечивающих уверенность, разных руководителей и групп с разными линиями подчиненности в качестве ответной меры на угрозы самоконтроля, заступничества или близкого знакомства;
г) привлечение другой аудиторской организации для выполнения или повторного выполнения части задания в качестве ответной меры на угрозы личной заинтересованности, самоконтроля, заступничества, близкого знакомства или шантажа;
д) раскрытие клиентам схем с вознаграждением за посредничество или комиссионным вознаграждением, получаемым за рекомендацию услуг или продуктов, в качестве ответной меры на угрозу личной заинтересованности;
е) разделение групп по заданиям при работе с конфиденциальными вопросами в качестве ответной меры на угрозу личной заинтересованности;
4.8.П3. Далее в разделе 4, а также дополнительно в Правилах независимости описаны конкретные угрозы нарушения основных принципов этики, которые могут возникнуть в ходе оказания (участия в оказании) профессиональных услуг, а также включены примеры возможных действий в ответ на данные угрозы.
У Вас, видимо, проблема в том, что стандартные бланки Вы заготовили, а в них ничего из этого не описано (а должно было бы). Исправить уже ничего нельзя, так как договор на аудит был заключен, очевидно, без проведения таких процедур (ну, или анализ не документировался). Вы пишете, что определенные меры принимались (сотрудник, проводящий консультирование, не участвовал в аудите). Но это должно быть решение, возникшее по результатам анализа в качестве меры предосторожности, и именно так и отражено в документах. Кстати говоря, если при этом руководителем аудита назначается начальник этого лица, проводящего консультирование (к примеру, директор фирмы сам идет на аудит в качестве аудитора), то мера что его подчиненный, осуществляющий консультирование, не участвует лично в аудите - как мне думается, недостаточна. Много ньюансов, нужно смотреть на конкретную ситуацию.
Что делать в будущем при наличии такой ситуации? Проводить анализ, документировать выводы в документе принятия клиента на обслуживание, в бланке по подтверждению независимости фирмы. Должна быть в явном виде отражена угроза (угрозы), должны быть приняты меры по сведению угрозы до приемлемого уровня, всё это тщательно описано.
Исправлений: 2; последнее - в 06.02.2022, 12:41.