Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Форум – Аудит: теория и практика

Обсуждаем:

Как доказать клиенту, что исполнение договора на проведение обязательного аудита, заключенного в 2020 году, началось?

16.02.2021, 11:46
Уважаемые коллеги!
Прошу Вашего мнения по следующей ситуации:
Как доказать клиенту, что исполнение договора на проведение обязательного аудита, заключенного в 2020 году, началось?
С 2021 года клиент по новым критериям не подлежит обязательному аудиту.
По договору один этап, начало проверки по существу и сбор информации "после 01 января 2021 года".

Никакого взаимодействия с клиентом ранее не проводилось (сроки и этапы не согласовывались, документы прислали только в 2021 году).

Насколько я понимаю, заключение договора и обсуждение срока начала проверки НЕ РАВНО началу исполнения договора на проведение обязательного аудита?


И непонятно какой признак выбрать в БФО: подлежит обязательному аудиту или нет?
avatar
Escapist  
16.02.2021, 15:23
Какую задачу решаете? Если получить каких-то денег при прекращении договора, то в такой ситуации

сроки и этапы не согласовывались, документы прислали только в 2021 году


перспективы сомнительны.
avatar 16.02.2021, 17:16
Алексей Иванов
Никакого взаимодействия с клиентом ранее не проводилось (сроки и этапы не согласовывались, документы прислали только в 2021 году).
Тогда, скорее всего, никак.
ACACO  
17.02.2021, 10:43
По ГК клиент вправе отказаться от услуги по проведению аудита в любой момент, оплатив фактзатраты аудитора.  Надо доказать фактзатраты и их стоимость...
В вашем случае, исходя из описанной ситуации, "игра не стоит свеч"...
17.02.2021, 11:51
Григорий, таким образом, в нашем случае клиент выбирает в БФО признак "Нет" и, соответственно, аудит (если он всё равно проводится по договору, т.е. если клиент не отказывается от его проведения) превращается в инициативный?

И, следовательно, автоматом например, применение ПБУ 18 (и положений некоторых прочих ПБУ в частности формирования резерва на оплату отпусков) становится добровольным?

Плюс отсутствует обязанность размещения сведений об аудите на федресурсе?
avatar 17.02.2021, 20:25
На первый и третий вопрос - ответ да.

А на второй вопрос - ответ "нет" (если речь идет об отчетности за  2020 год)


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 19 января 2021 г. N ИС-учет-31

НОВОЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ

...В результате этого названные организации (если иное не установлено
законодательством) получили право применять упрощенные способы ведения
бухгалтерского учета с 1 января 2021 г., а также составлять упрощенную
бухгалтерскую отчетность, начиная с отчетности за 2021 г.

Решение о применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета
оформляется в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому
учету (ПБУ 1/2008) «Учетная политика организации». Последствия таких
изменений, оказавшие или способные оказать существенное влияние на
финансовое положение организации, финансовые результаты ее
деятельности и (или) движение денежных средств могут отражаться в
бухгалтерской (финансовой) отчетности перспективно.
zkaima  
17.02.2021, 23:22
Григорий, как, по Вашему мнению, это информационное сообщение соотносится с законом в части отчетности. Закон установил, что БФО организации не подлежит обязательному аудиту начиная с отчетности за 2020г. Следовательно, начиная с отчетности за 2020г. на эти организации не распространяется запрет на применение упрощенных методов ведения учета. Значит, можно составлять упрощенную отчетность. Даже если в 2020 году применялись все ПБУ. Не могу понять, почему должно быть иначе.
avatar 18.02.2021, 07:08
zkaima, Закон от 30.12.2020 года не вступил в силу в 2020 году, он вступил в силу в 2021. При этом в 2020 году права на применение упрощенной системы не было, так как поправки в закон 307-ФЗ в 2020 году не действовали. Поэтому аудит, отменяемый в 2021 году по аудиту отчетности за  2020 год, не влияет на составление отчетности за 2020 год без применения упрощенных способов ведения учета, так как ввести упощенные способы учета в 2020 году компания не могла.
avatar 18.02.2021, 08:58
Алексей Иванов
Насколько я понимаю, заключение договора и обсуждение срока начала проверки НЕ РАВНО началу исполнения договора на проведение обязательного аудита?
Я то же так считаю.
Если срок оказания услуг в договоре после 1 января 2021, и например, вы не выходили на инвентаризацию до 31 декабря 2020 года, то такой аудит для клиента будет инициативным согласно новой редакции. 
 
zkaima  
18.02.2021, 09:29
Григорий,спасибо за Ваш отклик. Ваше мнение очень важно для меня.  Я, правда, не вполне убеждена, что это надо понимать именно так. Опять-таки чисто теоретически. ООО формирует БФО за 2020 год уже в 2021, когда закон вступил в силу. Законом установлено, что БФО за 2020 не подлежит обязательному аудиту. Но ООО в 2020 году была обязана применять все ПБУ, что оно и делало, так как не знало о таком подарке. Но в 2021 году руководство  думает, имеет ли оно право составить упрощенную отчетность. Открывает Закон о БУ и видит, что раз не подлежит аудиту, то может сформировать упрощенную отчетность. Учетная политика тут ни при чем.  И что противостоит такому желанию: рекомендации МФ. По-моему, не очень убедительно.
К тому же,  кто этому может помешать? Аудитор не придет. ФНС все примет.
18.02.2021, 10:41
zkaima, а если аудитор придёт?

Например, в случае если банк потребует аудиторское заключение перед выдачей кредита?
zkaima  
18.02.2021, 10:59
Алексей,а если аудитор придет, то клиент сошлется на Закон "О бухгалтерском учете", где черным по белому написано: в п 4. ст. 6 "Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты:
1) субъекты малого предпринимательства"
и в п.5 ст. 6 "5. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют следующие экономические субъекты:

1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации"
И что аудитор противопоставит: неаргументированное мнение МФ?
 
19.02.2021, 18:47
zkaima, закон освободивший субъекты СМП (тех, кто не соответствует новым критериям) от аудита принят 30.12.2020, вступил в силу с 2021 года и обратной силы не имеет.

Следовательно весь 2020 год они обязаны были вести учет по полной программе и отчетность также составлять по полной программе.

Кроме того, ВККР тоже, как я думаю, обратит внимание на это "немотивированное" сообщение Минфина РФ.
zkaima  
19.02.2021, 20:34
Алексей, получается неадекватно: для непроведения аудита имеет обратную силу,  а для составления отчётности не имеет. Мне кажется, это связанные обстоятельства и последствия. А главное: " зачем и кому это нужно"?
25.02.2021, 14:27
zkaima, я с Вами полностью согласна. Ни один здравомысляший бухгалтер не будет раскрывать в отчетности все ПБУ, в том числе те ПБУ, которые резко стали для них необязательны. Отчетность составляется в 2021 году, тогда, когда критерии обязательного аудита стали иными. Соответственно, ряд ПБУ, которые касаются раскрытия информации непосредственно в отчетности (связанные стороны, например), организация вполне правомерно может не применять. Учет вести, это да, должны были весь 2020 год по всем ПБУ, но раскрывают в отчетности и составляют отчетность уже исходя из того, что ряд ПБУ имеют полное право не применять. 
zkaima  
25.02.2021, 14:56
Аудитор, да. Это кажется очевидным.
avatar
Дмитрий  50a9  
05.03.2021, 13:33
Материал по теме:


ООО занимается лесозаготовками и деревообработкой. По итогам 2019 года сумма активов составила 300 млн. руб., налоговых доходов - 155 млн. руб. За 2014-2019 годы ежегодно проводился обязательный аудит бухгалтерской отчетности. На проведение обязательного аудита по итогам 2020 года в сентябре 2020 года был заключен договор с аудиторской фирмой. Аудиторы до настоящего времени в ООО не приезжали, ООО никакой предоплаты не производило. Сейчас аудиторская организация утверждает, что уже начала проведение аудиторской проверки на основании открытых источников.

В связи с изменениями действующего законодательства имеет ли ООО право на расторжение договора и освобождение от проведения в 2021 году обязательного аудита бухгалтерской отчетности по состоянию на 31.12.2020?

15 февраля 2021

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Исходя из вопроса, считаем, что указанное в вопросе ООО имеет право на освобождение от проведения обязательного аудита в отношении бухгалтерской отчетности за 2020 год.

Заказчик вправе обратиться к исполнителю с предложением о заключении соглашения о расторжении договора со ссылкой на существенное изменение обстоятельств. Не исключаем ситуации, при которой исполнитель ответит отказом на предложение заказчика о заключении соглашения о расторжении договора. В этом случае заказчику придется обращаться за расторжением договора в суд и подтвердить наличие в данном случае оснований для расторжения договора.

Заказчик вправе заявить об отказе от исполнения договора на основании п. 1 ст. 782 ГК РФ.

Обоснование вывода:

Случаи, когда обязательный аудит бухгалтерской отчетности (далее - обязательный аудит) необходим, перечислены в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ), в которую Федеральным законом от 29.12.2020 N 476-ФЗ (далее - Закон N 476-ФЗ) с 1 января 2021 года внесены заметные изменения. Согласно новой редакции ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ если организация не является фондом, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг и не размещала своих ценных бумаг на организованных торгах, она обязана проводить обязательный аудит только при превышении определенных п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ величин показателей финансовой деятельности, а именно:

- доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному, - 800 млн. руб. (ранее - превышение объема выручки от продажи продукции 400 млн. руб.),
или
- сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному, - 400 млн. руб. (ранее - 60 млн. руб.).

Исходя из приведенных в вопросе данных в рассматриваемом случае организация более не входит в число лиц, обязанных проводить обязательный аудит.

Одновременно ст. 2 Закона N 476-ФЗ установлены переходные положения, согласно которым действие положений ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ в новой редакции не распространяется на случаи, когда организация, обязанная проводить обязательный аудит за 2020 год и (или) ранние периоды в силу Закона N 307-ФЗ в прежней редакции, вправе не проводить такой аудит в силу новой редакции Закона N 307-ФЗ, но аудиторской организацией, индивидуальным аудитором начато исполнение договора на проведение обязательного аудита до 1 января 2021 года. В таких случаях положения ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ в новой редакции применяются при принятии решения о проведении обязательного аудита за 2021 год.

В этой связи заметим, что по определению, данному в ч. 3 ст. 1 Закона N 307-ФЗ, аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей Закона N 307-ФЗ под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация. Причем из п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 13, п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 307-ФЗ, а также п.п. А1, А7-А9 Международного стандарта аудита 500 "Аудиторские доказательства", применяемого на территории РФ в силу п. 10 Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 N 576, следует, что проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица осуществляется аудитором, аудиторской организацией в первую очередь путем изучения непосредственно бухгалтерской отчетности и одновременно первичных документов, а также информации и разъяснений, полученных непосредственно от аудируемого лица, независимые от него источники используются для устранения возникающих у аудитора сомнений в достоверности, предоставленных аудируемым лицом.

Исходя из вышеизложенного, полагаем, что началом исполнения договора на проведение обязательного аудита аудиторской организацией (аудитором) можно считать только момент передачи ей (ему) необходимых для этого документов (бухгалтерской отчетности и первичных документов) аудируемым лицом (постановление Седьмого ААС от 23.11.2020 N 07АП-10017/20, постановление Тринадцатого ААС от 05.05.2017 N 13АП-5283/17, постановление Семнадцатого ААС от 04.02.2013 N 17АП-14374/12). Соответственно, заявление исполнителя, что он "начал проверку исходя из сведений, размещенных в открытых источниках", считаем необоснованным.

Таким образом, организация вправе не проводить аудит за 2020 год.
В отношении расторжения заказчиком договора об оказании аудиторских услуг отметим следующее.

Исходя из п.п. 1, 2 ст. 450, п. 1 ст. 450.1 ГК РФ любой гражданско-правовой договор может быть расторгнут:

- по соглашению сторон - без каких-либо дополнительных обоснований, в силу простого согласия на это обеих сторон;

- по решению суда, принятому по требованию одной из сторон, - только существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ (в частности, при существенном изменении обстоятельств), другими законами или договором;

- в случае одностороннего отказа стороны договора от его исполнения - только если возможность такого отказа предусмотрена гражданским законодательством или договором.

Существенно изменившимися, настолько, что это дает основание для заявления в суд требования о расторжении договора, обстоятельства признаются в силу п. 1 ст. 451 ГК РФ тогда, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Заметим, однако, что в большинстве случаев арбитражные суды исходят из того, что изменение законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не является существенным изменением обстоятельств в целях ст. 451 ГК РФ (постановления АС Западно-Сибирского округа от 16.10.2014 N Ф04-9323/14, Двенадцатого ААС от 24.02.2016 N 12АП-571/16, Десятого ААС от 28.ААС01.2019 N 10АП-23720/18, Третьего ААС от 24.06.2019 N 03АП-3025/19, Семнадцатого ААС от 15.11.2019 N 17АП-13977/19). Хотя при определенных обстоятельствах это может быть признано судом в качестве существенного изменения обстоятельств (постановление Семнадцатого ААС от 19.08.2019 N 17АП-7859/19, оставленное без изменения постановлением АС Уральского округа от 22.11.2019 N Ф09-8182/19).

Согласно п. 2 ст. 779 ГК РФ правила главы 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг" применяются в том числе к договорам оказания аудиторских услуг. На основании п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Из смысла данной нормы следует, что отказ заказчика от исполнения договора возможен в любое время - как до начала исполнения услуги, так и в процессе оказания услуги (постановление АС Московского округа от 13.03.2019 N Ф05-11980/18), однако в данном случае возможность отказа от исполнения договора после начала оказания услуг ограничена, напомним, ст. 2 Закона N 476-ФЗ.

Таким образом, в описанной ситуации заказчик вправе заявить об одностороннем отказе от договора на основании п. 1 ст. 782 ГК РФ. При этом он, безусловно, должен будет возместить аудиторской организации понесенные ею расходы, хотя, поскольку исполнитель на данный момент еще не приступил к исполнению обязательств по договору, обосновать сам факт несения таких расходов и их размер может представляться затруднительной задачей (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.01.2014 N Ф02-6111/13, ФАС Северо-Западного округа от 08.06.2010 N Ф07-5521/2010 и от 08.6.2010 N Ф07-5523/2010).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

2 февраля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
[www.garant.ru]
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.