Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Форум – Аудит: теория и практика

Обсуждаем:

ФСБУ 5 - учет малоценных активов с длительным сроком использования...

avatar
Владимир  70ce  
09.01.2021, 13:33
Уважаемые форумчане, прошу высказаться по вопросу учета с 01.01.2021 малоценных активов: 
1. Признавать стоимость активов в составе расходов, и осуществлять контроль за сохранностью при помощи забалансового учета?
2. Учитывать в составе ОС с признанием стоимости актива в составе расходов?
09.01.2021, 14:30
Когда нефинансовым организациям разрешили списать при переходе на новый стандарт учета ОС ниже установленного в УП лимита, многие так и сделали. Лишь бы финрез выдержал. А при нынешних результатах кто-то не решится. Ну и декларация по имуществу наводит на мысль о возможном налогообложении движимого имущества в ближайшей перспективе. Так что каждый решит сам с учетом конкретной ситуации в организации, количества таких активов и пр.
09.01.2021, 15:55
Владимир
Уважаемые форумчане, прошу высказаться по вопросу учета с 01.01.2021 малоценных активов: 
1. Признавать стоимость активов в составе расходов, и осуществлять контроль за сохранностью при помощи забалансового учета?
2. Учитывать в составе ОС с признанием стоимости актива в составе расходов?
Только вариант 2. 
п. 3 ПБУ 5/2019: Для целей бухгалтерского учета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев.
Запасами, в частности, являются:

инструменты, инвентарь, специальная одежда, специальная оснастка (специальные приспособления, специальные инструменты, специальное оборудование), тара и другие аналогичные объекты, используемые при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, за исключением случаев, когда указанные объекты считаются для целей бухгалтерского учета основными средствами.


То есть если инструменты, инвентарь, спецодежда и т.д., как я понимаю, то что Вы называете малоценными активами служат более 1 года, они являются основными средствами, стоимость которых можно списать на расходы на основании ПБУ 6/01 в момент начала использования, если они меньше стоимости лимита, установленного в учетной политике организации.

Непонятно, из какого пункта (ов) каких НПА возник вариант 1? Или имеются ввиду запасы, используемые в управленческих целях? Такие запасы (но если они служат менее 1 года) можно списать на расходы в момент приобретения на основании п.2 ПБУ 5/2019 
09.01.2021, 16:33
Следопыт
Владимир
Уважаемые форумчане, прошу высказаться по вопросу учета с 01.01.2021 малоценных активов: 
1. Признавать стоимость активов в составе расходов, и осуществлять контроль за сохранностью при помощи забалансового учета?
2. Учитывать в составе ОС с признанием стоимости актива в составе расходов?
Только вариант 2. 

То есть если инструменты, инвентарь, спецодежда и т.д., как я понимаю, то что Вы называете малоценными активами служат более 1 года, они являются основными средствами, стоимость которых можно списать на расходы на основании ПБУ 6/01 в момент начала использования, если они меньше стоимости лимита, установленного в учетной политике организации.
Хотя поняла сама о чем речь. В ПБУ 6/01 сказано, что такие активы учитываются в составе МПЗ. Дилемма, однако. Думаю, т.к. ПБУ 5/2019 более позднее, теперь такие активы учитываются только как ОС независимо от стоимости, и стоимость их списывается на расходы только через амортизацию.
avatar
Владимир  70ce  
09.01.2021, 16:46
Следопыт
Думаю, т.к. ПБУ 5/2019 более позднее, теперь такие активы учитываются только как ОС независимо от стоимости, и стоимость их списывается на расходы только через амортизацию.
Именно поэтому возник вопрос. Совсем не устраивает вариант с учетом всякой мелочевки в составе ОС.
09.01.2021, 16:58
Владимир
Следопыт
Думаю, т.к. ПБУ 5/2019 более позднее, теперь такие активы учитываются только как ОС независимо от стоимости, и стоимость их списывается на расходы только через амортизацию.
Именно поэтому возник вопрос. Совсем не устраивает вариант с учетом всякой мелочевки в составе ОС.
Поняла... Продолжаю размышлять, и все-таки прихожу к выводу, что нельзя их теперь списывать на расходы сразу. В старом ПБУ 5/2001 про срок ничего не было, а в новом прямо указано, что запасы только то, что служит не более 12 месяцев (если они не для продажи или производства). и в подп. б) п. 3 ПБУ 5/2019 прямо указан, что инвентарь и т.п. признается запасами только в том случае, если они не признаются ОСами.
09.01.2021, 17:01
Плюс, если вспомнить еще о том, что все новые ФСБУ пишутся с целью сблизить РСБУ и МСФО, а в МСФО нет лимита для признания объекта ОС запасами, становится еще печальнее
Random  
09.01.2021, 17:44
Следует отметить, что в новом ФСБУ 6/2020 "Капитальные вложения" все-таки есть п. 5

5. Организация может принять решение не применять настоящий Стандарт в отношении активов, характеризующихся одновременно признаками, установленными пунктом 4 настоящего Стандарта, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены. Указанное решение раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией.

И хотя ФСБУ 6/2020 применяется с 2022 г., организация вправе начать его применять раньше.
Т.е. вот эта коллизия - она на 1 год.
И если этот вопрос существенен для фирмы, можно подумать о досрочном переходе на ФСБУ 6/2020.
Хотя там наверняка в другом месте проблемы выскочат.
09.01.2021, 17:51
09.01.2021, 17:59
Теоретики, то у них спецодежда и специнструмент выпали - и срочно БМЦ говорите об этом, то малоценка ОС. Надо было думать, что 5 и 6 связаны. Но думать некому, рекомендации по "просьбе" надо принимать. 


Исправлений: 2; последнее - в 09.01.2021, 18:09.
avatar
Escapist  
09.01.2021, 19:00
Random
Следует отметить, что в новом ФСБУ 6/2020 "Капитальные вложения" все-таки есть п. 5

5. Организация может принять решение не применять настоящий Стандарт в отношении активов, характеризующихся одновременно признаками, установленными пунктом 4 настоящего Стандарта, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены. Указанное решение раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией.

И хотя ФСБУ 6/2020 применяется с 2022 г., организация вправе начать его применять раньше.
Т.е. вот эта коллизия - она на 1 год.
И если этот вопрос существенен для фирмы, можно подумать о досрочном переходе на ФСБУ 6/2020.
Хотя там наверняка в другом месте проблемы выскочат.
Даже ранее применение не обязательно: можно просто в переходный 2021 год сделать и раскрыть в отчётности  отступление от ПБУ 6 - по сути сделать раннее применение фсбу 6 только в той части, где это необходимо для синхронизации с фсбу 5. Так его и назвать переходные положения. Получившаяся гибридная конструкция действительно представляет собой более последовательное применение относительно как действовавшей ранее УП, так и новой УП с 2022, когда оба стандарта 5 и 6 будут обязательны. Поэтому такой формат вполне легитимен. Во всяком случае это гораздо лучше, чем на 1 год ломать учетный процесс по малоценке или в пожарном порядке применять фсбу 6, только потому, что разработчики не подумали, что такие стандарты должны вступать в силу одновременно.
09.01.2021, 19:49
Escapist
Random
Следует отметить, что в новом ФСБУ 6/2020 "Капитальные вложения" все-таки есть п. 5

5. Организация может принять решение не применять настоящий Стандарт в отношении активов, характеризующихся одновременно признаками, установленными пунктом 4 настоящего Стандарта, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены. Указанное решение раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией.

И хотя ФСБУ 6/2020 применяется с 2022 г., организация вправе начать его применять раньше.
Т.е. вот эта коллизия - она на 1 год.
И если этот вопрос существенен для фирмы, можно подумать о досрочном переходе на ФСБУ 6/2020.
Хотя там наверняка в другом месте проблемы выскочат.
Даже ранее применение не обязательно: можно просто в переходный 2021 год сделать и раскрыть в отчётности  отступление от ПБУ 6 - по сути сделать раннее применение фсбу 6 только в той части, где это необходимо для синхронизации с фсбу 5. Так его и назвать переходные положения. Получившаяся гибридная конструкция действительно представляет собой более последовательное применение относительно как действовавшей ранее УП, так и новой УП с 2022, когда оба стандарта 5 и 6 будут обязательны. Поэтому такой формат вполне легитимен. Во всяком случае это гораздо лучше, чем на 1 год ломать учетный процесс по малоценке или в пожарном порядке применять фсбу 6, только потому, что разработчики не подумали, что такие стандарты должны вступать в силу одновременно
Согласна. Наиболее верный вариант
13.01.2021, 08:23
Обосновать отнесение малоценки к запасам можно так: норма, что ОС ниже лимита относятся к запасам является специальной, а потому превалирует над общим определением запасов в ФСБУ5
avatar
Владимир  70ce  
13.01.2021, 13:28
Стаксель
норма, что ОС ниже лимита относятся к запасам является специальной, а потому превалирует над общим определением запасов
Жаль, но это теория! В законодательстве отсутствует норма разъясняющая понятие специальной нормы и ее приоритета над общей нормой. 
avatar 14.01.2021, 01:04
Владимир
Стаксель
норма, что ОС ниже лимита относятся к запасам является специальной, а потому превалирует над общим определением запасов
Жаль, но это теория! В законодательстве отсутствует норма разъясняющая понятие специальной нормы и ее приоритета над общей нормой. 
Зато существует обширнейшая арбитражная практика на тему приоритета специальной нормы над общей...

Вообще говоря, это общетеоретический принцип разрешения коллизии правовых норм (при конкуренции общей и специальной нормы применению подлежит специальная норма). Он является общеправовым.

Например, Верховный Суд РФ в решении от 7 августа 2001 г. N ГКПИ 01-1167 подчеркнул: "При наличии специальной нормы, регулирующей конкретные отношения, применяются положения этой специальной нормы".

Конституционный Суд РФ в Определении от 5 октября 2000 г. N 199-О указал: "В соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы".

Аналогичные выводы в судебных актах:

Постановление Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 N 1-П

Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 N 456-О-О

Апелляционное определение Белгородского областного суда от 01.09.2015 N 33-3750/2015

О конкуренции общей и специальной нормы (общего и специального закона): письмо Минэкономразвития от 24 августа 2015 г. N Д28и-2434
avatar
Escapist  
14.01.2021, 01:12
Проблема в такой аргументации в данном примере, что и «специальная» и «общая» норма - элемент определения понятия активов - запасы и основные средства.
avatar
Владимир  70ce  
2 дня назад; 14.01.2021, 11:15
Григорий Неверов (Грэг)
Зато существует обширнейшая арбитражная практика на тему приоритета специальной нормы над общей...
не могу оспорить Ваше мнение, увы не специалист. Но вот что по этому поводу пишут юристы (ЭЖ-Юрист. 2016. N 15):
В ситуации коллизии законов применяются общепринятые подходы. В Определении КС РФ от 08.11.2005 N 439-О в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон и закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. Таким образом, утверждается приоритет специального закона над общим и более позднего закона над более ранним.
Но что делать, когда конфликтуют специальный и поздний законы? В таком случае суд разрешает конфликт по своему усмотрению, руководствуясь своим правосознанием и толкуя норму права, исходя из существа и целей законодательного регулирования, учитывая буквальное значение не только содержащихся в норме права слов и выражений, но и тех целей, которые преследовал законодатель, устанавливая эту норму (Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16), а именно защиты слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов, недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон (п. 5 Постановления N 16).
2 дня назад; 14.01.2021, 13:04
Владимир
но и тех целей, которые преследовал законодатель, устанавливая эту норму
воооот....то есть при толковании надо учитывать еще и сферического коня в вакууме - цель законодателя. Но иногда он не такой уж сферический. Что мы видим: в 2020 году  и ранее дешевое относилось к запасам, с 2022  и далее дешевое будет относится к запасам. Заметим, что все это логично. Так неужели в 2021 году законодатель прям так вот хотел отнести дешевое к ОС? Думается, что нет.
S_Vetka  
2 дня назад; 14.01.2021, 13:25
Стаксель
с 2022  и далее дешевое будет относится к запасам
Пункт 5  ФСБУ 6: "При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены."

Период когда понесены затраты на приобретение - это когда купили, или когда передали в производство? 
Вроде бы напрашивается - когда понесены расходы, т.е. передача в производство. Но по БМЦ в РекомендацииР-122 (по спец.средствам производства) не связывает списание остатков, числящихся на начало 2021 года с моментом передачи их в эксплуатацию. Предлагается списать все - и что передано в эксплуатацию, и что на складе еще лежит. И кроме того, ФСБУ 5 не устанавливает правила учета для объектов со сроком свыше 12 месяцев. А ФСБУ 6 решили по таким не применять.. И какие правила учета тогда действуют?
Редактировано 2 раза; последний раз - 2 дня назад.
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.