Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Отчетность из двух форм на обязательный аудит

ANN  1efb  
27.05.2021, 14:07
Всем здравствуйте!
Первый раз сталкиваюсь с таким клиентом. Собственник решил провести обязательный аудит, утвердил нас, заключили договор, все ОК. Накануне проверки главбух берет больничный и на связь больше не выходит. База есть, доки есть, ладно, разберемся. Открыли сданную отчетность - а там только баланс и ОФР. Ничего больше, не говоря уже о раскрытии бенефициаров и прочей информации.
Это отрицательное АЗ? А в качестве основания нужно перечислить всю информацию, которая не раскрыта? 
27.05.2021, 15:02
СРО провело 82 велинар, только закончился, вопрос там рассмотрен.
avatar 27.05.2021, 15:29
Людмила
СРО провело 82 велинар, только закончился, вопрос там рассмотрен.
А как вы узнали о Вебинаре ? как туда попасть ?
avatar 27.05.2021, 15:42
ANN
Всем здравствуйте!
Первый раз сталкиваюсь с таким клиентом. Собственник решил провести обязательный аудит, утвердил нас, заключили договор, все ОК. Накануне проверки главбух берет больничный и на связь больше не выходит. База есть, доки есть, ладно, разберемся. Открыли сданную отчетность - а там только баланс и ОФР. Ничего больше, не говоря уже о раскрытии бенефициаров и прочей информации.
Это отрицательное АЗ? А в качестве основания нужно перечислить всю информацию, которая не раскрыта? 
А они не хотят переделать бух отчетность ?
Честно говоря, как показывает практика. Если учет верный и правильный, то составить бух отчетность все формы, не трудозатратно.

Я имею ввиду, что если в 1 с все правильно внесли, то очень даже легко все делается,секунд 10
1 день на проверку
и 1 день на составление письменных пояснений.
Понятно, что это все с учетом того, что скорее всего это не большое аудируемое лицо, не с разнообразным и сложным учетом.

А что собственник говорит по этому поводу ? (МСА 210 было учтено когда задание принималось)?

А это обязательный аудит по критериям?

Помню , где то все эти разъяснения были (даже на этом форуме)
В том числе, говорилось и про то, что все основания для оговорки или для отрицательно мнения не нужно в заключение писать.

P.S. я не эксперт, а только учусь.
ANN  1efb  
27.05.2021, 16:48
Людмила, большое вам спасибо) Не додумалась в вебинарах-то поискать
ANN  1efb  
27.05.2021, 16:50
Владимир, нет, вопрос переделки не рассматривается, да и кто это делать будет, если главбух, по сути, сбежала. 
27.05.2021, 16:50
[www.youtube.com]
смотрите 82 сегодня читал Свечкопал, там есть такие примеры, он контролер от СРО.
avatar 27.05.2021, 17:14
ANN, понятно
Людмила, спасибо смайлик
avatar 27.05.2021, 17:22
Людмила
https://www.youtube.com/channel/UCaPlBCh7Sh948rJXAsxYhZQ
смотрите 82  сегодня читал Свечкопал, там есть такие примеры, он контролер от СРО.
В реестре контролеров его нет
27.05.2021, 17:52
Посмотрите сами в вебинаре, он ссылается на свой опыт контроля, есть ли он на данный момент в реестре, я не проверяла. Это очень важно?
avatar 27.05.2021, 20:08
Людмила
Посмотрите сами в вебинаре, он ссылается на свой опыт контроля, есть ли он на данный момент в реестре, я не проверяла. Это очень важно?
Он не контролер СРО.
Он был контролером в ФК.
avatar 27.05.2021, 20:10
Личное мнене выступающего на вебинаре, это, конечно, интересно, но истиной в последнейинстанции не является. Это не более, чем личное мнение. Лучше смотреть письменные разъяснения (которые, впрочем, истиной в последней инстанции тоже не являются).

    Приложение № 3
К вопросу 7 заседания Правления СРО ААС от 29.12.2020

Методические материалы и шаблоны,
принятые Комитетом по стандартизации и методологии аудиторской деятельности
СРО ААС и согласованные с Комиссией по контролю качества СРО ААС


Методические рекомендации по порядку принятия аудиторского задания при отсутствии пояснений к бухгалтерской отчетности
1. Настоящие методические рекомендации рассматривают случай, когда аудиторская организация или индивидуальный аудитор (далее по тексту – «аудитор») привлекаются к проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (далее по тексту – РСБУ), проект которой, представленный для аудита, не содержит пояснений в текстовой форме.
2. Пояснения в текстовой форме к бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) предусмотрены пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (далее по тексту - ПБУ 4/99), утвержденную Приказом Минфина РФ №43н от 06.07.1999г.,  и пунктом 4а Приказа Минфина России №66н от 02.07.2010г. "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
3. В п.24 ПБУ 4/99 установлено, что пояснения к бухгалтерской отчетности должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые необходимы для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении (п. 24 ПБУ 4/99). Иные требования к содержанию пояснений приведены в пп.25 – 31 ПБУ 4/99.
Кроме того, организация, которая попадает под проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с концепцией общего назначения (п.А5 МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий», должна соблюдать требования всех ФСБУ <1>,в том числе и требования к раскрытию информации, которые содержатся в соответствующих ПБУ и ФСБУ.
4. Международные стандарты аудита (далее по тексту – МСА) не накладывают каких-либо обязанностей на руководство организации и не подменяют собой законодательные и нормативные акты, которыми эти обязанности устанавливаются. В частности, они не содержат требований к составу финансовой отчетности и порядку ее представления, в том числе в отношении раскрытия примечаний, включая основные принципы учетной политики и прочей пояснительной информации.
5. Тем не менее основополагающим допущением проведения аудита в соответствии с МСА является признание руководством организации определенных обязанностей, которые являются наиболее существенными при осуществлении аудита.
6. Согласно п.А3 МСА 200, подготовка финансовой отчетности руководством требует:
• определения применимой концепции подготовки финансовой отчетности с учетом всех соответствующих законов или нормативных актов;
• собственно подготовки финансовой отчетности в соответствии с этой концепцией;
• включения исчерпывающего описания этой концепции в финансовую отчетность
7. Следовательно, бухгалтерская (финансовая) отчетность, представленная для аудита, должна включать, как минимум, исчерпывающее описание применимой концепции подготовки финансовой отчетности.
8. Согласно требованиям п.3 МСА 210, аудитор может принять задание на аудит только в том случае, если имеются обязательные условия для проведения аудита, и аудитор и руководство организации достигли одинакового понимания условий задания. Обязательные условия для проведения аудита приведены в п.6 МСА 210, в частности, к ним относится определение концепции подготовки финансовой отчетности.
9. Далее, в соответствии с п.8 МСА 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита" аудитор должен проинформировать руководство организации обо всех искажениях, выявленных в процессе проведения аудита. (п. 4 (а) МСА 450).
10. В соответствии с пунктом п.8 МСА 450 аудитор должен своевременно проинформировать руководство о выявленных искажениях и попросить руководство их исправить.
11. Таким образом, отсутствие пояснений к бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с концепцией общего назначения, подлежащей обязательному аудиту, на этапе принятия задания не является основанием для отказа от принятия задания. При этом аудитор должен проинформировать руководство организации об отсутствии существенной информации и предложить руководству дополнить бухгалтерскую отчетность соответствующими пояснениями.

<1> В соответствии со ст.30 Федерального закона №402-ФЗ от 06.12.2011г. до утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ), все положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 до 01.01.2013, выступают в роли ФСБУ.

Настоящий документ подготовлен Комитетом по стандартизации и методологии аудиторской деятельности СРО ААС и имеет рекомендательный характер. Ответственность за применение документа лежит на аудиторской организации (аудиторе), члене СРО ААС. Член СРО ААС вправе применять иные документы, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности. Позиция Комитета СРО ААС не может рассматриваться как официальное толкование требований нормативных правовых актов, заменяющее собственное профессиональное суждение аудитора
Андрей  cc19  
27.05.2021, 23:12
Полностью согласен с Григорием Николаевичем по поводу личного мнения смайлик
Тем более, на семинаре в режиме онлайн иногда можно неверно понять вопрос, как впрочем и ответ на него.

В плане именно принятия задания соглашусь с изложенной позицией СРОА.

ANN
Это отрицательное АЗ? А в качестве основания нужно перечислить всю информацию, которая не раскрыта?
Что касается данного вопроса, то склоняюсь к отрицательному мнению, а по поводу основания см.п.23 МСА 705:
Если имеется существенное искажение финансовой отчетности, которое связано с нераскрытием необходимой информации, аудитор должен:
...
(b) указать в разделе "Основание для выражения мнения" характер отсутствующей информации;
(c) если это не запрещено НПА, включить нераскрытую информацию, при условии что это возможно и аудитор получил достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении нераскрытой информации.

и п.A23 МСА 705:
Раскрытие отсутствующей информации в разделе "Основание для выражения мнения" будет нецелесообразным, если:
...  или
(b) подлежащая раскрытию информация, в соответствии с суждением аудитора, является чрезмерно объемной по сравнению с аудиторским заключением.

Вероятно в рассматриваемом случае нераскрытая информация как раз является чрезмерно объемной. Поэтому достаточно будет указать характер отсутствующей информации и возможно укрупненно отдельные показатели, если аудитор смог их получить. Возможно...
Ольга  0db4  
28.05.2021, 08:08
К отчетности ТОЛЬКО из двух форм - отрицательное, если бы не было только текстовых и табличных пояснений (бывшая ф.5 и пояснительная) - возможно оговорка. Оптимально - довести отчетность и приложения до ума и не создавать себе проблем при ВККР
28.05.2021, 09:22
[www.ipkapr.ru]
тут сказано, что он работал и как контролер СРО, и как контролер в казначействе. Мы обсуждаем его биографию? Это так интересно при ответе на вопрос? Он не так сказал в вебинаре? Что за мода всех очернять? Зазвездились?
ANN  1efb  
28.05.2021, 11:19
Спасибо! Вебинар я посмотрела тоже. 
На этапе принятия задания были получены все необходимые заверения руководства. Оно было не в курсе, что в ИФНС отправлены только две формы.
Тогда получается так: мы должны в письменном виде проинформировать руководство, что в связи с нераскрытием существенной информации мы должны дать отрицательное заключение и предложить дополнить отчетность. Поскольку бухгалтер сбежала, то никто этого делать, скорее всего, не будет. Тогда мы выпускаем отрицательное АЗ и ничего другого нам не остается. Информируем ЛОКУ и руководство о выявленных злоупотреблениях главбуха (в базе по мелочи, т.е. ниже УС, пока даже в накопленном виде) отражены неправильно часть операций, причем, судя по отражению это не ошибка, а сознательное искажение).
В АЗ формулировка обоснования отрицательного мнения такая может быть:

В связи с нераскрытием существенной информации, в том числе, о движении капитала, денежных средств, о бенефициарах, о характере операций между связанными сторонами, о вознаграждении основного управленческого персонала, об оценке потенциальных рисков, о движении внеоборотных и оборотных активов, о полученных и выданных обеспечениях обязательств, а также другой информации, подлежащей раскрытию в соответствии с действующим законодательством.
ANN  1efb  
28.05.2021, 11:21
Ольга
К отчетности ТОЛЬКО из двух форм - отрицательное, если бы не было только текстовых и табличных пояснений (бывшая ф.5 и пояснительная) - возможно оговорка. Оптимально - довести отчетность и приложения до ума и не создавать себе проблем при ВККР
Да мы бы рады, но без главбуха этого никто не может сделать, а ее нет
ANN  1efb  
28.05.2021, 11:49
И при информировании руководства о выявленных искажениях нужно все их перечислить?(( Или можно ограничиться перечнем отсутствующих форм и приложить образец пояснительной? Или только оглавление пояснительной привести (из него понятно, какие сведения должны раскрываться)?
avatar 28.05.2021, 13:03
ANN
Ольга
К отчетности ТОЛЬКО из двух форм - отрицательное, если бы не было только текстовых и табличных пояснений (бывшая ф.5 и пояснительная) - возможно оговорка. Оптимально - довести отчетность и приложения до ума и не создавать себе проблем при ВККР
Да мы бы рады, но без главбуха этого никто не может сделать, а ее нет
в 1 с (8.3) нажимается кнопочка заполнить, в итоге получаем 3,4 форму и приложения в табличной форме.
в 99 % случаев, заполняется все правильно. (тем более вы говорите, что ошибки в регистрах учета не существенные)

далее вы планируете приложить образец пояснительной, отдайте ее директору, пускай заполнит, там на все 1 день.
В итоге получите отчетность без существенных искажений. Пускай ее сдадут.
avatar
Escapist  
28.05.2021, 13:20
А сбежавший главбух не свидетельствует о риске того, что за циферками, автоматически выгруженными из 1С, может быть какая-то системная проблема? Возможно на этот счёт кое-что даже написано в МСА  подмигнул
ANN  1efb  
28.05.2021, 14:08
Владимир, я знаю, как это сделать)) Но не предлагаете же вы аудитору нажать эти три кнопки? Больше в этой организации нет лиц, которые были бы способны это сделать. 
Я вижу только один вариант: письмо руководству о том, что представленная отчетность не соответствует действующему законодательству, предложить внести исправления, дальше оно взаимодействует с главбухом, в идеале, главбух выходит, исправляет, мы проверяем и она спокойно увольняется.
ANN  1efb  
28.05.2021, 14:10
Escapist
А сбежавший главбух не свидетельствует о риске того, что за циферками, автоматически выгруженными из 1С, может быть какая-то системная проблема? Возможно на этот счёт кое-что даже написано в МСА  подмигнул
Мы тоже об этом подумали. Но, судя по всему, тут имеет место быть халатность обыкновенная. Внешние запросы направили, посмотрим, что ответят  контрагенты. 
avatar 28.05.2021, 14:32
ANN
Владимир, я знаю, как это сделать)) Но не предлагаете же вы аудитору нажать эти три кнопки? Больше в этой организации нет лиц, которые были бы способны это сделать. 
Я вижу только один вариант: письмо руководству о том, что представленная отчетность не соответствует действующему законодательству, предложить внести исправления, дальше оно взаимодействует с главбухом, в идеале, главбух выходит, исправляет, мы проверяем и она спокойно увольняется.
я предлагаю нажать эту кнопочку руководителю , и заполнить образец текстовых пояснений руководителю.
а аудитору проверить соответствуют ли регистры учета бухгалтерской отчетности, которая будет заполнена руководителем.

Честно говоря не вижу разницы, аудит организации в которой бухгалтер плохо понимает, что делает и организации в которой нет бухгалтера.

И при этом, не нужно консультировать и делать все за них. Можно воспользоваться разрешенным МСА способом, а именно перед выдачей АЗ уведомить аудируемое лицо о выявленных ошибках., что бы он мог их исправить.

P.S. впрочем, конечно бывают случаи, очень редкие, когда руководитель(бухгалтер) не может внести исправления, тогда конечно, что делать, приходится выдавать модифицированное заключение.
ANN  1efb  
28.05.2021, 16:11
В соответствии с Договором № ХХХ от ХХХ г.  мы проводим аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ХХХ (далее ХХХ или Организация) за 2020г.
Основополагающим допущением проведения аудита в соответствии с МСА является признание руководством организации определенных обязанностей, которые являются наиболее существенными при осуществлении аудита. Согласно п.А3 МСА 200, подготовка финансовой отчетности руководством требует:
• определения применимой концепции подготовки финансовой отчетности с учетом всех соответствующих законов или нормативных актов;
• собственно подготовки финансовой отчетности в соответствии с этой концепцией;
• включения исчерпывающего описания этой концепции в финансовую отчетность
Следовательно, бухгалтерская (финансовая) отчетность, представленная для аудита, должна включать, как минимум, исчерпывающее описание применимой концепции подготовки финансовой отчетности.
 
Пояснения в текстовой форме к бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) предусмотрены пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (далее по тексту - ПБУ 4/99), утвержденную Приказом Минфина РФ №43н от 06.07.1999г. и пунктом 4а Приказа Минфина России №66н от 02.07.2010г. "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
В п.24 ПБУ 4/99 установлено, что пояснения к бухгалтерской отчетности должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые необходимы для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении (п. 24 ПБУ 4/99). Иные требования к содержанию пояснений приведены в пп.25 – 31 ПБУ 4/99.
Кроме того, организация, которая попадает под проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с концепцией общего назначения (п. А5 МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий», должна соблюдать требования всех федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее – ФСБУ), в том числе и требования к раскрытию информации, которые содержатся в соответствующих ПБУ и ФСБУ. В соответствии со ст.30 Федерального закона №402-ФЗ от 06.12.2011г. до утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ), все положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 до 01.01.2013, выступают в роли ФСБУ.
Представленная Вами к аудиторской проверке бухгалтерская отчетность, в нарушение вышеперечисленного, состоит из бухгалтерского баланса, а также отчета о финансовых результатах по состоянию на 31.12.2020 г.  Отсутствуют Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, расчет чистых активов, табличные пояснения. Кроме того, не раскрыта следующая информация:
Краткая характеристика деятельности, реквизиты организации, информация о филиалах и представительствах, численности работающих на отчетную дату и в целом за период, информация об органах управления общества и их полномочиях, о законодательных и нормативных актах, используемых при формировании бухгалтерской отчетности, о существенных способах ведения бухгалтерского учета, утвержденных учетной политикой, допущениях, использованных при формировании учетной политики, отличные от непрерывности деятельности, имущественной обособленности, последовательности применения учетной политики, и временной определенности фактов хозяйственной деятельности, об изменениях в учетной политике и их влиянии на бухгалтерскую отчетности, информация об активах и обязательствах, выраженных в иностранной валюте, величине курсовых разниц в отчетном периоде, изменениях оценочных значений, о займах, кредитах и прочих обязательствах, о резервах организации, о связанных сторонах, о бенефициарном владельце, о размере вознаграждения основного управленческого персонала организации, о прекращаемой деятельности, о событиях после отчетной даты, об оценочных обязательствах, условных обязательствах и условных активов, об информации по сегментам, о государственной помощи, о совместной деятельности, о дочерних и зависимых обществах, о расчетах по налогу на прибыль, о составе денежных средств и денежных эквивалентов, о прочих сведениях, о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ, о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях, о выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей, показатели и пояснения о потенциально существеннх рисках хозяйственной деятельности и др.
Кроме того, не предоставлены документы, подтверждающие величину предоставленных займов на сумму ХХХ руб., а именно: договоры займов и документы, подтверждающие их предоставление, ав случае, когда выдача займа требовала одобрения акционеров - такое одобрение.
В связи с вышеизложенным, на основании п. 8 МСА 450 мы просим внести исправления в бухгалтерскую отчетность за 2020 год, приведя ее в соответствие с действующим законодательством и дополнив необходимыми сведениями.
В ином случае, в соответствии с МСА 705, аудитор будет вынужден выразить отрицательное мнение о достоверности представленной бухгалтерской отчетности за 2020 год.
 
 
ANN  1efb  
28.05.2021, 16:12
Может быть, у коллег найдется время прочитать выложенную выше простыню?) Достаточно такого информирования?
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.