Понятно. Два дня тишины. Как у МЧС… ))
Тогда, для обсуждения предлагаю тезисы. Не конкретные формулировки, а именно «тезисы», появившиеся в ходе анализа экспертами Совнадзора практики выполнения ФК государственная функция по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в соответствии с п.2 Указа Президента РФ от 02.02.2016 N 41 о передаче вышеуказанной функции Федеральному казначейству в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора:
1. В срочном порядке разработать, утвердить и ввести в действие Регламент исполнения ФК функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ (далее - Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»).
Представляется не корректным, при исполнении функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, ссылаться на Административный регламент организации (Росфиннадзора) упраздненной почти 4 года назад Указом Президента РФ от 02.02.2016 № 41.
В Административном регламенте исполнения РФН государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций установлены сроки и последовательность административных процедур (административных действий) упраздненного РФН, порядок взаимодействия между упраздненными структурными подразделениями упраздненного РФН, ее упраздненными территориальными органами, уволенными должностными лицами, порядок взаимодействия упраздненного РФН и ее упраздненных территориальных органов (находящихся ранее по адресам, указанным в Приложении №1 к АР РФН) с аудиторскими организациями и прочее. Представляется, что регламент упраздненного Росфиннадзора не должен применяться к деятельности действующего Казначейства, и проверяемые аудиторские организации не должны проводить мысленные параллели между деятельностью упраздненных структурных подразделений упраздненного РФН и действующими подразделениями действующего ФК.
2. Регламент исполнения ФК функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» должен четко прописывать:
- порядок проведения проверочных процедур;
- реальные сроки поведения проверочных процедур;
- реальные сроки запрашиваемых документов и информации и т.д.
3. Программа проведения выездной проверки должна содержать реальный перечень вопросов, которые могут быть проверенными в установленное законодательством время проверки и задачам госконтроля, установленным ФЗ «Об аудиторской деятельности», а не перечисление всех возможных направлений профессиональной деятельности аудиторских организаций.
4. Установленное законодательством время проверки должно соответствовать срокам проверки. Представляется недопустимым указывать в предписании на проверку «15 часов» и срок проверки в один месяц.
Возможно, при выполнения ФК государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, начинать с «документарной проверки», в соответствии со ст.11 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ. «Выездную проверку», в соответствии со ст.12 (п.3) в/у ФЗ назначать в случае «если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
5. Предварительно, до начала проверки, получать от СРОА информацию о выполнении аудиторской организацией всех формальных требований ФЗ «Об аудиторской деятельности»: Информацию об Уставе, органах управления, членстве в СРОА, повышении квалификации аудиторов, количестве штатных аудиторов, о достоверности представляемых форм статотчетности и прочее. Это позволит сэкономить время проверяющих и проверяемых на сбор и дублирование имеющейся и проверенной информации. Исключить из Программ и запросов информацию, за которой достоверностью которой следит СРОА (копия Устава и т.д.).
6. В ходе проверки Проверять ОЗХС, определенных частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», а не все подряд.
7. Проанализировать необходимость представления огромного количества выданных АЗ, и комплектов рабочих документов.
8. В обязательном порядке согласовывать с СРОА сроки проведения проверки, перечень вопросов и период проверки, во избежание дублирования. Возможно, ввести обязательность включения представителя СРОА в состав проверяющей группы ФК.
9. Определить перечни документов, обязательных для представления проверяющим в копии и для ознакомления в пределах офиса.
10. Должны быть установлены реальные и выполнимые сроки представления запрашиваемых документов, исходя из того, что архивы могут находится вне места расположения аудиторской организации, а аудиторы, ответственные за проверяемый Проект, могут находиться на проверке у клиента, в т.ч. в другом городе.
11. Ввести обязательность подписания проверяющими «Обязательств о неразглашении персональных данных» и «Обязательств о неразглашении информации, содержащей коммерческую тайну» проверяемых аудиторских организаций.
12. Ввести предварительное согласование Акта с проверяемой организацией, чтобы представить возможность проверяемой организации представить свои объяснения, информацию и дополнительную документацию по выявленным фактам.
13. Пересмотреть Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, одобренный Советом по аудиторской деятельности от 15 декабря 2016 г., протокол № 29; с изменениями (
https://www.minfin.ru/ru/document/index.php?id_4=116920).
14. Представляется некорректным использовать термин «грубое нарушение» и в отношении уголовно наказуемых нарушений, как то выдача ложного аудиторского заключения, ст. 202 УК РФ) и в отношении нескольких фактов, не оказывающих никакого влияния на достоверность подтвержденной аудитором отчетности.
15. Не допускать превращения нескольких несущественных фактов, перечисленных в Акте проверки, являющихся по мнению проверяющих «нарушениями», в «грубое, существенное нарушение» стандартов в резюмирующей части Акта.
16. Должна быть четко определена структура Акта. Представляется, что в Акте должны быть отражены результаты проведенных в соответствии с утвержденной Программой проверочных процедур, а не только выявленные факты, квалифицируемые по мнению проверяющих как «нарушения».
17. В результирующей части Акта проверки аудиторской организации не должно выражаться мнение самих проверяющих с квалификацией выявленных ими фактов, тем более, учитывая необходимость подписания Акта и руководителем аудиторской организации.
18. Представляется бессмысленным цитирование на 80% объема Акта текстов действующих МСА и пр. нормативных документов. Вполне достаточно ограничиться ссылками на них.
19. Ввести обязательную аттестацию сотрудников ФК, участвующих в осуществлении государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», на знание не только перечисленных на сайте ФК нормативных документов, но и регулирующих предпринимательскую деятельность организаций определенных частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и бухучета.
Поскольку основное направление исполнения государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, приходится на аудит организаций определенных частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», а подписывать такие АЗ может только аудитор, имеющий «единый аттестат», значит и проверять «качество» их работы должны специалисты не меньшей квалификации: или с «единым аттестатом», или сдавшие аналогичные экзамены в ЕАКе по программе
«Государственный контролер качества работы аудиторских организаций, определенных частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Проверять должен «равный равного». (Медсестра не должна проверять и оценивать качество работы сертифицированного кардиохирурга).
20. Ввести обязательное ежегодное повышение квалификации сотрудников ФК, участвующих в выполнении государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» .
Это «тезисы». Буду признателен форумчанам, имеющим опыт работы с ФК, за высказанное мнение, критику, предложения. Это наша профессия, это наша жизнь и мы не должны оставаться безучастными к ее организации и развитию.
Окончательный вариант предложений по совершенствованию и повышению эф-сти выполнения ФК государственная функция по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций будет подготовлен и направлен в ФК в середине января 2020 года.
Всех форумчан с наступающим Новым годом!
С уважением, Алексей Руф
Исправлений: 2; последнее - в 30.12.2019, 12:17.