Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Все файлы из этой темы

Имя файла Размер файлов   Написал Дата  
Сборник типовых форм АЗ 6-2021.docx 153.9 KB открыть | скачать Торт 15.12.2021 Читать сообщение

сборник форм (Совет по аудиторской деятельности версия 5/2020)

alla  
24.02.2021, 13:43
Уважаемые коллеги, вопрос: первый абзац АЗ Вы сейчас оформляете в соответствие со сборником? "Мы провели аудит прилагаемой годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества «YYY»,  пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, включая основные положения учетной политики". Какие именно элементы учетной политики Вы просите раскрыть в пояснительной записке?
avatar
Татьяна  629e  
24.02.2021, 14:58
ПБУ 1/2008 нам гласит:
17. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.
18.
Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими федеральными стандартами бухгалтерского учета.



ну и далее обращаемся к ПБУ-ФСБУ.
практически  в каждом есть раздел Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности
например ПБУ 6/01:
32. В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:
...
о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);
...
о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств;


ну и тд по др. ПБУ-ФСБУ
alla  
24.02.2021, 16:00
Татьяна, благодарю. В АЗ за 2020 год в соответствие  со Сборником форм (5/2020) обязательно указываем "включая основные положения учетной политики", верно?
avatar
Татьяна  629e  
24.02.2021, 16:12
alla, да, верно.
в МСА 700 фраза звучит немного по-другому:
... включая краткий обзор основных положений учетной политики.
но я не думаю, что добуквенное воспроизведение так уж принципиально важно
24.02.2021, 16:26
Татьяна
в МСА 700 фраза звучит немного по-другому:
Не только звучит, но и подразумевает немного другое,  по-моему мнению ,кое-кто опять криво перевёл МСА. 
avatar
Татьяна  629e  
24.02.2021, 16:37
elena-kuch, и в чём же по-вашему принципиальная разница между этими двумя фразами?
24.02.2021, 16:45
Татьяна, разница не между фразами, считаю что в МСА имелся ввиду отдельный документ Краткий обзор УП, обязательный к представлению в некоторых случаях в отдельных юрисдикциях. 
24.02.2021, 17:10
А что там по этому поводу в Классификаторе, неужели опять существенное неустранимое?О, Боже!
mos-audit  
24.02.2021, 19:38
я посмотрел свежие АЗ, выпущенные четверкой. 

Кто-то пишет 

пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, включая основные положения учетной политики.

а кто-то нет...
avatar 24.02.2021, 19:46
elena-kuch
А что там по этому поводу в Классификаторе, неужели опять существенное неустранимое?О, Боже!

Классификатор непредусмотривает именно такоенарушение, поскольку то нарушение п.24 d МСА 700, какоетам отмечено как существенноенеустранимое, относится к неуказанию составной частиотчетности вообще (а нарушения, когдатакое указание произведено, но неправильно или неполно, отдельно в Классифиаторе не выделено). Но то, что это именно нарушение - однозхначно, и суд с этим согласился. 

См. дело № А40-182093/18, иск аудиторской организации к ФК, аудиторская организация проиграла в трех инстанциях.

Выдержка из решения суда:

В аудиторских заключениях о проверке достоверности промежуточного
бухгалтерского баланса и результатов инвентаризации имущества и обязательств
выданных по следующим аудиторским заданиям: «Московское протезно-
ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российские
Федерации; Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное
унитарное предприятие «Российские сети вещания и оповещения», Государственный
научно-исследовательский институт горнохимического сырья, Московская область,
Федеральное государственное унитарное предприятие «Спорт-Инжиниринг»,
«Производственно-промышленный дом» Федеральной службы исполнения наказаний,
Типография № 12 им. М.И. Лоханкова, Производственное объединение «Север» за 1 квартал 2017 года АО «АФ «Уральский союз» не дало ссылку в разделе «Мнение»

аудиторского заключения на примечания, включая краткий обзор основных положений учетной политики.

Таким образом, в аудиторских заключениях по проверке достоверности
промежуточного бухгалтерского баланса и результатов инвентаризации имущества и
обязательств, выданных по следующим аудиторским заданиям: «Московское
протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты
Российские Федерации, Ордена Трудового Красного Знамени ФГУП «Российские сети
вещания и оповещения», Государственный научно-исследовательский институт
горнохимического сырья, ФГУП «Спорт-Инжиниринг», «Производственно-
промышленный дом» Федеральной службы исполнения наказаний, Типография № 12
им. М.И. Лоханкова, Производственное объединение «Север» за 1 квартал 2017 года
АО «АФ «Уральский союз» не дана ссылка в разделе «Мнение» аудиторского
заключения на примечания, включая краткий обзор основных положений учетной политики.


Кроме того, в Заявлении АО «Аудиторская фирма «Уральский союз» указывает
на пункт А58 МСА 200, в соответствии с которым требования описываются в
Международных стандартах аудита при помощи глагола «должен».
В пункте А58 МСА 200 указано: в дополнение к целям и требованиям
(требования описываются в Международных стандартах аудита при помощи глагола
«должен»), каждый стандарт содержит соответствующие рекомендации в форме
рекомендаций по применению и прочих пояснительных материалов. Он может также
включать вводные материалы, задающие контекст, относящийся к надлежащему
пониманию данного стандарта, и содержащие определения терминов. Таким образом,
полный текст того или иного стандарта имеет непосредственное отношение к
пониманию целей данного стандарта и к надлежащему применению соответствующих
его требований.

Таким образом, указанная в подпункте (d) пункта 24 МСА 700 формулировка
«необходимо дать ссылку на примечания, включая краткий обзор основных положений учетной политики» является по свой сути синонимом требований, которые
описываются в Международных стандартах при помощи глагола «должен».

avatar 24.02.2021, 19:51
mos-audit
я посмотрел свежие АЗ, выпущенные четверкой. 

Кто-то пишет 

пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, включая основные положения учетной политики.

а кто-то нет...
В РСА эти кто то, кто не пишет, получали на ВККР замечание, но в РСА это нарушение, связанное с неполным указанием составной части отчетности квалифицировалось как несущественное (так как сама составная часть как таковая была поименована, и пользователь не вводился в заблуждение относительно того, распрострааняется на нее мнение или нет).

Вообще говоря, позиция РСА по этому вопросу (принятая совместно комитетом по контролю качества и комитетом по методологии) была следующая:

Согласно пункта 24 Международного стандарта аудита 700 (пересмотренного) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности» в разделе «Мнение» аудиторского заключения также необходимо, в частности указать название каждого отчета, который входит в состав финансовой отчетности, а также дать ссылку на примечания, включая краткий обзор основных положений учетной политики.
Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", статья 14 которого устанавливает состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. В общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Согласно пункта 17 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.
При этом согласно пункта 3 ПБУ 1/2008 обязанность в части раскрытия учетной политики возлагается на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам, либо организации могут раскрывать положения учетной политики по собственной инициативе.
Таким образом, в отчетность, составленную по правилам, принятыми в Российской Федерации, могут не включаться положения учетной политики, если отчитывающаяся организация не публикует свою отчетность. Вследствие этого указания на краткие положения учетной политики в разделе «Мнение» аудиторского заключения не приводятся, если сама отчетность не содержит раскрытия положений учетной политики.
В иных случаях, когда требования применимой концепции подготовки финансовой отчетности предусматривают раскрытие в пояснениях положений учетной политики, в разделе «Мнение» аудиторского заключения включается фраза «включая краткий обзор основных положений учетной политики» или аналогичная ей.


Единая позиция СРО ААС по этому вопросу мне неизвестна.
mos-audit  
24.02.2021, 20:07
Одна компания из большой четверки на днях выдала акционерному обществу Аудиторское заключение по РСБУ, где дословно:

Мы провели аудит бухгалтерской отчетности АО "..........", состоящей из бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2020, отчета о финансовых результатах за 2020 год и приложений к ним.

Теперь я видел всё! А мы тут обсуждаем - надо ли писать про основные положения учетной политики...
avatar 25.02.2021, 01:25
mos-audit, это есть существенное неустранимое нарушение в соответствии с пунктом 5.29.9 Классификатора нарушений, нарушен пункт 24 МСА 700
(  В разделе "Мнение" аудиторского заключения не указаны: организация, в отношении финансовой отчетности которой проведен аудит, факт проведения аудита данной финансовой отчетности, включая название каждой формы отчетности и примечаний, дату или период, охваченный финансовой отчетностью)

Сколько там штраф по проекту Дисциплинарного кодекса за существенное неустранимое? 100 тысяч? 200 тысяч?
avatar
Escapist  
25.02.2021, 01:44
elena-kuch
Татьяна, разница не между фразами, считаю что в МСА имелся ввиду отдельный документ Краткий обзор УП, обязательный к представлению в некоторых случаях в отдельных юрисдикциях. 
Гораздо проще не придумывать какие-то юрисдикции с отдельными документами, посвящёнными обзору УП, а просто вспомнить, что требования к раскрытию основных положений УП в составе пояснениях для МСФО отчётности принципиально такие же, как в РСБУ и также установлены отдельными стандартами. Именно на аудит МСФО отчётности и ссылается весь корпус МСА по умолчанию.
25.02.2021, 04:56
Григорий Неверов (Грэг)
соответствии с пунктом 5.29.9 Классификатора нарушений, нарушен пункт 24 МСА 700
(  В разделе "Мнение" аудиторского заключения не указаны: организация, в отношении финансовой отчетности которой проведен аудит, факт проведения аудита данной финансовой отчетности, включая название каждой формы отчетности и примечаний, дату или период, охваченный финансовой отчетностью)
А что ж примечания в пояснения переименовали? Не порядок, дословно, значит дословно!
Далее,  А22 МСА 700 ,например, аудитор провёл аудит финансовой отчетности,  а также примечаний к финансовой отчетности. По разъяснениями Кобозевой официальная позиция СРОА финансовая это отчётность по МСФО.  А причём здесь бухгалтерская отчётность?
Исправлений: 1; последнее - в 25.02.2021, 05:05.
25.02.2021, 05:09
Escapist
Именно на аудит МСФО отчётности и ссылается весь корпус МСА по умолчанию.
Вот когда весь корпус российских аудиторов будет проверять только отчётность по МСФО, тогда и будет 
Григорий Неверов (Грэг)
фраза «включая краткий обзор основных положений учетной политики» или аналогичная ей.
25.02.2021, 06:10
alla
Вы сейчас оформляете в соответствие со сборником
Кстати, в последнем сборнике опять в преамбуле указано что лица ответственные за надзор не являются ЛОКУ, что  не соответствует содержанию самого АЗ ржу во весь рот
avatar 25.02.2021, 13:22
elena-kuch
А что ж примечания в пояснения переименовали? Не порядок, дословно, значит дословно!
потому, что названия "поясниения" следует из приказа Минфина 66н.
Андрей  cc19  
25.02.2021, 14:38
МСА 700: 24. В разделе "Мнение" аудиторского заключения также необходимо:
...
(d) дать ссылку на примечания, включая краткий обзор основных положений учетной политики;

Трудности с переводом имеются. Насколько помню в оригинале - including. М.б. переведено как включающие, а м.б. - включая.
В первом случае можно дать только ссылку на примечания (по нашему - пояснения) и по умолчанию полагается, что в них будет раскрыта УП.

Однако переведено по второму варианту и получается, что д.б. ссылка на раскрытые основные положения УП.

Итого: в России безопасно в АЗ писать:
"...пояснений к ББ и ОФР, включая основные положения УП" или аналогичную фразу.

Основные положения УП согласно нашим ПБУ д.б. раскрыты в пояснениях, как здесь уже упоминалось, и аудитор кстати это должен проверить (!).
avatar 25.02.2021, 19:36
Андрей
Итого: в России безопасно в АЗ писать:
"...пояснений к ББ и ОФР, включая основные положения УП" или аналогичную фразу.
Именно так.
Хотя это и может быть следствием тонкостей перевода.
Декабрист  1835  
28.02.2021, 21:26
elena-kuch
Кстати, в последнем сборнике опять в преамбуле указано что лица ответственные за надзор не являются ЛОКУ, что  не соответствует содержанию самого АЗ 
Решил поизучать обновленный сборник и тоже "в ступоре" по поводу этой фразы. Это что описка в сборнике или это позиция Минфина и Совета по аудиторской деятельности?"лица, ответственные за надзор за составлением годовой бухгалтерской отчетности, не являются лицами, ответственными за корпоративное управление аудируемым лицом (члены совета директоров, наблюдательного совета, другие)"
ЛОКУ это не лица, которые осуществляют надзор??? А кто тогда  осуществляет надзор за руководством? Есть еще кто-то третий???? Зачем нам "неудов" понаставили на ВККР? помогите разобраться, что опять не так? или такие "особо одаренные" как я чего-то недопоняли опять? Эта фраза во всех преамбулах ко всем видам примерных форм АЗ, вряд ли это похоже на "описку".     
avatar
Escapist  
01.03.2021, 08:47
Декабрист
elena-kuch
Кстати, в последнем сборнике опять в преамбуле указано что лица ответственные за надзор не являются ЛОКУ, что  не соответствует содержанию самого АЗ 
Решил поизучать обновленный сборник и тоже "в ступоре" по поводу этой фразы. Это что описка в сборнике или это позиция Минфина и Совета по аудиторской деятельности?"лица, ответственные за надзор за составлением годовой бухгалтерской отчетности, не являются лицами, ответственными за корпоративное управление аудируемым лицом (члены совета директоров, наблюдательного совета, другие)"
ЛОКУ это не лица, которые осуществляют надзор??? А кто тогда  осуществляет надзор за руководством? Есть еще кто-то третий???? Зачем нам "неудов" понаставили на ВККР? помогите разобраться, что опять не так? или такие "особо одаренные" как я чего-то недопоняли опять? Эта фраза во всех преамбулах ко всем видам примерных форм АЗ, вряд ли это похоже на "описку".     
Судя по всему описка (что очевидно при сравнении с МСА700), или тот, кто писал текст сборника, слишком начитался этого форума и окончательно запутался))
Декабрист  1835  
01.03.2021, 09:08
Escapist, тому кто окончательно запутался штраф 200 тыс, нет 500, а может и 700, ну не знаю, сколько , на усмотрение ДК, чтоб не путался 😀подмигнул)) было бы смешно, если бы не было так грустно😪
avatar
Escapist  
01.03.2021, 09:47
Декабрист,
Именно так)) зато с каким интересом будут теперь все читать и участвовать в методологических дискуссиях
01.03.2021, 10:42
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.