Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Форум – Аудит: теория и практика

Обсуждаем:

Аудит некредитных финансовых организаций за 2017 год

Алексей  68ee  
15.01.2018, 09:11
Здравствуйте, уважаемые аудиторы! Пишу со стороны клиента (основной вид деятельности -- получение вознаграждения за оказание консультационных услуг). 
Полагаю, многие из вас знают, что для некредитных финансовых организаций (НФО) с января 2017 года применяются свои отраслевые стандарты. В совокупности с изменениями 402-ФЗ и ПБУ 1/08 у нас накапливается множество вопросов, связанных с грядущим аудитом отчетности по ОСБУ (мы применяем 532-П) за 2017 год. 
В частности, есть следующий вопрос:
- в положении 487-П "...учета доходов, расходов..." (п.7.1) есть ссылка на IFRS 15 по выручке, который обязателен к применению только с 01.01.18. К сожалению, норма по какой-то причине императивная, хотя если смотреть пример с IFRS 9 (обязателен с 01.01.18, по-моему, кроме страховщиков), то ЦБ РФ выделил отдельные нормы для тех, кто решил применять IFRS 9 досрочно. C 487-П и IFRS 15, на мой взгляд, получилось некоторое недоразумение, возможно связанное с отсутствием времени у разработчиков и низкой активностью субъектов учета по отправке комментариев к проекту. 
Какие можно ожидать замечания в отчете аудиторов, если мы не будем применять IFRS 15 (вместо IAS 18) 2017 году, ссылаясь на отсутствие обязательности его применения в этом периоде? С точки зрения возможных искажений -- адекватно оценить влияние на финансовую отчетность норм IFRS 15 сейчас проблематично, учитывая отсутствие практики применения в НФО и взаимодействия с аудиторами. Пока есть предположение, что в рамках года величины признаваемой выручки (вне зависимости от вида обязанности к исполнению) и сопутствующих затрат по договорам не будут существенно отличаться от величин, которые были бы признаны по IAS 18. 
Исправлений: 4; последнее - в 15.01.2018, 13:00.
15.01.2018, 11:23
есть аудит общей отчетности по 66 н, есть для ЦБ отчетности. Разные вещи.
С 2018 см. проект изменения в 66н здесь комментировали, у НФО не будет отчетности по 66н.
Алексей  68ee  
15.01.2018, 11:47
Людмила
есть аудит общей отчетности по 66 н, есть для ЦБ отчетности. Разные вещи.
С 2018 см. проект изменения в 66н здесь комментировали, у НФО не будет отчетности по 66н.
Вы не могли бы пояснить, в чем разница для аудиторов? В том году нам подтверждали достоверность отчетности 2016 года по 66н (попадаем под критерии обязательного аудита), в этом должны по 532-П. 
Исправлений: 3; последнее - в 15.01.2018, 11:52.
15.01.2018, 11:49
это разная отчетность и разный аудит. Вы разберитесь, что вам нужно, и соответственно ищите ответ на свой вопрос.
Алексей  68ee  
15.01.2018, 12:02
Людмила, не совсем понятно, о чем речь. Отчетность по 532-п для нас единственная бухгалтерская (финансовая) отчетность, которая утверждается СД и подлежит аудиту на основании ст.5 307-ФЗ. При заключении договора с аудиторами это будет исчерпывающая информация.
avatar
Escapist  
15.01.2018, 12:20
Не буду комментировать обязателен или нет IFRS 15 для НФО за 2017. Скорее всего вы правы, и это техническая ошибка в 532-п. Самое правильное - составителю отчетности направить запрос регулятору.

В общем случае если вы будете вести учет по неприменимому стандарту, то аудиторы должны будут оценить эффект искажения показателей. Аналогично с точки зрения не соответствующих новому стандарту раскрытий. Если подтвердится версия, что НФО нужно было применять IFRS 15, то путь наименьшего сопротивления (риска замечаний) написать, что они применен и сделать необходимые раскрытия, а учет выручки не менять. 

Собственно, с высокой вероятностью для вашего бизнеса

основной вид деятельности -- получение вознаграждения за оказание консультационных услуг
не должно быть разниц по учету между IAS 18 и IFRS 15. 
Алексей  68ee  
15.01.2018, 14:30
Escapist, спасибо за комментарий! 


написать, что они применен и сделать необходимые раскрытия, а учет выручки не менять. 
Видимо, так и придется сделать. Состав и содержание раскрытий у нас довольно жестко регламентированы по самому 532-п, а в порядке их заполнения ссылки на IFRS 15. Остается вопрос с учетной политикой, где нам надо было все-таки опираться на нормы нового стандарта, а по факту прописаны (и применяются) старые рельсы (впрочем, без упоминания стандартов).

Тема с применением МСФО 15 с января 2017 года тянется в отраслевых стандартах еще с проектов ЦБ от 2015 года, когда не было ни указания IASB от сентября 2015 года по переносу сроков применения с 2017 на 2018, ни переведенной версии от Минфина. Увы, в дальнейшем ЦБ так и не обновил свои стандарты в части учета выручки, а проф.сообщество молчало.
15.01.2018, 20:42
Для НФО порядок применения стандартов следующий
РСБУ
ОСБУ
МСФО
Если какие то положения ЦБ прописал в своих стандартах не важно применяется это МСФО вы должны применять
Алексей  68ee  
16.01.2018, 09:01
Алла, в целом я согласен, но поле для толкований и интерпретаций все-таки есть:

- ОСБУ напрямую ссылается на МСФО,  например "<...Величина выручки от продажи товаров, выполнения работ, предоставления услуг, использования активов оценивается в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 15...>";

- в ОСБУ 532-П и 487-П есть норма следующего содержания: 
"При применении настоящего Положения некредитные финансовые организации руководствуются МСФО и Разъяснениями МСФО, принимаемыми Фондом МСФО, введенными в действие на территории Российской Федерации, а также частью 12 статьи 21 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Если мы будем руководствоваться МСФО, то, как написал Escapist, мы должны декларировать применение МСФО 15. Только вот мы не обязаны по МСФО это делать в 2017 году, а из ОСБУ, 402-ФЗ и ПБУ 1/08 обязательство по досрочному применению не появляется. 
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.