Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Форум – Аудит: теория и практика

Обсуждаем:

Рекомендации Аудитора (отчет) по запросу ФНС

26.06.2019, 13:08
Коллеги, добрый день!
Очень нужна Ваша помощь и совет!
У нашего клиента была районная выездная налоговая проверка за 2014-2015 гг., которая продлевалась, а затем контролировалась УФНС г. Москвы.
Теперь проверка за 2016-2018 гг. (длящаяся)
Налоговые органы прислали нам запрос (как аудиторам этой компании) о предоставлении им наших аудиторских заключений за этот период, а также рекомендаций, деловой переписки и т.д.
Обязаны ли мы предоставить это все?
Насколько я понимаю, наши рекомендации, переписка с клиентом, наши рабочие файлы и т.д. являются аудиторской тайной.
То есть аудиторское заключение обязаны предоставить, а все остальное нет?
Есть ли у налоговых органов "приоритетное" право, выходящее за пределы 307-ФЗ,  запрашивать все документы?
Заранее спасибо за советы.
26.06.2019, 14:29
Можно обратиться за консультацией в СРО. АЗ размещаются на определенных сайтах и сдаются в налоговую с отчетностью. Насколько известно, последние изменения законодательства сводятся к представлению документов определенных если они не представляются клиентом. Можно сделать запрос налоговой со ссылкой на это нововведение и в копии клиенту, с просьбой пояснить, отказался ли клиент представлять указанные документы. Остальное вроде пока не имели права запрашивать.
26.06.2019, 14:44
Спасибо. Но вот как раз и речь, что в требовании из ФНС ссылка на п. 1 ст. 93 НК РФ, а не на новое законодательство по п. 2 этой статьи.
26.06.2019, 15:23
[www.audit-it.ru]
ну и пишите ответ о том, что в рамках этой статьи что может быть истребовано.
26.06.2019, 15:25
avatar 26.06.2019, 15:31
ТатьянаП
Насколько я понимаю, наши рекомендации, переписка с клиентом, наши рабочие файлы и т.д. являются аудиторской тайной.
То есть аудиторское заключение обязаны предоставить, а все остальное нет?
кто вам сказал, что аудиторское заключение не относится к аудиторской тайне ?
Loi  
26.06.2019, 16:03
аудиторское заключение может не относится к аудиторской тайне, если клиент его раскрыл  в открытых источниках.

А всякого рода рекомендации и т.д., на раскрытие которых клиент согласия не давал, к налоговой тайне относится согласно статьи 9 Закона об аудите.

Поэтому, если истребуют по 93.1 нк рф, можно предоставить договор об оказании аудиторских услуг, акт, документы об оплате, а в остальной части требования отказать в предоставлении, сославшись на пункты 1,3 статьи 9 Закона об аудите, и на пункт 4 статьи 82 НК РФ.
avatar 26.06.2019, 22:38
ТатьянаП
Налоговые органы прислали нам запрос
Какой уровень лица, подписавшего этот запрос?
avatar 27.06.2019, 11:51
В последнее время нас стали заваливать адвокаты своими запросами. С начала года уже больше двух десятков таких поступило. Хотят получить информации о деятельности аудируемых лиц, а за непредставление таковой грозят ответственностью по ст. 5.39 КоАП. Тут есть порядок: разрешение должен дать клиент. К нему мы и адресуем адвоката, что такая информация может быть представлена только с письменного согласия (п.3 ст.9 Закона 307-ФЗ).  

А в двух случаях, скорее всего, адвокаты желающие затянуть процесс ходатайствовали в арбитражный суд о истребовании у аудиторской организации информации. В ответе на определение суда указывали, что  целью аудита  является выражение мнение о достоверности отчетности, аудит проводится на выборочной основе, в составе рабочих документов истребуемой информации нет. 

Так что самое веселое в аудите только начинается.
avatar
Торт  
27.06.2019, 14:12
Сорри за оффтоп. Вера, Вы написали, и вспомнил, что у нас тоже что-то подобное было. Товарищ из высше-среднего звена управления решил посудиться по сумме выплат при увольнении. Куда только ни написал, и нам тоже. Мол, вы же аудит проводили. Правда, увольнялся он в середине года, следующего за аудируемым периодом. Что он от нас хотел получить, так и не поняли.
S_Vetka  
27.06.2019, 15:50
Вообще-то в п.2 ст.93.2 идет речь о предоставлении документов, "служащих основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов)"  и при условии, что их в рамках выездной проверки не предоставил сам налогоплательщик.
Не очень понятно, каким образом АЗ, а также рекомендации и деловая переписка может являться документом, "служащим основанием" для исчисления налогов.. 
P.S. Аудиторам вменили сообщать о подозрениях в РФМ, передавать в налоговую доки - судя по приведенному примеру, налоговые органы очень широко трактуют перечень документов, которые могут истребовать у аудитора. В ближайшем будущем одно СРО, с очень сомнительной приставкой "само"... А мы точно аудиторы? Точно независимые? И точно ли мы работаем в интересах Общества? Не государства,не? А то как-то сомнение закралось..
Юрий  5add  
27.06.2019, 16:31

ст. 93.2 "Должностное лицо налогового органа по месту учета аудиторской организации вправе истребовать у аудиторской организации полученные ею при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, ...."
Во первых запрос должен быть по установленной форме КНД 1165214. Во вторых истребовать могут "документы полученные", например, письменная информация аудитора клиенту не является "документом полученным". При этом под документом понимается подлинник документа или его копия заверенная руководителем или нотариусом. Должны ли аудиторы предоставлять полученные и не заверенные в указанном порядке копии документов? Скорее всего не должны, поскольку без подлинника невозможно изготовить заверенную копию для налоговой. Остается вопросом: а если документы содержат персональные данные лиц в отношении которых проверка не проводится, например учредители? В правах налоговой  инспекции(ст. 31) не предусмотрено получение таких данных. Кроме того, запрос должен касаться только документов служащих основанием для исчисления налогов. Если  в требовании не указаны конкретные документы, аудитор не должен сам определять какие документы относятся к исчислению налогов и к нему не может быть претензий если какие то документы не представлены.
27.06.2019, 18:15
Грэг, добрый день!
Заместитель начальника инспекции. Причем двух: инспекция нашего Клиента и наша инспекция.
27.06.2019, 18:22
Добрый день! Спасибо всем большое за советы и помощь!
Суть вот в чем глубже: при проверке Управлением за 2014-2015 гг. у Клиента было изъятие документов. Среди них наш отчет Клиенту. В Акте об итогах проверки написано почти: аудиторы предупреждали.
Скорее всего, хотят и в следующих годах (2016-2017 гг.) посмотреть риски, указанные нами.
И ссылка в требовании только на п. 1 ст. 93 НК РФ
К Клиенту тоже пришло такое же требование, зеркальное!
27.06.2019, 21:14
Гарант дал 3  статьи по теме, может поможет
Вложения:
открыть | скачать - Истребование_документов_(информации)_у аудитора.rtf (141.8 KB)
открыть | скачать - Порядок_исполнения_аудитором_требования налогового органа.rtf (105.3 KB)
27.06.2019, 21:16
-
Вложения:
открыть | скачать - Порядок_истребования_документов_(инфор) у аудитора.rtf (134.5 KB)
avatar
Escapist  
28.06.2019, 00:19
ТатьянаП
 Среди них наш отчет Клиенту. В Акте об итогах проверки написано почти: аудиторы предупреждали.
Казалось бы ещё лет 15 назад должно было пропасть желание писать про налоговые риски в каких-то формальных отчётах в адрес клиента, при чистом заключении. Если желание "помочь" клиенту настолько нестерпимое, его вполне можно реализовать в устной форме. Или в отдельных проектах по налоговому консультированию вне связи с аудитом.
avatar 28.06.2019, 01:13
ТатьянаП
Грэг, добрый день!
Заместитель начальника инспекции. Причем двух: инспекция нашего Клиента и наша инспекция.
Понятно. Мне думается следующее.
На аудиторов распространяется ст. 93.2 НК.

НК РФ Статья 93.2. Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)

(введена Федеральным законом от 29.07.2018 N 231-ФЗ)

1. Должностное лицо налогового органа по месту учета аудиторской организации (индивидуального аудитора) вправе истребовать у аудиторской организации (индивидуального аудитора) полученные ею при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 5 части 7 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", документы (информацию) на основании решения руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, об истребовании документов (информации).
2. У аудиторской организации (индивидуального аудитора) налоговым органом могут быть истребованы документы (информация), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), в случае, если такие документы (информация) были истребованы у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в соответствии с настоящим Кодексом и не были представлены в налоговый орган указанным лицом в установленном порядке при проведении в отношении его выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. В этом случае указанное в пункте 1 настоящей статьи решение должно содержать следующие сведения:
реквизиты решения о проведении выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, в рамках которых возникла необходимость истребования документов (информации) у аудиторской организации (индивидуального аудитора), предмет проверки и период, за который она проводится;
дата направления налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) требования о представлении документов (информации) и срок представления истребуемых документов (информации);
сведения о факте непредставления в установленный срок документов (информации) проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом), о получении от указанного лица уведомления о невозможности представления запрашиваемых документов (информации) или о его отказе от представления запрашиваемых документов (информации);
сведения об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе), проводившей аудит и (или) оказывавшей прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, указанные в пункте 1 настоящей статьи, за периоды, входящие в периоды проверки: наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер;
реквизиты или иные сведения, позволяющие идентифицировать аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) запрашиваемые документы (информацию).
Требование о представлении документов (информации) с приложением копии указанного в настоящем пункте решения направляется налоговым органом аудиторской организации (индивидуальному аудитору) после истечения срока представления в установленном порядке документов (информации) налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом).


"Письменная информация", Аудиторское заключение", рабочие документы аудитора -  не являются документом, ПОЛУЧЕННЫМ аудиторской организацией "при осуществлении аудиторской деятельности".

Что касается второго варианта -  требование о предоставлении просто "документов (информации)", то это  возможно только "на основании решения руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, об истребовании документов (информации)". То есть, это уровень центрального аппарата ФНС, его руководителя или заместителя .   Зам начальника территориальной инспекции -  Это явно не тот уровень, который позволяет запрашивать "просто " сведения и документы, если они не были получены от аудируемого лица.
28.06.2019, 09:25
Доброе утро!
Спасибо большое!
Простите, пожалуйста, уточню на всякий, чтобы точно знать, что я все правильно поняла))
Поскольку все полученное аудитором является аудиторской тайной, с нас ничего налоговые органы не могли "запросить", вернее получить, потому что есть норма закона 307-ФЗ. Поэтому аудиторам "выделили" п. 2 ст. 93 НК РФ. Согласно этой норме, мы должны предоставить документы, являющиеся основанием для ИСЧИСЛЕНИЯ налоговой базы (наши аудиторские доказательства - копии, полученные при проверке).
При этом получить от нас эти документы можно, если:
1. Мы их получили у клиента с 01.01.2019 (то есть при проверке в этом году);
2. это документы, касающиеся учета, например, доходов, расходов (но не только) и т.д.;
3. требование подписано уполномоченными лицами Управлением ФНС.

Таким образом, поскольку у нас запрашивают по п. 1, а не по п. 2 статьи 93, мы можем говорить, что "все в сад"? То есть типа, если хотите спросить, то по п. 2 спрашивайте и только то, что имеем сегодня, а не в 2016-2018 гг., да еще и по установленной форме КНД 1165214 (спасибо, Юрий, у нас другая форма требования).

То есть смело ссылаемся на 307-ФЗ и можем предоставить только акты об оказании услуг, договоры на аудит (и то не обязаны)?
28.06.2019, 09:26
Большое спасибо за все ссылки!
И спасибо всем за помощь! )) Чудесного и доброго дня!
28.06.2019, 09:34
Людмила,спасибо за статьи!!)
x0691  
02.07.2019, 17:31
Обращаю внимание на обязательное условие: запрашиваемые у аудиторов документы не должны были быть представлены в налоговый орган клиентом аудитора в установленном порядке (ч.2 ст.93.2 НК РФ). Наши коллеги в черноземье отказывали ФНС, поскольку не было указано, что запрашиваемые документы не были получены от налогоплательщика.
avatar 03.07.2019, 11:45
ТатьянаП
При этом получить от нас эти документы можно, если:
1. Мы их получили у клиента с 01.01.2019 (то есть при проверке в этом году);
вовсе нет. норма не распространяется на период проведения проверки. 
если вы аудировали лицо и пять лет назад, то у вас могут затребовать и документы и за эти периоды.

как только это норма появилась в НК РФ мы с юристами и коллегами обсуждали и пришли к выводу, что эта норма практически неработающая:
- проверка проводится выборочно и не в отношении налогооблагаемой базы для исчисления и уплаты налогов, т.е. цель аудита не расчет налогов.
- кроме того, вы не обязана хранить документы, даже те которые попали в выборку. т.е. у вас по факту может и не быть документов для расчета налогооблагаемой базы, а если и есть, то не факт того, что они достаточны для исчисления налогооблагаемой базы.
- к тому же у вас копии документов. и хорошо что если они заверены хотя бы аудируемым лицом.
т.е. по факту вы не можете представить документы для расчета налогооблагаемой базы. а если что то и представляете, то обязательно нужно указывать на ограничение на использование таких документов по выше приведенным причинам.
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.