Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Новая концепция аудита

09.10.2019, 16:57
В данной ветке мы будем обсуждать вопросы, связанные с изменением подхода к аудиту, аудиторской деятельности и статусу аудитора. Новые подходы были озвучены на конференциях СРО Содружество, опубликована статья в журнале "Аудит" №4 2019г.
Речь будет идти о новой концепции аудита. Просим принять участие в обсуждении всех заинтересованных сторон.
avatar
Владимир  70ce  
09.10.2019, 17:16
На сайте журнала не нашел способа прочесть статью. Есть ссылки на указанную информацию? Или это ветка для избранных (посвященных в тему)? 
09.10.2019, 17:32
Владимир, выкладываем выдержки из статьи для ознакомления с основными проблемами
Вложения:
открыть | скачать - Для форума.docx (20.4 KB)
avatar
Торт  
09.10.2019, 17:41
Я, конечно, еще попробую вдумчиво перечитать, но пока что, при поверхностном прочтении, статья вызывает только недоумение.
avatar 09.10.2019, 20:02
Владимир Кизь
В данной ветке мы будем обсуждать вопросы, связанные с изменением подхода к аудиту, аудиторской деятельности и статусу аудитора.
у нас изменение интерфейса 1с вызывает негатив, а вы концепцию аудита хотите поменять. Я сомневаюсь, что большая часть аудиторов готова и хочет что то менять.

может сначало закончим с объединением СРОа и принятием законопроекта, а уже потом будем реформы обсуждать .
как то это все не своевременно,бессмысленно и даже попахивает нафталином.
avatar
Ольга  a7ff  
09.10.2019, 20:18
Возможно, изменение концептуального подхода актуально. 
Но, согласитесь, это применимо только в ситуации, когда бухгалтерская (финансовая) отчетности, вне зависимости от статуса ее продуцента, будет признана общественно-значимым информационным ресурсом, а фальсификация отчетности будет трактоваться как преступление против государства, как фальшивомонетничество. 
Пожалуй, начать необходимо с объекта аудита, а потом реформировать его (аудит), родимый. 
Анатолий  f3c2  
09.10.2019, 20:40
Ольга
когда бухгалтерская (финансовая) отчетности, вне зависимости от статуса ее продуцента
Этого не может быть, потому, что не может быть никогда©
Но может быть изменен перечень аудируемых лиц: т.е. аудит останется для организаций по п.3 ст.5 + тех, аудит которых предусмотрен специальными законами (госкорпорации, застройщики, лотерейщики и т.д.)
На обсуждаемую концепцию следует посмотреть еще и через призму новой концепции аудиторского экзамена: 11 модулей, вместо сегодняшних 3-х.... В силу возраста из аудита уходит "первая волна", она же самая многочисленная. И скоро неизбежно наступит "прогресс после прогресса", когда останется 5-6 тыс. аудиторов и тогда всё само собой отрегулируется...
Ekaterina  
09.10.2019, 21:13
Вполне нормальное, "витающее в воздухе" предложение. Скорее всего в конце реформ что-то такое и образуется, в том или ином виде. 
Согласна с Анатолием, что оно само как-то туда приплывет, просто по логике вещей. 
Гость (7c417)
09.10.2019, 21:34
Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!
Андрей  cc19  
09.10.2019, 21:42
Идеи достаточно очевидные, но вероятно практически не реализуемы (трудно реализуемы). 
Представляется, что планомерно лет 30 сближаясь с мировым сообществом в стандартах аудита, теперь идти своим путем как-то странно. Хотя России это не впервой, а м.б. в мировой практике есть что-то из предлагаемого в статье.
Много есть вопросов по конкретным пунктам. Например, самый простой или сложный вопрос - откуда брать деньги на обязательный аудит? 
То, что предлагается в статье скорее сделает из аудита государственную или около-государственную ревизию.

P.S. Однако, для меня независимость аудитора тоже остается большой загадкой. Как может быть независим аудитор, если он получает деньги от АЛ, высказывая мнение о ФО этого АЛ?
Ekaterina  
09.10.2019, 22:00
x0691,

"Сближаясь с мировым сообществом" это все таки некое преувеличение. Сближаясь "с некой  англосаксонской моделью, созданной в первую очередь для аудита глобальных наднациональных корпораций", так, наверное, вернее будет.
В других, в частности европейских странах, есть и другие модели, в том числе и похожие на описанные в данной статье. Тот же институт комиссаров во Франции. Много разных вариантов. И никто не мешает нам искать свой, имеющий практический смысл в наших условиях. 
Анатолий  f3c2  
09.10.2019, 22:23
Ekaterina
Тот же институт комиссаров во Франции.
Который не имеет ничего общего с отечественным аудитом финансовой отчетности...
Ekaterina  
09.10.2019, 22:39
Анатолий
Ekaterina
Тот же институт комиссаров во Франции.
Который не имеет ничего общего с отечественным аудитом финансовой отчетности...
Но имеет что то общее с содержанием обсуждаемой статьи.
Гость (7c417)
09.10.2019, 23:03
Анатолий, а есть ли он у нас, отечественный аудит? 
avatar
Escapist  
09.10.2019, 23:46
К сожалению, очередная вариация на тему «аудит создан для гарантированного прокорма аудитора». Странно обсуждать эволюцию аудита в отрыве от эволюции учета и отчетности и обе темы вместе в отрыве от эволюции финансового рынка. Точно также странно игнорировать как национальный, так и международный опыт трансформации аудиторской деятельности с нулевых. Разработку концепции разумно начинать с обзора текущего состояния, истории вопроса и актуальных вызовов отрасли и только крайне осторожно подходить к возможным ответам на эти вызовы. Во такую статью я бы с удовольствием почитал и поучаствовал в обсуждении.
10.10.2019, 07:02
Такое впечатление, коллеги, что живете вы в другом мире, не погружены в реальный аудит. Согласен с мнением, что "отечественный аудит" уже не существует. Аудиторские заключения "ПРОДАЮТСЯ" как правило в марте, перед сдачей БФО, цена на аудит ниже плинтуса, смертность аудиторов превышает рождаемость, происходит монополизации рынка- 30-40 фирм контролируют более 80 % аудиторского рынка и т.д. и т.п.. На аудит в РФ нет ЗАКАЗЧИКА. НИКТО не заинтересован в оценке достоверности финбух отчетности. И в 1-ю очередь руководитель организации, который заключает договор с аудитором, организации, которую государство о бременило провести ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ. Примером могут служить конкурсы аудиторов, на которых побеждают одни и те же аудиторы, которые, как правило, "выдают на гора" не модифицированные АЗ. В конкурсах на аудит ОЗХС участвует 250-260 фирм из 4000 и все!!! (кроме 3-4) имеют предписание или предупреждение от Федерального Казначейства. Продолжать? Спросите у пользователей наших услуг о наших услугах!
Владимир  2aad  
10.10.2019, 07:19
Какой бред, уже 5 лет, каждый год, слышим одно и тоже: Все плохо, будем все менять! В итоге мы имеем какие два вида аттестата, разницу между которыми особо не кто не знает, какие то списки ЦБ и т.д. и вечные слухи, кучу специалистов которые застряли где то на письменном экзамене. 5 лет живем в каком то негативе!!!!!! Почему кто то что то  решает за меня? новая концепция ?? а у нас старая была ? Такой хоккей нам не нужен !! 
S_Vetka  
10.10.2019, 08:37
Я в этой "концепции" тоже увидела очередной небольшой шажок в долгосрочной стратегии, результатом которой должен стать такой "огосударствленный" аудит, некая форма контроля со стороны государства: по его указке, по его расценкам, на его условиях..Ну и видимо в его же интересах, которые далеко не всегда равнозначны общественным. Зато в такую концепцию очень хорошо вписывается отмена аудита по критериям, укрупнение игроков и монополизация СРО. 
Пусич  afe4  
10.10.2019, 12:07
по 2-му: а разве сейчас нет ответственности аудитора за выдачу АЗ без проверки? То, что эта ответственность мало к кому применяется, я считаю, проблемы СРО и Казначейства, которые неэффективно работают по выковыриваю игроков с рынка, выдающих заключение без проверки, за 10 тыс. руб. И фактически это означает, что и СРО и Казначейство просто самоустранились от своих обязанностей.

по 3-му: централизованное распределение клиентов для аудита создает большие риски "коррупционной кормушки". Когда, чтобы получить клиента, ты будешь вынужден отслюнявить какому-то ответственному лицу в СРО.

по 4-му: я думаю перемена вывески с "предпринимательской" на "профессиональную" ничего не изменит. Я считаю, что нужно просто восстановить аудиторскую тайну. Чтобы ни ФНС, ни Росфинмониторинг, ни ЦБ, ни правоохранители и на пушечный выстрел не могли бы подойти к аудитору. Даже проверяя ООО, у которого учредитель сам бен Ладен, аудитор раскрывал бы аудиторскую тайну только по решению суда.

Немного от себя:
1. Почему бы СРО аудиторов не передать функции по регулированию бухучёта? Если аудитор выражает мнение о достоверности отчётности пусть он и определяет, как её составлять и вести учёт. Мне кажется именно СРО аудиторов должно разрабатывать и вносить изменения в РСБУ, переводить и вводить в действие новые МСФО, МСА. То, что этим сейчас занимается Минфин и ЦБ (в части поднадзорных ему организаций) это такой пережиток нашего совкого прошлого, от которого несет диким колхозом. 

2. Избавить аудитора от несвойственных ему функций в части проверки на финансирования терроризма и создания оружия массового поражения. Наш президент наплодил какое-то невообразимое количество правоохранительных органов. Пусть они и занимаются этим. Им законом даны для этого соответствующие полномочия. Аудитора же даже при запросе на внешние подтверждения банки подчас посылают по известному адресу, ссылаясь на банковскую тайну. И как это вообще должно выглядить? Неужели клиент принесет платёжку с основанием платежа "террористу Джамшуту на новый автомат"?????? Это бред. 

ИМХО
Исправлений: 1; последнее - в 10.10.2019, 12:13.
Андрей  cc19  
10.10.2019, 13:37
Пусич
Избавить аудитора от несвойственных ему функций в части проверки на финансирования терроризма и создания оружия массового поражения.
Это, к сожалению, тоже общемировая тенденция и на западе с аудиторов спрашивают и за коррупцию, и за легализацию.
Кампания по регистрации аудиторов в личном кабинете Росфинмониторинга развернулась, в частности, из-за проверки России ФАТФ (FATF) - межправительственной организацией по стандартам в сфере ПОД/ФТ. 
Пусич  afe4  
10.10.2019, 13:53
x0691
Пусич
Избавить аудитора от несвойственных ему функций в части проверки на финансирования терроризма и создания оружия массового поражения.
Это, к сожалению, тоже общемировая тенденция и на западе с аудиторов спрашивают и за коррупцию, и за легализацию.
Кампания по регистрации аудиторов в личном кабинете Росфинмониторинга развернулась, в частности, из-за проверки России ФАТФ (FATF) - межправительственной организацией по стандартам в сфере ПОД/ФТ. 
 Опять же ИМХО.

Я думаю будущее аудита это нечто среднее между классическим аудитом и рейтинговым агентством. Т.е. выдаешь и заключение и присваиваешь какой-то рейтинг кредитоспособности с обоснованием. Тогда можно будет говорить, что аудиторское заключение несет в себе какую-то информативную ценность. То, что мы сейчас вставляет одну и ту же рыбу в каждое АЗ: "по нашему мнению прилагаемая отчетность..." никому забесплатно не сдалось.
10.10.2019, 17:42
По-моему, ничего хорошего из предлагаемой "концепции" не выйдет.
1. Признать аудиторскую деятельность не предпринимательской, а профессиональной - возможно, это подошло бы для аудита микропредприятий, и не более того. А для проверки крупных организаций и холдинговых структур аудиторской фирме необходимо располагать серьезными, многопрофильнми кадровыми и информационно-техническими ресурсами, и их структурирование в единый комплекс для реализации бизнеспроцессов по проведению аудиторской проверки - задача по определению коммерческая. 
2. То же самое касается и предложения по утверждению единых тарифов на проведение аудита.  Какую такую волшебную формулу педлагается разработать для определения стоимости аудита, к примеру, ПАО Газпром или Сбербанка - хотелось бы увидеть конкретные предложения, но, скорее всего, это будет просто смешно. Максимум, что можно было бы слелать - это установить "минимальную стоимость" аудиторской проверки - но это, опять-таки, ориентировано больше на мелких клиентов.
3. Список лиц, которые могли бы подавать исковые заявления о признании АЗ заведомо ложными, можно расширить, но не до бесконечности. Если дать такое право всем желающим, то впоследствии количество попыток переложить ответственность за искажение отчетности с аудируемого лица на аудитора может превысить всякие разумные пределы.
Гость (7c417)
10.10.2019, 17:45
Какое удовольствие следить за реакцией некоторых представителей монополистов от аудита, когда их всего лишь слегка "потрогали за вымя".
Исправлений: 1; последнее - в 10.10.2019, 17:54.
10.10.2019, 17:57
Сергей, как раз монополисты-то все сумеют обратить в свою пользу. Введите единые тарифы на аудит - и останется 2 критерия для выбора аудитора - "квалификация" (численность аудиторов и других сертифицированных специалистов и количество ранее проведенных проверок) и "обеспеченность ресурсами". Тогда кроме первой десятки на рынке аудита вскоре никого не останется. А потери в доходах от "классического аудита" они легко восполнят за счет "дополнительных услуг" - на этот счет крупные фирмы большие мастера (как, впрочем, и фирмы поменьше). 
Гость (7c417)
10.10.2019, 18:34
SvetЛАНА
как раз монополисты-то все сумеют обратить в свою пользу.
В свою пользу они обратили сегодняшнее положение дел в аудите, практически подмяв его под себя. Хуже и быть не может. Так что, без госрегулирования здесь никак не обойтись. Будущее в России за госкорпорациями, к этому пониманию сегодня пришли и власти предержащие. 
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.