Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Отзывы на законопроект 02/04/09-17/00072806 от 4 сентября 2017

avatar 05.09.2017, 11:16
Если у вас есть, что сказать о законопроекте по существу, пишите в эту тему. На regulation.gov.ru на обсуждение дали 10 дней и это красноречиво говорит о том, хотят ли там услышать общественное мнение. Поэтому сначала добавляйте отзыв на http://regulation.gov.ru/projects#npa=72806, а потом дублируйте здесь, чтобы все видели и потом не говорили, что аудиторы промолчали (подписываться желательно настоящими Ф.И.О.).

По отзывам из этой темы подготовим новость с мнениями аудиторов. 

P.S. Просто поговорить о тяготах аудиторской жизни в связи со сменой регулятора можно в другой теме.
Анатолий  f3c2  
05.09.2017, 11:18
Виталий Авдеев
можно в другой теме.
А в какой?
avatar 05.09.2017, 11:26
Ниже ответ Ю.Б. Авдеева на вопрос, решает ли законопроект проблемы.
------

Нет, не является способом решения проблемы.  Способом регулирования должны быть рыночные механизмы:

- объединение аудиторов в СРО следует осуществлять на основе профессиональной деятельности. Закон "Об аудиторской деятельности" не дает ответ на какой основе объединяются СРО. Вместе с тем закон О СРО прямо разделяет цели объединения:  "предпринимательская" и "профессиональная" деятельность и не допускает их смешения. Из-за отсутствия четкого понимания в этой части, мы имеем "гибридный" закон который пытается регулировать профессиональную деятельность юридических лиц, что является абсурдом, поскольку субъектом профессиональной деятельности могут быть только физические лица;

- субъектом отношений должен быть аудитор. В рамках трудовых отношений аудитора - это не возможно.  Аудитор может быть субъектом регулирования только как лицо свободной профессии.

- аудиторская организация должна быть  формой объединения усилий аудиторов  свободной профессии (товарищества), организационно-правовые формы (общества) основанные на объединении капитала для получения прибыли должны быть исключены, поскольку получение прибыли и осуществление качественной профессиональной деятельности, являются взаимоисключающими целями, поскольку в предпринимательской деятельности качество является компромиссом между прибылью и качеством;

- порядок выдачи квалификационного аттестата и его аннулирование следует привести в соответствие с законом "Об образовании", согласно которому приемка квалификационных экзаменов и выдача документа об образовании могут осуществлять только образовательные организации, аннулирование образовательных аттестатов возможно только в случае получения их с нарушением закона, запрет осуществлять деятельность реализуется через административную ответственность - "дисквалификация"; 

- в законе отсутствуют формы юридической ответственности  (дисциплинарная, административная, уголовная), которые заменены на "дисциплинарное воздействие" не имеющее юридического понятия и юридического основания. Термин "воздействие" не имеет юридического определения.

- в проекте закона отсутствует четкое понимание терминов "контроль" и "надзор", а также понимание процедур, которые стоят за этими терминами. Порядок проведения внешнего контроля качества контроля и осуществление надзора следует привести в соответствие с требованиями  Евросоюза (ДИРЕКТИВА 2006/43/ЕК ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА), которые Россия обязалась соблюдать. Согласно Директиве, "надзор" и "контроль качества" - это разные процедуры.

- осуществление полномочий надзорного органа Центробанком, приводит к конфликту интересов и противоречит требованиям Директивы Евросоюза и самому закону "Об аудиторской деятельности";

- согласно проекта, государственное регулирование возложено на Центробанк, который не является государственным органом и не может осуществлять государственное регулирование;


- право давать обязательные указания надзорного органа саморегулируемым организациям  аудиторов противоречит закону О СРО, который прямо запрещает давать обязательные указания СРО со стороны регулятора. Надзорный орган должен иметь права возбуждать административные и уголовные дела. Исключение из членов СРО или приостановление деятельности, должно осуществляться по результатам судебных решений. При наличии таких решений специальных указаний для СРО не нужно.
avatar 05.09.2017, 11:28
avatar 05.09.2017, 12:54
Мое мнение про критерии обязательного аудита – количественные критерии в принципе неэффективны и их величины с трудом объясняются логикой (400, 800…. почему не 100, не 1000?). Нужно исходит из событий, когда использование бухгалтерской отчетности допустимо в неподтвержденном виде, а когда должно быть подтверждено независимой стороной (аудитором). Дискуссию нужно вести о том, в каких случаях какой отчетности достаточно. Какая разница, сколько у меня выручки и сколько имущества, если моя отчетность никому не нужна, кроме директора, который к тому же собственник? И наоборот, если фирма относительно небольшая, но отчетность является источником информации при принятии пользователем значимых решений – без аудита не обойтись. Например, когда я продают квартиру, без разницы однокомнатная она или 10-тикомнатная, 1 млн. стоит или 100 млн. - с меня требуют согласие жены и не на словах, а заверенное нотариусом. Подробней об этом не так давно писал здесь.

В чем здесь профит для всех сторон:
- аудиторы получат уж точно не меньше клиентов чем сейчас;
- но эти клиенты будут теми, с кого это действительно следует требовать, а не "бедный малый бизнес, которому это нафиг не нужно";
- государство и бизнес получит бух. отчетность как надежный источник информации не просто "для всех чтобы был", а в соответствующих случаях, найдя таким образом баланс между затратами на аудит и выгодой от него.
avatar 05.09.2017, 13:11
Мнение по мин. количеству аудиторов в фирме. Критерий вовсе не имеет смысла, т.к. качество в первую очередь зависит не от количества аудиторов, а их ответственности. Если ответственности нет, аудитор ничем не рискует (ну исключат фирму из СРО, можно новую зарегистрировать), то и качество будет соответственным, хоть в фирме 3 аудитора, хоть 23. Вопрос, как организовать эту ответственность – дискуссионный. Авдеев Ю.Б., например, уверен, что внешний контроль непосредственно аудитора, состоящего в трудовых отношениях с организаций, невозможен - утопия (сегодня он здесь работает, завтра уволится, а проверять то нужно документы, которыми владеет фирма; и т.п.). Выход – отвечать должен аудитор-партнер-собственник и он будет обеспечивать качество работы сотрудников, а не за всеми 20 тыс. аудиторами контролерам гоняться.
05.09.2017, 15:47
Виталий Авдеев
Выход – отвечать должен аудитор-партнер-собственник и он будет обеспечивать качество работы сотрудников, а не за всеми 20 тыс. аудиторами контролерам гоняться.
Вот вот. Именно так. 
06.09.2017, 14:39
Виталий, полностью согласен. Только в том случае, когда АЗ действительно необходимо сторонним пользователям (неважно каким), можно говорить о "нужности" аудита. Даже если критерий поднять до 5 млрд., ничего в этом плане не измениться. Даже таким крупным компаниям (особенно ООО) нужна только бумажка и значимость аудита как такового мизерна. С другой стороны, сейчас банки тоже требуют АЗ при выдаче кредитов организациям, но им это нужно только для галочки. Они в любом случае проверяют фин.положение клиента по своему и на это АЗ им "фиолетово". А как заставить банк поверить аудитору, что АЗ по отчетности соответствует действительности?  
lucky777  
06.09.2017, 15:10
Алексей74
..... А как заставить банк поверить аудитору, что АЗ по отчетности соответствует действительности?  
В случае, если банк будет уверен, что аудитор, подписавший АЗ, несет полную за него ответственность.
Хрю  e284  
06.09.2017, 15:12
Алексей74,полагаю, что банки будут доверять аудиторскому заключению тогда, когда в основном завершится серия репрессиий-исключений недобросовестных АФ, точно также как и финансово-кредитных учреждений.

Банков-пылесосов больше не осталось.
                                  Набиуллина Эльвира

Продажных АФ больше не осталось.
                                  Набиуллина Эльвира
avatar
Miranda  9a9e  
06.09.2017, 15:13
Хрюкман, забыли добавить еще одно - Российского аудита и российских аудиторов не осталось.
06.09.2017, 15:16
Хрюкман, банки-пылесосы останутся всегда, и если из первой сотни банки до сих пор лишаются лицензии, то где гарантия, что после чистки среди АО не будет "продажных".
06.09.2017, 15:22
По поводу законопроекта, как на счет того, что он нарушает наши конституционные права. Мне аттестат выдал Минфин (ЦАЛАК) бессрочно, соответственно предполагалось, что на основании этого я буду осуществлять аудиторскую деятельность. Теперь предлагается тот аттестат взять и аннулировать. Надо было выдавать срочный аттестат и просто его не продлять без экзаменов. В этом случае было бы все законно, а сейчас получается, что старый аттестат вообще не дает право осуществлять аудиторскую деятельность (в рамках нового закона). Мне кажется это не законно.
Хрю  e284  
06.09.2017, 16:56
Алексей74
Хрюкман, банки-пылесосы останутся всегда, и если из первой сотни банки до сих пор лишаются лицензии, то где гарантия, что после чистки среди АО не будет "продажных".
Гарантий нет ни у кого. Существуют реалии. А реалии таковы, что рыночные механизмы в данном случае не работают. Аудируемое лицо (партнер покрупнее) всего младшего брата (аудитора) прогнет, а то последний денег не получит.
Если аудиторы старшими партнерами к бизнесменам станут - ситуация переворачивается.
Он, старший партнер, не дурак, чтобы прогибаться перед младшим. Ему легче послать младшего с кривой отчетностью.
06.09.2017, 17:04
Хрюкман, это можно достичь только в том случае, если каждый аудитор будет участником. Почему бы этого не сделать. Вот если действительно каждый аудитор будет в числе учредителей АФ на равных правах, тогда и ответственность повысится. То есть, АФ должна состоять только из участников-аудиторов по основному месту работу.  
Хрю  e284  
06.09.2017, 17:14
Приблизительно подобное я писал ранее.
Если кто к нотариусу кривой договор приносит, то нотариус его посылает, благо ему, нотариусу, клиентов с нормальными договорами всегда хватит.
Коп, сопровождающий доставку тела умершего в морг, никогда не пойдет на поводу у родственников умершего с их просьбами не делать вскрытие, благо трупов ему всегда хватит.
Также и для аудиторов.
Елена  ae90  
07.09.2017, 10:25
Призываем всех не безучастных подписать петицию в защиту интересов нашего профессионального сообщества с призывом к Государственной Думе и Совету Федерации отказаться от принятия поправок в части передачи полномочий регулирования аудиторской деятельности от Минфина РФ Центральному банку РФ.

change.org/p/президент-российской-федерации-просим-оставить-регулирование-аудиторской-деятельности-в-руках-государства
Хрю  e284  
07.09.2017, 11:01
Елена
Призываем всех не безучастных подписать петицию в защиту интересов нашего профессионального сообщества с призывом к Государственной Думе и Совету Федерации
Понимаете, в Росссии парламент - всего лишь совещательный орган. Припомните, за последние 10 лет были ли какие-нибудь трения-разногласия между Думой и Правительством или между Думой и Президентом. Авторитаризм русской культуры, т.е. царизм. По иному в России нельзя - ввергнется в хаос политической нестабильности.
Что для них наше профессиональное сообщество - это мышино-пенсионерское сообщество, на два порядка меньше, чем сообщество садоводов-огородников.
Хотят они (Путин, Медведев и Набиуллина) эффективный контрольный аппарат построить. Воля несгибаемая. Нам бы такую.
07.09.2017, 12:40
Хрюкман
Елена
Призываем всех не безучастных подписать петицию в защиту интересов нашего профессионального сообщества с призывом к Государственной Думе и Совету Федерации
Понимаете, в Росссии парламент - всего лишь совещательный орган. Припомните, за последние 10 лет были ли какие-нибудь трения-разногласия между Думой и Правительством или между Думой и Президентом. Авторитаризм русской культуры, т.е. царизм. По иному в России нельзя - ввергнется в хаос политической нестабильности.
Что для них наше профессиональное сообщество - это мышино-пенсионерское сообщество, на два порядка меньше, чем сообщество садоводов-огородников.
Хотят они (Путин, Медведев и Набиуллина) эффективный контрольный аппарат построить. Воля несгибаемая. Нам бы такую.
Правильно. Но авторитаризм нужно бы усилить, а то из-за недостаточного авторитаризма уже два раза страна разваливалась.
avatar 08.09.2017, 11:45
1) Согласно п.2 Статья 75 Контитуциии "Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти."
В Статье 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ,  Цели деятельности Банка России определены как:
защита и обеспечение устойчивости рубля;
развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
развитие финансового рынка Российской Федерации;
обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

При этом "Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами."

Подобная практика была закреплена по итогам Финансового кризисов 1995 -1998 годов, одной из причин которых было избыточное влияние текущих потребностей экономики на деятельность ЦБ РФ и ослабление внимания к  устойчивости рубля. 

2) В тоже время в Статье 114 Конституции РФ на к ведению Правительство Российской Федерации отнесено проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики,  осуществляет управление федеральной собственностью, осуществляет меры по обеспечению законности, охране собственности.

3) Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "Об аудиторской деятельности " под Аудиторской деятельностю понимает деятельность по проведению аудита (независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности).

Такми образом Аудиит выполняет функции надзора за достоверностью бухгалтерской (финансовой) отчетности всех субъектов экономической деятельности РФ в интересах как государственных институтов - статистики, огранов управления государственной собственностью, собственников комерческих организаций, общественных организаций и фондов.

Соотвественно после передачи функции надзора за аудиторской деятельности ЦБ РФ, возникнуть следующие противоречия.

1)  К ЦБ перейдет часть функций Правительсва РФ в сфере управление федеральной собственностью и охране собственности.

2) Государство лишается функции надзора за деятельность ЦБ РФ , в ввиде обязательно аудита ЦБ РФ, который даже в случае проведения не будет соответствовать требованиям Международных стандартов аудита и признаваемым внешними, в том числе международными пользователям.

3) Передача функций контроля над аудиторской деятельностью нарушает конституционный принцип отделения функции обеспечения устойчивости рубля и  управления прочей экономической деятельности, поскольку ЦЮ РФ будет оценивать качество отчетности и управления в том числе Юридических лиц, находящихся в государственной и муниципальной собственности, непосредственно входе контроля деятельности аудиторских организаций, либо путем обязательных указаний для аудитоорв и аудируемых лиц.

4)  В случае взыскания денежных средств с бюждета РФ в иностранных юристдикций (дело Нога, Юкос и т.д.) возможно обращение взыскание на собственность ЦБ РФ, вседствии признание его отвественности за ненадлежащий аудит (контроль за аудитом) или признание органом исполнительной всласти отвественного за защиту собсвенников в части, права на достоверное получение финансовой отчетности.

В вследсвии выше изложенного счтаю не целесообразным передау функции регулятора аудиторской деятельности ЦБ РФ,
Анатолий  f3c2  
08.09.2017, 11:53
Ученик волшебника
В вследсвии выше изложенного счтаю не целесообразным передау функции регулятора аудиторской деятельности ЦБ РФ,
Ученик, можете так считать и дальше, это Ваше право. 
Ученик волшебника
В случае взыскания денежных средств с бюждета РФ в иностранных юристдикций (дело Нога, Юкос и т.д.) возможно обращение взыскание на собственность ЦБ РФ
Ученик, это кто Вам такую несуразицу сказал?
Ученик волшебника
Передача функций контроля над аудиторской деятельностью нарушает конституционный принцип отделения функции обеспечения устойчивости рубля
Вот оно что, Михалыч! Оказывается от передачи функций еще и устойчивость рубля пошатнется... Кто бы мог подумать?
avatar 08.09.2017, 12:02
Анатолий, что бы кого-то убедить надо бить по болевым точкам.

Анатолий
Ученик волшебника
В случае взыскания денежных средств с бюждета РФ в иностранных юристдикций (дело Нога, Юкос и т.д.) возможно обращение взыскание на собственность ЦБ РФ
Ученик, это кто Вам такую несуразицу сказал?

Почитайте решение по Ноге и , там основной сработавший аргумент - не зависимость ЦБ и не способность доказать осуществление им функций государственной власти.
Анатолий  f3c2  
08.09.2017, 12:04
Ученик волшебника
что бы кого-то убедить надо бить по болевым точкам.
Прошу прощения, Ученик, но у Вас получилось из пушки по воробьям...
Тем более, что ЦБ уже сейчас мегарегулятор...
Кстати, а Вы не пробовали (уж коли Вы ученик) перечитать учебник по русскому языку?
avatar 08.09.2017, 16:35
Анатолий
Кстати, а Вы не пробовали (уж коли Вы ученик) перечитать учебник по русскому языку?

Бесполезно. У меня и Левушки Толстого при поступление в Казанский императорский государственный университет одна оценка по русскому была. Горбатого могила исправит.
avatar 08.09.2017, 16:59
Анатолий, Сейчас ЦБ регулирует только рынки капиталла. 
Приняв под своё крыло аудиторов, должен будет заняться реальным сектором.
А это не его.
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.