Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Форум – Аудит: теория и практика

Обсуждаем:

Re: Условные активы и обязательства. Раскрытие в отчетности

Оксана  ee01  
22.01.2021, 16:06
Елена, у нас подобная история, другое нарушение, но возражения не читали точно, т.к. кроме всего прочего, были допущены опечатки уполномоченным экспертом по определению нарушений из Классификатора (Код один, а нарушение другое). Отчет по проверке со слов специалиста отдела, по телефону, без изменений, поэтому нам утвержденный не дали. 
Еще одно интересное нарушение: единственный участник, он же ген.директор, а у нас в АЗ нет фразы:"лица, отвечающие за корпоративное управление несут надзор...". На вопрос, а кто должен надзирать за единоличным собственником?, маловразумительный ответ: кто-то должен! С формулировкой нарушения: не верно определены ЛОКУ!   
 А как же МАС 700 п.35 "В этом разделе аудиторского заключения также должны быть указаны лица, ответственные за осуществление надзора за процессом составления финансовой отчетности, если лица, ответственные за выполнение такого надзора, отличны от лиц, выполняющих обязанности, описанные в п.34 (т.е. руководства).
avatar 23.01.2021, 16:21
Оксана
Еще одно интересное нарушение: единственный участник, он же ген.директор, а у нас в АЗ нет фразы:"лица, отвечающие за корпоративное управление несут надзор...". На вопрос, а кто должен надзирать за единоличным собственником?, маловразумительный ответ: кто-то должен! С формулировкой нарушения: не верно определены ЛОКУ!   
 А как же МАС 700 п.35 "В этом разделе аудиторского заключения также должны быть указаны лица, ответственные за осуществление надзора за процессом составления финансовой отчетности, если лица, ответственные за выполнение такого надзора, отличны от лиц, выполняющих обязанности, описанные в п.34 (т.е. руководства).
Имеет смысл обжаловать далее по установленной процедуре. Указанное Вами замечание противоречит указанному Вами пункту 35 МСА 700.
Оксана  ee01  
23.01.2021, 21:13
Григорий, это не единственное нарушение, есть ещё такое: инициативный аудит, 4 формы без ПЗ, не достаточно,  существенное неустранимое, специально назначенное лицо по противодействию не прошел обучение, операций по 7.1 не осуществляли, существенное устранимое,  как жаль, что вы не в контроле качества) мы готовим жалобу в Правление, есть надежда, что там услышат(
Андрей  cc19  
24.01.2021, 01:55
Оксана
инициативный аудит, 4 формы без ПЗ, не достаточно
Тут крайне сложно оспорить.
Согласен с экспертами. Инициативный аудит не отличается по требованиям от обязательного и БФО д.б. представлена в полном объеме.
Возможно сама организация не подлежит обязательному аудиту. Тогда имеет право составлять БФО по упрощенной форме, но это формы 1 и 2. А тут не рыба, не мясо.
avatar 24.01.2021, 21:08
Оксана
Григорий, это не единственное нарушение, есть ещё такое: инициативный аудит, 4 формы без ПЗ, не достаточно,  существенное неустранимое, специально назначенное лицо по противодействию не прошел обучение, операций по 7.1 не осуществляли, существенное устранимое,  как жаль, что вы не в контроле качества) мы готовим жалобу в Правление, есть надежда, что там услышат(
Я не в комиссии по контролю качества СРО ААС, там и так 16 человек. Тем не менее, я продолжаю заниматься контролем качества, в частности - продолжаю быть уполномоченным экспертом по контролю качества в СРО ААС, продолжаю оставаться членом рабочей группы ФК по разработке Классификатора нарушений, продолжаю оставаться членом комиссии по контролю качества Рабочего органа САД.
.
По сути нарушений, которые Вы описали, могу сказать личное мнение -  если бы они мне попались на ВККР,  я бы, по-видимому, написал в акте проверки то же самое. То есть, я убеждён, что это действительно нарушения, и насчет отсутствия пояснений в составе отчетности (существенное неустранимое, по крайней мере отсутствие раскрытия информации по п.25 ПБУ 4/99 о концепции подготовки отчетности является существенным нарушением вне зависимости от того, инициативный аудит или обязательный), и в отношении отсутствия спецобучения у лица, ответственного за ПОД/ФТ (это существенное устранимое, и с 18.03.2019 года из-за поправки в 115-ФЗ для этого вопроса неважно, осуществляет аудиторская фирма операции по 7.1 или не осуществляет).  Я, конечно, не могу оценить Ваши шансы оспорить эти нарушения, но мне кажется, что весомых аргументов по оспариванию сути нарушений тут нет.

Что же касается ситуации с нераскрытием инфоормации о вознаграждениях руководства, то обсуждение было, все аргументы тут уже высказаны. Неоднозначный вопрос для конкретной ситуации, когд аединоличный собственник является директором. Однако, аргументы по несущественности только лишь из-за малости вознаграждения в количественном выражении тут, я убеждён,  не пройдут. 
avatar 24.01.2021, 22:16
А вот, кстати, мнение коллег из комитета по стандартизаии и методологии из свежих методических материалов СРО ААС (выложены в личном кабинете на сайте СРО)

    Приложение № 3
К вопросу 7 заседания Правления СРО ААС от 29.12.2020

Методические материалы и шаблоны,
принятые Комитетом по стандартизации и методологии аудиторской деятельности
СРО ААС и согласованные с Комиссией по контролю качества СРО ААС


Методические рекомендации по порядку принятия аудиторского задания при отсутствии пояснений к бухгалтерской отчетности

...6. Согласно п.А3 МСА 200, подготовка финансовой отчетности руководством требует:
• определения применимой концепции подготовки финансовой отчетности с учетом всех соответствующих законов или нормативных актов;
• собственно подготовки финансовой отчетности в соответствии с этой концепцией;
• включения исчерпывающего описания этой концепции в финансовую отчетность
7. Следовательно, бухгалтерская (финансовая) отчетность, представленная для аудита, должна включать, как минимум, исчерпывающее описание применимой концепции подготовки финансовой отчетности.
8. Согласно требованиям п.3 МСА 210, аудитор может принять задание на аудит только в том случае, если имеются обязательные условия для проведения аудита, и аудитор и руководство организации достигли одинакового понимания условий задания. Обязательные условия для проведения аудита приведены в п.6 МСА 210, в частности, к ним относится определение концепции подготовки финансовой отчетности.
9. Далее, в соответствии с п.8 МСА 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита" аудитор должен проинформировать руководство организации обо всех искажениях, выявленных в процессе проведения аудита. (п. 4 (а) МСА 450).
10. В соответствии с пунктом п.8 МСА 450 аудитор должен своевременно проинформировать руководство о выявленных искажениях и попросить руководство их исправить.
11. Таким образом, отсутствие пояснений к бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с концепцией общего назначения, подлежащей обязательному аудиту, на этапе принятия задания не является основанием для отказа от принятия задания. При этом аудитор должен проинформировать руководство организации об отсутствии существенной информации и предложить руководству дополнить бухгалтерскую отчетность соответствующими пояснениями.
Оксана  ee01  
25.01.2021, 14:59
Григорий, спасибо за мнение, просто ранее в обсуждении вы высказывали противоположную точку зрения, по инициативному аудиту субъекта малого предпринимательства, речь как раз о таком случае (организация, субъект малого, по критериям не подлежит обязательному аудит), со ссылкой на п.85 Положения №34н, "субъекты малого имеют право не предоставлять ПЗ", и считали мнения контролеров по существенному нарушению в данном случае неверными. Кроме того, в обсуждении по теме "Обязанность аудиторов...по исполнению требований по ПОД/ФТ", также вами было подчеркнуто о неравнозначном подходе при проверке АО, осуществляющих и не осуществляющих операции, перечисленные в ст.7.1 115-ФЗ. Видимо в СРО ААС уполномоченные эксперты проходят специальную подготовку(((
Если вас не затруднит, просто интересно на будущее, дайте пожалуйста ссылку на НПА, где сказано о необходимости специального ежегодного обучения по ПОД/ФТ ответственного лица, для всех аудиторских организаций, независимо от того, какие услуги они оказывают. Федеральный закон №33-ФЗ от 18.03.19г., Постановление Правительства №492 от 29.05.14., речь идет об организациях " осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом".  
Исправлений: 1; последнее - в 25.01.2021, 15:46.
avatar 28.01.2021, 21:55
Оксана, раньше было раньше, раньше приказ 66н Минфина был в другой редакции. А сейчас в нём написано следующее:

6. Установить, что организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
(в ред. Приказа Минфина России от 06.04.2015 N 57н)
б) в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.


Приказ Минфина 34н вместе с его пунктом 85 действует только в части, не противоречащей последующему документу того же уровня, то есть - приказу Минфина № 66н.

Что касается Вашего вопроса о необходимости специального обучения для лица, ответственного за ПОД/ФТ, то и здесь - раньше было раньше, а сейчас это сейчас.
Всё изменилось 18 марта 2019 года, поскольку поменялись требования ко всем субъектам ст.7.1, в том счисле и к ЛЮБЫМ аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам. Все что я писал в обсуждения храньше - относилось к версии 115-ФЗ до этой поправки.

А сейчас сначала читаем ч.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции от 18.03.2019):

2. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в статье 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и реализует целевые правила внутреннего контроля, может назначать одно специальное должностное лицо, ответственное как за реализацию правил внутреннего контроля, так и за реализацию целевых правил внутреннего контроля....
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, целевых правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, 


А далее читаем Постановление Правительства от 29.05.2014 № 492

1. К специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются следующие квалификационные требования:
а) наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление", либо по направлению подготовки "Юриспруденция", а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
б) прохождение в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

И далее вспоминаем, что аудиторские организации и ИА поименованы в статье 7.1 (конкретно - в части 2.1).

Поскольку субъектов ст.7.1 115-ФЗ (и аудиторские организации с ИА в том числе) с 18.03.2019 полностью приравняли в смысле обязанности соблюдать квалификационные требования, определяемые постановлением Правительства, к тем, кто был там поименован изначально (организациям, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом), то постановление правительства № 492, определяющие эти квалификационные требования. с 18.03.2019 стало распространяться и на аудиторские организации, индивидуальных аудиторов.

Так что я не вижу никаких перспектив в Вашем обжаловании конкретно этих вопросов. До изменений законодательства (приказа МФ 66н и закона 115-ФЗ) были аргументы, сейчас их нет.
Исправлений: 3; последнее - в 28.01.2021, 22:05.
Оксана  ee01  
29.01.2021, 13:04
Григорий
115-ФЗ ст.7.1 п.2.1. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.(пункт кстати введен 23.04.18г.)
Иных обязанностей данный пункт закона как будто не содержит, аналогично ст.7.1.
Тогда что это за "организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом"? Может я чего-то недопонимаю иил читаю не так((( Да мы внесли изменения в Правила по ПОД/ФТ после 18.03.19г., где предусмотрено, что в случае если АО будет оказывать услуги , связанные например с управлением имуществом клиента или его денежными средствами, то АО обязано назначить специальное ответственное лицо со всеми вытекающими.
avatar 29.01.2021, 15:44
Оксана
Иных обязанностей данный пункт закона как будто не содержит, аналогично ст.7.1.
К сожалению, Вы неправильно читаете статью 7.

2. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в статье 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и реализует целевые правила внутреннего контроля, может назначать одно специальное должностное лицо, ответственное как за реализацию правил внутреннего контроля, так и за реализацию целевых правил внутреннего контроля....

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, целевых правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, 


Аудиторы являются субъектом статьи 7.1.
То , что они поименованы в части 2.1. статьи 7.1, а не части 1 статьи 7.1 - не имеет значения.

Можете еще почитать позицию регулятора по данному вопросу:
Информационное сообщение Минфина России от 10 апреля 2019 г. № ИС-аудит-29 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"
О роли аудиторов в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ).

[auditor-sro.org]

Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), среди прочего, определяет роль лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, а также аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов <1>, в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ).

Федеральным законом от 18 марта 2019 г. N 33-ФЗ уточнены и конкретизированы обязанности указанных лиц в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. С этой целью данным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон N 115-ФЗ.
Изменения в Федеральный закон N 115-ФЗ вступили в силу 18 марта 2019 г.
...
Аудиторы при оказании аудиторских услуг обязаны в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ:
...
2) назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также требования к подготовке и обучению кадров определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 N 492;
Оксана  ee01  
29.01.2021, 22:01
Григорий, ну что ж, будем учиться все( читать между строк😉
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.